Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Ципора Харитан, Конфликт между воспитателями, Дети от первого брака
Здравствуйте. Я второй раз замужем. У меня есть две девочки, которых мой второй муж воспитывает. И еще я жду ребенка. У нас полноценная семья, и мы все очень любим друг друга. Воспитание детей для нас — это главное. Сейчас это особенно тяжело делать потому, что есть еще у них и родной папа и его мама, которые, мягко говоря, люди не религиозные. Как поступать, когда все кругом говорят, что лишать детей встреч с родным отцом нельзя (и бабушкой), а мои дети, к примеру, не смотрят телевизор, не ругаются, получают определенные знания (религиозные) и, конечно, я стараюсь от различных соблазнов их отгородить. Находясь в гостях у родственников, они смотрят, слушают и иногда даже вникают в то, что им там навязывается. Это действительно довольно большая проблема для меня. Когда мой муж говорит, что надо быть осторожнее и вести себя вот так и так, другая сторона отвечает: ничего подобного, живем один раз на всю катушку.
Уважаемая Н.,
Очень непросто и нелегко быть в Вашей ситуации, когда детей тянут в противоположном направлении.
Теперь надо понять, что иногда такое сопротивление религиозному духу в семье идёт и от собственных родителей, которым тоже нельзя помешать видеться с внуками.
Несмотря на то, что все Вам советуют не прекращать свидания детей с отцом и бабушкой, я вынуждена сказать, что мы подвергаем детей чересчур большому риску с духовной точки зрения. И поэтому если есть какая-то возможность прекратить эти свидания, то желательно ею воспользоваться, если отец ни в чем не хочет идти навстречу. Если же свидания должны продолжаться, то надо попробовать поставить условие: дети не едят некошерное и не ходят в места, посещение которых полностью противоречит духу иудаизма, типа бассейна для совместного плавания, кинотеатров и т.д. И попробовать настаивать на соблюдении этих условий, так как даже суд (если Ваш бывший муж туда обратится) примет во внимание: нельзя разрывать детей на части с психологической точки зрения.
Если же нет никакой возможности прекратить эти свидания, то необходимо принять визиты детей к отцу как данность.
Теперь надо понять, что иногда такое сопротивление религиозному духу в семье идёт и от собственных родителей, которым тоже нельзя помешать видеться с внуками.
Поэтому мне кажется, что всякие попытки бороться с «антирелигиозным» влиянием родственников могут привести только к обострению ситуации. Очень важно, чтобы у детей было желание подражать родителям, а это обычно бывает в любящей и тёплой семье, такой, какой Вы описываете вашу. Поэтому если даже дети увидят или услышат вещи, которые им не подходят, можно им сказать, что, к сожалению, наши родственники не учились тому, как себя ведут религиозные евреи, и популярно объяснить термин тинокот ше-нишбу (люди, которые с детства воспитывались вне еврейской Традиции). А поэтому мы им сочувствуем, но не подражаем. Если же дети вернутся домой с чувством вины из-за того, что нарушили что-нибудь у отца и у бабушки, не надо их ругать. Наоборот, следует проявить эмпатию и сочувствие и сказать, что вы понимаете, как непросто удержаться от такого соблазна. Но вы уверены, что с Б-жьей помощью они будут очень стараться.
Если Вы не ведёте борьбу с бывшим мужем и его мамой и не ругаете детей, то вряд ли влияние отца и бабушки на детей может быть длительным и существенным. Дети предпочтут то, к чему их с любовью приучают в своей семье.
Желаю всего наилучшего и помощи с Небес.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.