Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Непослушание, Дошкольники, Кризисы в воспитании
Вопрос к Ципоре Харитан: в начале хотелось бы поблагодарить вас за мудрые советы и уроки, которые вы даете на сайте. Одному из детей 3.5 года. В последнее время стал вести себя соответственно возрасту: частые резкие перепады настроения, «нет» — одно из наиболее часто используемых слов. Вопрос в том, каким наиболее здоровым образом все-таки совершать с ним какие-то необходимые действия, к примеру, чистку зубов, если ни положительные, ни отрицательные способы не действуют. Превратить в игру не получается, от любых поощрений отказывается, только чтобы утвердить свое нежелание что-то делать. Отрицательные «меры» — не наказание, а естественные последствия (если не чистить зубы, соответственно, нельзя есть сладости) — тоже не действуют. Силой почистить можно, но разве это хорошо — доводить до того, чтобы превращать каждый вечер в пытку для ребенка и портить с ним отношения? Что делать? (Вариант не чистить не подходит — во всем, что не принципиально и не опасно для жизни и здоровья, «отпускаем» ситуацию). Большое спасибо за ваш ответ!
R.
Уважаемые родители!
Вы совершенно правы: ребёнок в 3,5 года упрямится для того, чтобы доказать, что он самостоятельная личность. Иногда создаётся впечатление, что если велишь идти есть мороженое, то он и от этого принципиально откажется, лишь бы настоять на своём. Поэтому прекрасно, что вы стараетесь не вступать с ним ни в какие конфликты по непринципиальным вопросам, а количество принципиальных свели к минимуму.
Для того чтобы всё-таки помочь маленькому упрямцу «слезть с дерева, на которое он себя поместил», стоит предоставить ему почётное право выбора, например: «Ты хочешь чистить зубы сам, или чтобы мы тебе почистили?», «Ты хочешь чистить зубы перед тем, как наденешь пижаму, или после этого?».
Если ребёнок не понял принципа выбора, сказать: «Раз ты не отвечаешь, я понимаю, что ты хочешь так-то и так-то», например, «чтобы мы почистили тебе зубы». Если после этого он скажет: «Нет, я сам», скажите: «Значит, мы неправильно тебя поняли, пожалуйста, делай, как ты хочешь».
Если же по-прежнему будет кричать и капризничать, спокойно осуществите тот вариант, который объявили выбранным.
Если Вы будете предоставлять ему выбор спокойно, последовательно и не раздражаясь, а, с другой стороны, подчёркивая, что третьей возможности (например, не чистить зубы) не существует, то постепенно он поймёт идею и сможет с честью для себя выбрать один из предложенных ему вариантов. Со многими упрямцами этот способ действует неплохо, во всяком случае, стоит попробовать.
Когда же ничего не помогает и не действует, стоит напомнить себе, что бэ-эзрат а-Шем (с Б-жьей помощью) ребёнок скоро перерастёт своё возрастное упрямство, если мы, взрослые, не будем упрямиться попусту и научим его личным примером, что уступить — это не значит уронить своё достоинство.
С уважением и пожеланием нахат (удовольствия от ребёнка), Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
Все евреи или только некоторые представители ашкеназской общины?
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Рав Реувен Пятигорский
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»