У нас ощущение, что одна из дочерей растет очень эгоистичной...10 июля 2016 года, отвечает Ципора Харитан Шалом, уважаемый консультант. У нас есть проблема с приучением нашей дочери к помощи по дому. У нас возникает ощущение что одна из наших дочерей растет очень эгоистичной. В большинстве случаев в ответ на просьбу что-то сделать следует плач и жалобы, что ее притесняют потому, что она младшая. При этом надо заметить, что старшая тут же занимается домашней работой, причем, как правило, делает работу намного более объемную и намного более тяжелую. И только изредка она «играет в помощницу» и делает в этих случаях очень много, что показывает, что у нее нет никаких проблем с «квалификацией». Заранее спасибо, N. Читать далее |
|
Как приучить ребенка к горшку? Он терпеть не может изменений...24 июня 2016 года, отвечает Ципора Харитан Уважаемая ребецин Циппора, желаю Вам лёгкой подготовки к Песаху и всего самого лучшего. Пожалуйста, посоветуйте мне, как мне приучить своего сынишку к горшку. Ему уже 3.5 года, и все мои попытки приучить его закончились ничем. Он даже подходить к туалету не хочет уже. Я ему показывала видео с малышами, как они делают всё в горшок. Давала ему телефон, когда он сидел на горшке. Даже брала с собой в туалет. Он не хочет. Он может сидеть на горшке. Даже когда я вижу, что ему надо, когда он попадает на горшок, он всё это сдерживает, потом у него запор на 2-3 дня и он не может сходить. Я пробовала ему подмешивать компот из чернослива в виноградный сок, он так подозрительно смотрел в этот стакан, правда, выпил эту смесь, но то ли я ему мало подмешала, но это на него никак не подействовало. Мой ребёнок очень ласковый, и он терпеть не может никаких изменений. Он кушает только ту еду, которую знает. Если я приготовлю курицу (которую он любит), но по-другому, он будет голодный, но есть её не станет. Я понимаю, что женится он, уже зная, как надо ходить в туалет. Но ему идти в школу в следующем году. Я хочу, чтобы он уже знал, как это делать. Большое спасибо, Л. Читать далее |
|
У меня две дочери, младшая пристает к старшей, старшая ко мне. Так и ходим по квартире паровозиком...29 мая 2016 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте. У меня две дочери: почти восемь лет и три с половиной года. Старшая очень жалуется, что младшая за ней все повторяет, старается полностью ее копировать, даже по комнатам ходят в стиле «мы с Тамарой ходим парой». Старшую это бесит, обзывает мелкую хвостиком, всячески пытается от нее отделаться, орет на нее, мелочь вопит в голос и продолжает преследование. До трех лет маленькая сидела дома, я надеялась, что, когда она пойдет в садик и у нее начнется своя жизнь, то она перестанет жить жизнью сестры. Не получилось. В садике ее обожают, но все равно повторять за старшей интереснее. Возможно, причина в том, что старшая очень ко мне привязана, просто пытается в меня влезть, а я интроверт и не могу уделять ей столько внимания, сколько она требует (хоть очень стараюсь). В общем, мы гуляем по квартире паровозиком: бабка за дедку, дедка за репку. Старшая от всего этого очень страдает. Я стараюсь ее как можно чаще гладить по головке, целовать (для нее тактильный контакт очень важен), то есть со своей стороны я делаю максимум (хоть, скорее всего, этого недостаточно). Но как отвадить от нее младшую??? Объяснения типа «маленькая тебя очень любит и хочет быть похожей на тебя» не действуют, а младшей что-то объяснять вообще бесполезно, она просто не понимает, что от нее хотят. Спасибо. Н. Читать далее |
|
Четырехлетний сын перестал разговаривать со взрослыми. Обратиться за профессиональной помощью?19 мая 2016 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день, уважаемая Ципора! Я в последнее время стала замечать, что мой ребенок перестал разговаривать со взрослыми (исключение — я, муж и воспитатели), с детьми он знакомится и общается. Единственный ребенок в семье, ему почти 4. Всегда был очень общительный, с рождения шел ко всем на руки. Первый случай, когда не хотел идти к кому-то, был, когда я уезжала в командировку за границу, и большую часть времени он был в одной семье, потом он их боялся и не хотел идти. Потом прошло. Затем была неудачная метапелет (няня) где-то месяц. Тоже со временем прошло. Сейчас обратила внимание на необычное поведение на месибат ханука (утреннике, посвященном Хануке). Почти все дети принимали участие, а мой ребенок держался за меня, и только в конце произошел сдвиг. На месибат сиюм (выпускной утренник) в прошлом году он был единственным, кто принимал участие во всем. Сегодня мы были у детского врача, сын ни разу не улыбнулся и не вымолвил ни слова. Вчера его 3 человека спросили, как его зовут, сколько ему лет, а ответ он не вымолвил ни слова. Начала вспоминать — и это уже давно он перестал разговаривать со взрослыми. В садике воспитатель говорит, что он играется со всеми детками, хотя на протяжении месяца говорил, что у него только один друг. После или во время рикуза (занятий с воспитателем) всегда что-то рассказывает. Дома его поведение не думаю, что изменилось, поэтому и обратила внимание на поведение вовне только сейчас. Не знаю, имеет ли это отношение к делу, но он очень хочет играть с мальчиком, который периодически его бьет, то же самое было и в прошлом году. В чем может быть причина такого поведения? Надо ли обратиться за профессиональной помощью, чтоб найти проблему, или это норма и пройдет? На что еще следует обратить внимание? Большое спасибо за ответ. N. Читать далее |
|
Трехлетняя дочь постоянно хнычет28 февраля 2016 года, отвечает Ципора Харитан Доброго времени суток. Дорогая р. Ципора, очень нужен Ваш совет. Ребенку 3.5 года. И она постоянно хнычет. Все сопровождается стоном, плачем, вяканьем. У меня кипят уже мозги от постоянной «сирены» в ушах. Могу описать день: пробуждение начинается с «ОЙ-ОЙ-ОЙ! АААА!» и плача. Когда спросишь несколько раз, что случилось, отвечает, что хочет пить и в туалет. Поход в туалет или на кухню сопровождается кряхтением. Просить ее одеваться бесполезно. Оденет штанину и сидит песенки поет, глядя на себя в зеркало. Одевается в садик в сопровождении плача. И ей все мешает: рукав давит на подмышку, юбка не крутится, не хвостик, а косичка, или наоборот. Одевать верхнюю одежду вообще жутко. Шарфик давит, змейка на куртке душит, сапоги одеваются наоборот. Все вещи немного большеваты и не впритык. Как-то мне надоело все это выслушивать, я оделась и сказала. что если сейчас не выйду, то опоздаю на автобус, а у меня дела и опаздывать не могу. Она оделась правильно за минуту и все застегнула сама. Выходим на улицу, начинается после 5 минут хныканье, что она устала и надо посидеть, постоять или пойти домой, или что опять что-то давит из одежды. А нехватка мест в автобусе вообще все мозги выносит. У меня такое впечатление, что у меня не ребенок, а старушка-домоседка. Руки ей я вообще боюсь мыть. Каждый раз подкатываем рукава высоко, но невидимая капля умудряется брызнуть ей на рукав, и начинается вопль опять, мол, как так, рукав мокрый. При этом он сухой! Из садика вообще уходим последние. Одеваться не хочет. От меня бегает. Пока все не уйдут домой, она не согласна покинуть помещение. Сил моих больше нет ни кричать, ни это слушать, ни реагировать на каждый вопль. Помогите пожалуйста. L. Читать далее |
|
Дочери шестнадцать лет, и в последнее время стали возникать проблемы со скромностью...2 февраля 2016 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день. Мой вопрос связан с дочерью-подростком. Ей 16 лет, и в последнее время стали возникать проблемы с «цниутом» (соблюдением правил скромности). Она хочет носить юбки покороче, и даже если мы ей этого не разрешаем, она нас обманывает: из дома выходит в длинной, а потом ее меняет на короткую; спорит по поводу длины рукавов, недавно осветлила волосы, стала пользоваться косметикой. Забывает о тех правилах, которые ей были привиты в детстве: омывать руки по утрам, благословление на еду — обо всем нужно напоминать. Она учится в государственной религиозной школе (не хареди), где большинство девочек так одеваются, но с этим, по-видимому, у их родителей нет проблем. Но у нас, в отличие от них, другие устои. Пробовали и по-хорошему, и посредством разговоров и ссор. По этому поводу у меня с ней нарушены отношения доверия. Я прекрасно понимаю, что если стискивать рамки, то этим можно и навредить — подросток может бросить все и полностью распуститься. Но как же быть: как я могу закрывать глаза и позволить ей ходить непристойным образом, не напоминать ей о наших заповедях? N. Читать далее |
|
Я разведена, хочу снова выйти замуж, сын против. Пытается проверять телефон, почту и... плачет15 января 2016 года, отвечает Ципора Харитан Я разведенная уже год плюс, есть сын 11 лет, скоро 12. Хочу выйти замуж, сын против, хотя его отец женился сразу же. Я баалат тшува (вернулась к соблюдению Традиции), сын не соблюдает, хотя знает Масорет (Традицию). Есть влияние его отца, который ярый атеист, хоть и еврей. Ребёнок надеется, что мы с его отцом снова будем вместе. Я обратилась к шадханам, идут переговоры, телефоны… Сын уже пару раз делал истерики и каждый раз пытается проверить телефон, эл. почту, на каком сайте была… Активно мешает и… плачет. Что делать? Как себя вести? Н. Читать далее |
|
Мне жалко внука и кажется, что родители буквально всё делают не так в отношении этого ребенка...13 января 2016 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день! Вопрос раббанит Ципоре Харитан. Уважаемая раббанит Ципора, очень надеюсь на Вашу помощь. Я — бабушка, далекая, галутная… Приехала в гости к детям и внукам. До этого общалась с внуком немного по телефону и совсем чуть-чуть по скайпу (дома нет интернета, естественно). Дети давно в тшуве (вернулись к соблюдению заповедей), сын учится в колеле в Иерусалиме, да и я сама тоже стараюсь по возможности соблюдать. Пишу это для того, чтобы Ваш ответ был рассчитан не на самых начинающих, а для обычных, если можно так выразится, соблюдающих (да еще и весьма старающихся соблюдать без всяких скидок на бааль-тшувство) семей. Внуку 2 года и 7 месяцев. Славный, любимый, но… Принял меня странно… Начал щипать, бить где-то через день после приезда. Сначала давал мне себя купать, переодевать, потом разрешал только родителям. При этом гуляли, общались (говорит очень мало и не очень хорошо для своего возраста, но все понимает). Я пыталась (а опыта у меня никакого — сын один и очень спокойный был в детстве) образумить его: бабушке больно и т.д. Потом слегка сама шлепнула по руке, в ответ — слезы, и это тоже ничего не дало. Увещевали родители, вроде бы, давал обещание больше не делать, но время от времени все же старался ударить. И не только меня. Есть сестричка — 9 месяцев, так иногда и ей доставалось, но очень редко. Склоняюсь, что сестричке доставалось из ревности. При этом большой помощник маме, действительно. Я же старалась потом просто не обращать внимания, хотя думаю, что это неправильно. Но не могу же я воспитывать внука — у него для этого есть родители, хотя при них он не бился. Мне было сказано, что их он не бьет, а раз меня бьет, то я это ему разрешаю… Но даже не это меня расстроило. Уверена, что это пройдет. Самое главное, что не дает мне и сейчас спать и жить спокойно, — это то, что он просто ужасно засыпает и просыпается — с плачем, криками до хрипа. В прошлом году тоже была у них и была проблема, что очень рано просыпается, но он сидел в кроватке где-то сам полчаса, а потом уже вставали все. Потом, по рассказам сына, он научился сам выбираться из кровати и приходить к ним очень рано — в 5-6 утра. И они придумали способ: верх кровати покрыли сеткой из веревки — намотали вдоль и поперек. В не сонном состоянии он раздвигает это «сооружение» и может выбраться из кровати, а сонный — не может. При этом закрывают его на ключ, закрывают окна и опускают жалюзи. Я в ужасе! Объясняю сыну: он же как в тюрьме — не может выйти, один в темноте. Сын поясняет, что это все мои фантазии, потому что наружные звуки его пугают (когда уезжала, все же уже больше недели, оставляли приоткрытым на ночь окно), свет не дает ему спать, а ключ — он знает, что не может выйти, и спит дальше, даже если проснется. Сам процесс укладывания — не для слабонервных (для меня точно нет). Все это растягивается на хождения и увещевания до часа. Просила: да посидите с ребенком, подержите за руку, расскажите что-то — не подходит. Должен засыпать без капризов, сам и быстро. То же самое и утром, просыпается с плачем, сначала просто подвывает, потом сильнее и сильнее. Родители спят. Я пыталась прийти к нему сразу — сказали, что разбудила и он бы еще спал. Я перестала заходить и по полчаса слушала прямо щемящее подвывание и плач ребенка. При открывании двери — он на входе, сидит на полу уже часто. ОЙ… написала много, пишу и плачу. Мне жалко внука и кажется, что они буквально все делают не так в отношении этого ребенка. Помогите, пожалуйста. Очень надеюсь на Вашу помощь и советы. Я Ваш ответ обязательно передам детям. С ув., N. Читать далее |
|
Как это «ни в коем случае не стоит обучать ребенка одновременно читать два разных шрифта»?18 декабря 2015 года, отвечает Ципора Харитан Уважаемая Ребецен Харитан! Спасибо Вам за лекции и ответы на вопросы. У меня вопрос к ответу на вопрос об обучении второму алфавиту. В США во всех харедимных школах — под эгидой Тора Умесора (так же, как и в модерн ортодокс) маленькие дети в 4 года учат и ивритские буквы, и английские. В 5 лет начинают читать на обоих языках. Поэтому я очень удивилась, когда на сайте в Вашем ответе было написано «ни в коем случае не стоит обучать ребенка одновременно читать два разных шрифта». Когда мы жили в России, там дети тоже учили русский и ивритский алфавит одновременно. Я понимаю, что в США и в России другая ситуация — дети должны учить государственный язык и должны учить иврит. А в заданном Вам вопросе ситуация иная, люди, слава Б-гу, живут в Израиле и могут не спешить с русским языком. Но было бы очень интересно узнать Ваше мнение подробнее по данному вопросу. Большое спасибо. N. Читать далее |
|
У нас огромный минус на счету. Попросить детей, чтобы отдавали часть своих денег в семью?29 июля 2015 года, отвечает Ципора Харитан Шалом. Вопрос к Ципоре Харитан. Мы тратим очень много денег на учёбу детей (7), особенно старших, на машканту (выплату ипотечной ссуды), на счета, на еду, на одежду, на машину, и у нас постоянно огромный минус, который время от времени уменьшается из-за получения какого-нибудь бонуса. Но в последнее время минус доходит до предела. Хотя сейчас старшая дочка платит из денег дедушки за свою учёбу в семинаре и в заочном университете, пока ни закончатся эти деньги. Мы подумали с мужем, что, может быть, попросить у детей, чтобы давали часть денег от бэбиситтерства, которые они зарабатывают, чтобы было на еду. Сказали это старшей — она была очень недовольна и покрутила носом. Мы раньше у них не брали. Как правильно поступить? А. Читать далее |
|
Муж бывает несправедлив к детям. Быть соучастницей его несправедливости?!15 июля 2015 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день! Я знаю, что очень важно, чтобы родители были единодушны в воспитании ребенка. Но как быть, когда супруг делает что-то, с чем я не просто не могу согласиться — а считаю, что он совершенно неправ и обижает ребенка? Мой муж иногда бывает очень нетерпелив по отношению к детям и, кажется, вообще не считает, что они имеют право на собственное мнение и собственные желания. Приведу пару примеров. Дети болеют. Из-за этого они рано уснули вечером и раньше встали утром. Дети маленькие, дошкольники. Понятно, что им трудно сидеть совершенно тихо. Они уже молодцы, что не пошли к нам и не стали нас будить, а сами играли, я считаю. Они начали болтать, мы пару раз попросили их говорить чуть потише. Но это же дети. В итоге папа один раз очень грубо крикнул детям, чтобы была тишина, а на следующий раз вышел и сразу шлепнул и так же грубо выгнал в другую комнату, накричал. Дети от него убегали и плакали. Хотя, по сути, мы как родители должны были встать к ним, а не продолжать спать. И дети ну ни в чем не виноваты. Второй пример. Шабат. Старший ребенок сделал нетилат йадаим (омовение рук) и начал болтать (прежде, чем откусить хлеб). Хотя мы, конечно, постоянно повторяем, что нужно молчать после этого. Папа это услышал и сразу сказал ему, что он кушать не будет теперь. Я предложила ребенку пойти сделать нетилат йадаим еще раз, а папа не разрешил и выгнал его в другую комнату, и оставил без еды. Я в таких случаях просто разрываюсь. Наедине с мужем разговариваю, но он не всегда понимает и не очень помогает это, в общем. Что-то такое постоянно повторяется. В случае с нетилат йадаим. Я тихонько сказала мужу сначала, что это слишком строгие меры по отношению к ребенку, может быть, он даст ему все-таки шанс исправить. Что такое отношение только отобьет у ребенка все желание и т.п. И т.к. он запретил, он и должен ему это сказать. Но муж не соглашался. Потом уже я разнервничалась, потому что он вынуждал меня, по сути, быть соучастником его несправедливости. А ребенка мне было очень жалко. Или вот еще. Пару раз были случаи: муж спит в салоне, по шабатам, например, дети просыпаются утром и выходят из комнаты. А муж хочет поспать еще. Так он просто загоняет их обратно в комнату, в которой темно, и свет включить нельзя. И так может прикривать на них, чтобы они там тихо сидели, часа полтора. Т.е. дети проснулись утром, ну у них такой режим, они ж не в курсе, что сегодня шабат и можно подольше поваляться. Папа спит в единственной общей комнате, где есть свет. И из-за этого они должны полтора часа сидеть в темноте, тихонько. Без завтрака. Как мне в таком случае оставаться солидарной с мужем? Даже пусть просто создавать такую видимость для детей? Папа несправедливо обидел, а мама заодно — это лучше для ребенка, чем несогласные друг с другом родители?!? Я понимаю, что идеальный вариант — говорить с мужем, но если это не помогает? Н. Читать далее |
|
Сын не хочет ходить в сад26 июня 2015 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день! Вопрос раббанит Ципоре Харитан. Дорогая раббанит Ципора! Большое спасибо Вам за Ваши уроки! Если можно, хотела бы задать Вам опять несколько текущих вопросов. 1. Касается старшего мальчика. Он сейчас ходит до часа дня в сад. Если раньше он не хотел идти домой, то теперь часто я слышу утром: «Не хочууууу в саааадик…» Приходится находить какие-то уловки («Давай пойдем туда, т.к. мне все равно туда надо, и на месте решим — хочешь ты или нет»). Обычно он включается в садик сразу, и вопрос отпадает, но очень психологически тяжело постоянно преодолевать его нежелание. Плюс, возникает чувство вины, что вроде как такой уж прямо необходимости нет тащить его в садик, а я тащу… В садике он хорошо играет, он один из самых старших там, воспитатели чудесные, у него все получается. Я говорила с воспитателями, они не видят причин, почему он может не хотеть (и я им верю). То, что приходит мне в голову: либо ему там не особо интересно с детьми, которые помладше (но вариант перевода в более старшую группу я бы не хотела после разговора с работающими в садике знакомыми — в силу воспитателей, в силу особенностей деток, которые там); либо он расстраивается из-за того, что он остается в садике, а младший братик остается со мной. И какую линию выработать в своем отношении к этому, и что ему говорить — я пока не могу определить. 2. Второй вопрос в целом о поведении старшего сына. Ему 3,5 года. И сейчас с ним стало очень-очень трудно. У него достаточно переменчивое настроение. И очень часто нужно преодолевать нежелание что-то делать. Я стараюсь активировать все терпение, какое во мне есть, все силы, знания, любовь к нему и прочее, но это требует просто гигантского количества сил. При этом, я не знаю, особенность ли это возраста, либо его как личности, — он очень эмоциональный ребенок, чуть что (это может быть даже, если он переживает за кого-то, за братика, например) — сразу в слезы, чуть что не получается или не по его — сразу в слезы. Сажусь, утешаю. Пытаемся найти выход, или если нет — то приходится «держать» оборону и до конца пережидать, пока гроза пройдет, или отвлекать чем-то. Скажем так, если бы я относилась формально, не знала бы его хороших качеств и не понимала бы, что цель воспитания — не краткосрочная, а вырастить человека, я бы сказала, что он ведет себя как очень капризный ребенок и нытик. Но я вспоминаю, как мама рассказывала, что я часто плакала в детстве, и пытаюсь ставить себя на его место, что придает силы нормально реагировать на все. Но все равно, часто бывает раздражение от постоянного недовольства. При этом я смотрю, что реально он очень хороший. Он чудесно, ответственно и очень по-мужски как-то даже ведет себя с остальными людьми — с няней, в садике, с родственниками. На людях — он может уступать, не плачет по пустякам. Когда у него хорошее настроение, он помогает, постоянно опекает братика, волнуется за него (когда настроение нехорошее — задевает, отбирает что-то…) Но вот дома он как будто расслабляется. При этом, я заметила, если его загрузить полезной деятельностью — лепить с ним, клеить или еще что-то такое делать, он очень включается и настроение улучшается. Но если этого нет — то у него какой-то лирический лермонтовский такой настрой страдания. И очень частое «нет», «не хочу»… И мой вопрос — как с этим всем быть, связано ли это с возрастом, что с этим делать и какая линия поведения должна быть с нашей стороны, чтобы не поощрять капризы, но и не ломать его, если это просто его такая особенность? 3. Третий практический вопрос касается еврейской составляющей, если так можно сказать. Как реагировать и какая линия должна быть, чтобы ребенку Тора и все, что с ней связано, было в радость? Чтобы он сам хотел двигаться в этом и расти? Например, мы каждое утро с детьми читаем немного молитв (Модэ ани, брохи на цицит, на Тору, Тора цива лану, Адон олам, Шма и просьбу о выздоровлении больных Израиля, где упоминаем имена больных, они всех помнят и радуются, когда кому-то легче). Всё в виде песенок, стараюсь в общих словах напоминать, о чем мы говорим и поем. Дети уже знают все наизусть, несколько раз уже старший мальчик хотел сам, без меня говорить молитвы, получал лавину восторгов, сиял от гордости. Он знает все брахот (благословения) на еду и сам их говорит без напоминания. Но какое-то время несколько дней подряд он мне говорил: «Не хочу молиться», «Не хочу говорить спасибо Ашему». Я совершенно тогда терялась. Говорила: «Очень жалко, Ашем очень любит и ждет, когда ты к нему обращаешься и говоришь с Ним… Он всегда тебя слышит и так много нам дарит каждый день». Садилась и продолжала молиться только с младшим мальчиком. После какого-то времени пришел старший и сказал, что «Ашем дал мне силы, и я теперь могу молиться». А последние дни он на брохи не очень хочет отвечать Амен, когда его просят. Говорит «не Амен». Т.е. правильно я понимаю, что малейшее чувство, что кто-то хочет за него что-то решить, дает отрицательный результат? Или все описанное — какие-то тревожные звоночки, что где-то я пережимаю? Ему интересно, и он сам просит читать детские книжки с историями из Торы. Потом периодически неожиданно задает какие-то вопросы, вспоминая, что мы читали. Мы делаем поделки по недельным главам, после которых они оба всё помнят… До последнего времени старший мальчик очень хотел ходить в ешиву с папой, его любимой игрушкой была Тора. Последнее время он не хотел ходить вечером именно с папой, хотел «с мамой», и хотел только, чтобы ходили все вместе. С Торой он особо сейчас не играет. А сегодня неожиданно захотел пойти на всю утреннюю молитву только с папой вдвоем. Но Амен, скажем, отвечать не хотел дома. В общем, я вообще не понимаю, что происходит у него в голове. И хотела спросить Ваше мнение — кроме молитвы Всевышнему о детях, что с моей стороны я могу сделать, чтобы не отбить у них желание, а наоборот, чтобы все, связанное с Торой и мицвот, вызывало радость и удовольствие? (P.S.: Я знаю, что важен личный пример, чтобы они видели, как родители молятся… И несколько переживаю, что не очень пока получается при них молиться что-то, кроме просьб своими словами). Огромное еще раз спасибо Вам! Хорошего месяца! Н. Читать далее |
|
Старшая дочь ревнует к младшей. Приступы ревности сильно обострились и участились...15 мая 2015 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте, уважаемые… Вопрос к рабанит Ципоре Харитан. Здравствуйте, уважаемая рабанит Ципора. Благодарю за предыдущие ответы. Барух а-Шем! Старшей дочери 4, младшей 3. Приступы ревности старшей сильно обострились и участились. Она так и говорит: «Я её ревную» и ещё очень часто говорит мне: «Мамочка не разлюби меня, не забывай меня». На что я всегда отвечаю, что люблю её, что всегда, что бы ни случилось, я буду любить её и никогда не забуду. Она радуется, обнимает, целует, говорит, как она меня любит. А к сестричке в последнее время плохо относится, дразнит её, игрушки забирает, иногда бьёт (хоть и не сильно), иногда даже говорит, что не любит её и не хочет видеть. Я не разделяю их, люблю, целую одинаково. Выражаю любовь одинаково, наказываю младшую демонстративно, чтобы старшая видела, что не только её наказывают. Как мне быть? Заранее спасибо. С пожеланиями здоровья и долгих лет жизни, с уважением, Н. Читать далее |
|
Надо прекращать кормление по состоянию здоровья, а мне жалко дочь...22 апреля 2015 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте уважаемые раввины, Во время второй беременности у меня возник сбой функции щитовидной железы, ускоренная работа тиреоидных желез. Я думала, что с беременностью, но после родов не прошло. Сейчас моей дочке уже почти 11 месяцев. Мне нужно пить таблетки, потому что организм работает в 5-6 раз быстрее, чем нужно, и уже начало сказываться на нервной системе и общем состоянии здоровья. Мне нужно бросить её кормить грудью, а мне её жалко. А с другой стороны их обеих жалко, когда у меня резко перемена настроения и нервы (которых у меня никогда не было, я очень спокойный по натуре человек), иногда кричу на них, потом мучаюсь. Подскажите, как морально подготовить себя и отлучить её от груди. Огромное спасибо, с уважением, Н. Читать далее |
|
Почему дома дочь отстаивает свое мнение, а в саду нет?16 апреля 2015 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте, уважаемые. Вопрос рабанит Ципоре Харитан. Здравствуйте, уважаемая рабанит Ципора, благодарю за предыдущие ответы, которые мне очень помогли, слава Всевышнему, что Вы есть. Моей старшей дочери исполнилось 4 года, второй год ходит в садик. Дома продолжаются недовольства, рычит на меня. Хмурится, кричит. Я действую, как вы рекомендовали, только в экстренном случае (еду пинала) дала по попе. Сегодня утром перед садом она поделилась со мной, что не хочет в сад, потому что некоторые дети приказывают ей молчать, а она им ничего не отвечает и молчит. И это ей не нравится. Почему дома она выражает недовольство, отстаивает своё мнение, а в саду нет? Как мне быть, что ей говорить? Огромное спасибо, дай Всевышний вам и вашим близким здоровья на долгие годы. С уважением, Л. Читать далее |
|
Как распределить время ребенка между творчеством и прямыми обязанностями ученика?9 апреля 2015 года, отвечает Ципора Харитан Уважаемая Ципора Харитан. В вашем ответе на один из вопросов нашла для себя очень важную информацию. Прошу у Вас совета относительно специфики своего вопроса. Меня Всевышний благословил творческой семьёй. Я слышала не раз, что особенность большинства творческих личностей в их повышенной чувствительности и эмоциональности. А, следовательно, есть необходимость в снятии напряжения. Все дети любят мастерить из подручного материала, музыкальны и впечатлительны. Получается, что интерес к лепке и рисованию не только важен как любимое занятие, но и имеет важность как само-терапия. Вы советуете: «Дайте ребёнку (5.5 лет) побольше лепить из теста, глины, пластилина — и развивает моторику, и помогает человеку, которому надо что-то всё время крутить в руках». Сколько времени на протяжении дня выделять для такой деятельности, если ребёнку 9 лет и есть прямые обязанности ученика делать домашнее задание, повторять учебный материал, учитывая сказанное выше? У меня опасения, что творчество вытесняет собой все другие виды деятельности. И второй Ваш совет: «Очень советую перед сном массаж всего тела. Лучше всего рукой с кремом по коже. Очень успокаивает, расслабляет и удовлетворяет нужду в прикосновениях у человека с большими тактильными потребностями». Имеет ли значение, кто из родителей делает массаж? С одной стороны, прикосновения матери могут быть тем, что не хватает мальчику, а с другой стороны, ему уже девять и вдруг мои прикосновения могут его смутить? Заранее спасибо. Н. Читать далее |
|
Грудной ребенок отказывается от груди. Что делать?5 апреля 2015 года, отвечает Ита Минкина Здравствуйте. Грудной ребенок отказывается от груди. Подскажите, пожалуйста, молитву для успокоения малыша и преодоления отказа. А. Читать далее |
|
У меня большие проблемы с мужем... Как наладить отношения с двухлетней дочерью?22 марта 2015 года, отвечает Ципора Харитан Шалом, братья! Очень полезный Ваш сайт! Благодарю заранее за мудрость для меня! Подскажите, как мне улучшить отношения с дочерью? Мы с мужем поженились, в скором времени я забеременела. В нашей семье начались большие сложности: мой муж как будто с цепи сорвался — начал пить, гулять, воровать деньги, обижать меня, всё, что зарабатывал, — всё пропивал, пока я лежала на сохранении в больнице. Я много нервничала во время беременности. Родителям не говорила, чтобы не расстраивать. Мне приходилось всё время работать, чтобы содержать нашу семью и не развестись. Перед рождением дочки мне удалось уговорить мужа на кодировку. Он согласился, осознал, что виноват, но с работой так и не получалось. И после рождения мне также приходилось содержать семью, зарабатывая на руках с новорожденным ребёнком. Сейчас дочке уже 2 года, мужа удаётся выталкивать на работу со слёзными просьбами. Сейчас несколько месяцев работает, но работа скоро заканчивается. Мои отношения с дочкой тяжёлые, она меня не особо воспринимает и не очень любит — вижу это — из-за того, что я всё время работаю и постоянно ней на руках. Мужа она любит без условий, просто обожает его. Как мне наладить отношения с дочкой?? Я понимаю, что сейчас должна быть с ней, но если я оставлю работу, то наша семья протянет ноги от долгов и голода. Благодарю заранее! F. Читать далее |
|
Дочери 25 лет, по дому не помогает, на работе опаздывает, ленится. Поздно менять ситуацию?17 марта 2015 года, отвечает Ципора Харитан Уважаемый раввин! Подскажите, пожалуйста, в непростой ситуации. Нашей дочери 25 лет, она живет с нами. В детстве она была тихой и скромной, но сейчас у нас возникает много конфликтов дома, она не хочет помогать по дому, может отказать в любой помощи, закрыться на весь день в комнате, отвечает грубо. На работе также ведет себя нетактично, опаздывает, ленится… Не знаем как вести себя, как ее образумить. Признаёмся, в детстве не давали ей выполнять большинство работ по дому, это наша большая ошибка. Возможно, слишком поздно менять ситуацию? Большое спасибо за ответ. Читать далее |
|
Правда ли, что младенцев до шести месяцев нельзя сажать? И почему?13 марта 2015 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте! Подскажите, правда ли нельзя сажать детей до 6 месяцев? И почему? С уважением, С. Читать далее |
|
Переубеждать ли дочь-вегетарианку?24 ноября 2014 года, отвечает Ципора Харитан Моей дочери почти 11 лет. С ее матерью мы не так давно разошлись, у меня очень много времени занимает работа и новая семья. Год назад она вдруг решила быть вегетарианкой. По ее мнению нельзя убивать животных и если она не ест животных, то она препятствует их убийству. В мясе находится гемоглобин и др. важные для развития подрастающего организма элементы. Мои доводы о моральности ее не убедили, то, что Всевышний это разрешает, на нее не действует. Как ее переубедить? Неужели только в силовом порядке? Н. Читать далее |
|
Я развелась с мужем. Как воспитать уверенных детей, которые смогут построить собственный дом?10 ноября 2014 года, отвечает Ципора Харитан Уважаемый рабби, я развелась с мужем. Пожалуйста, объясните, как мне растить детей, чтобы они выросли еврейками, соблюдающими Тору, не остались травмированными эмоционально. Их отец по-прежнему останется частью их жизни, я не буду лишать их этого. У меня 3 девочки, и я боюсь, как бы они не свернули с пути. Как мне продолжать растить их, когда все родительские книги по воспитанию говорят о шлом-байт (мире между супругами) как главном аспекте? Смогу ли я воспитать уверенных детей, которые будут в состоянии построить собственный дом? Или они будут видеть во мне неудачницу и обвинять меня во всех своих неудачах в жизни? Заранее спасибо. И. Читать далее |
|
Дочь упрекает, что много работаю и не играю с ней. Да и меня совесть мучает...5 сентября 2014 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте, уважаемые, вопрос к рабанит Ципоре Харитан. Здравствуйте, уважаемая рабанит Цирпора, очень благодарна за предыдущие ответы. Я очень много работаю (я переводчик, работаю на бюро), иногда сплю по паре часов, а иногда по 40 часов не сплю. Конечно, такой режим не позволяет мне сильно убирать и играть с детьми. Но когда у меня окно, я с ними за покупками хожу, в парк отвожу. Ну, и в субботу вместе. А так мы вместе, просто я работаю, а они рядом играются. Моя старшая дочка (4,6) стала упрекать меня (да и меня совесть мучает), что я много работаю и не играю с ней. Меньше работать — нам не хватит. Как мне ей объяснить, что мама вынуждена работать? Огромное спасибо, желаю здоровья и долгих лет жизни. С уважением, Л. Читать далее |
|
Четырехлетняя дочь хочет носить только розовое...23 июня 2014 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте, уважаемые… вопрос к уважаемой Ципоре Харитан. Уважаемая рабанит Ципора, благодарю за предыдущие ответы и советы. Дети растут, барух Ашем, и появляются новые вопросы. Моей старшей 4 с половиной, у нас новый бзик: она хочет носить только розовые вещи — и никакие другие. Я её не ругаю, но и не знаю, как с этим быть. Ещё игрушки, карандаши собирать не хочет. Я насильно не заставляю, но хотелось бы приучить её. Заранее благодарю, Л. Гут шабес. Читать далее |
|
Сыну два с половиной года, и он бьет детей младше себя...5 мая 2014 года, отвечает Ципора Харитан Шалом! У меня вопрос насчет детских драк. Моему сыну 2,6, и у нас есть дети, которым около 1,6. Он их ударяет в следующих ситуациях: 1. когда они подходят к коляске его братишки; 2. когда они садятся на те карусели, на которые он хотел или думал сесть (иногда кажется, что даже не хотел, а просто так); 3. когда они подходят к его бимбе (детской машинке). В домашних условиях бьет за то, что берут его игрушки, или за то, что он считает своим. В то же время, когда у нас бывает бамба (кукурузные снеки), он сам всем раздает с удовольствием. Не знаю, в чем причина такого поведения. Когда ему было около 1,6, его ударяли дети разных возрастов, просто так. Может, он это помнит и из-за этого тоже так поступает. А может, и нет. Я понимаю, что он маленький, не понимает всего… но зачем бить-то??? Он еще не очень может выражаться словами в свои 2,6, может, поэтому. И еще: что мне делать в такие моменты? Что сказать? Очень переживаю сейчас по этому поводу. Заранее большое спасибо!!! Л. Читать далее |
|
Сыночку 2,6. Он бросает игрушки, не собирает, кричит, плюется дома, а сегодня плюнул на детей в парке...11 апреля 2014 года, отвечает Ципора Харитан Шалом! У меня такой вот вопрос… Нашему сыночку 2.6, а младшенькому 3 месяца. В основном вопрос касается старшего. Он в сад не ходит. Целый день мы вместе, он постоянно все валит. То, что я ему говорю «нельзя» по сто раз, все равно делает. Бросает игрушки на пол, играет минут пять, потом достает еще, может и не играть… просто бросает все на пол. Я говорю ему собирать — слушает, только если накричу… Бывает, что кричит просто так. Маленькому спать не дает. Плюется дома. И вот сегодня плюнул на детей в парке. В общем, я не знаю, как реагировать на все это правильно. Нервничаю… и поднимаю на него руку. Очень не хочу, жалею, ругаю себя. Но он просто вынуждает меня, т.к. понимает, в основном, только так. Он еще не разговаривает полностью и понимает не все. Не хочу, чтобы из-за меня он вырос нервным. Не хочу портить его детство. Начала читать книгу рава Аруша «Воспитание с любовью». Он там упоминает книгу «Би-сдей яар» для исправления качеств родителей, эту книгу еще не купили, но купим, как появится возможность. Беезрат А-шем, поможет. Написала Вам с просьбой о помощи, т.к. не изучила эти книжки и, наверное, еще немало времени пройдет… а жизнь идет. Заранее Большое Спасибо :) Л. Читать далее |
|
Что делать, если ребенка обижают?31 марта 2014 года, отвечает Ципора Харитан Шалом, уважаемые раввины. Возможно, подобный вопрос уже освещался, но всё же спрошу. Если не давать возможность ребёнку рассказать о том, кто обижает его, оскорбляет или угрожает (пусть даже по-детски и «в шутку») — в детсаду, в хедере или далее в ешиве, то как он сможет вовремя получить необходимую помощь и поддержку? Как ребёнок может нормально развиваться и слушаться взрослых (родителей и учителей), если ощущает, что его проблема их не интересует и, более того, нужно найти обидчику оправдание (ладун лэ-хаф зхут)? А. Читать далее |
|
Как приучить полуторагодовалого ребёнка спать в отдельной комнате?2 марта 2014 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день. Подскажите, пожалуйста, как правильно себя вести с детьми при переезде? Моему сыну 1.5 года, и сейчас он спит в своей кроватке в нашей комнате. Мы должны переехать в другую квартиру, и у него будет своя комната. Сейчас, если он сильно плачет ночью, я могу его взять в свою кровать, но это случается редко. Иногда ему достаточно просто видеть, что я в комнате, в кровати — а в новой квартире в его комнате не будет, пока что, никакой мебели. Есть старшая дочка 7 лет, которая тоже очень не любит спать сама. У нее, конечно, есть своя комната, и она спит одна, но очень любит, чтобы с ней побыли немного, когда она ложится спать. Второй вопрос: как отучить сына от бутылок ночью? Обычно он просыпается по 2-3 раза, и ему нужна бутылка с молоком или матерной, получается, он выпивает около 800 мл. за ночь! Как и когда его отучит от бутылок? (Я не могу выдержать многочасовые рыдания). Большое спасибо!!! Л. Читать далее |
|
Ребенок знает все буквы еврейского алфавита. Можно уже начинать учить русский алфавит?28 февраля 2014 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день! У меня вопрос к рабанит Ципоре Харитан. Мне хотелось бы, чтобы ребенок (ему сейчас 2 года) в будущем умел читать по-русски. Когда лучше начать? Сейчас он узнает все буквы еврейского алфавита, иногда немного путается. Учить параллельно и русский алфавит? Или не начинать, пока не пойдет в хейдер и не выучится читать на иврите? Заранее спасибо за ответ. N. Читать далее |
|
Отправить дочь на художественную гимнастику или балет? Но это же нескромно!21 февраля 2014 года, отвечает Ципора Харитан Шалом! Пожалуйста, подскажите нам, как правильно поступить в вопросе воспитания дочери. Девочка очень активная, и все воспитатели-преподаватели советуют отдать её в спорт — в художественную гимнастику или балет. Но это же нескромно! Что делать? В какой спорт её отдать, и отдавать ли вообще? Если нет, то куда деть ее неуемную физическую активность? М. Читать далее |
|
Почему ребёнок дома просится в туалет, а в садике боится?31 января 2014 года, отвечает Ципора Харитан Спасибо большое за Ваши предыдущие ответы на мои вопросы!!!! Сейчас возникла следующая проблема. Моей дочке 2,5 года, и мне удалось ее приучить дома ходить в туалет. Она просится, и мы вместе идем. (1 раз за день, бывает, забывает попроситься). А в садике (она ходит в маленький домашний садик, 6 детей) она просто боится зайти в туалетную комнату. Воспитательница ее всеми средствами уговаривает, а ребенок плачет и боится, и говорит «не надо»… сама воспитательница очень боится, что ребенок у нее где-нибудь это сделает и не попросится. В конечном итоге вчера одела на нее подгузник, когда увидела, что ребенок уже очень хочет. Дома мы подгузником пользуемся только на ночь. Подскажите, что делать. С чем может быть связан страх у ребенка, и что можно сделать? Я считаю, что ребенок уже большой, чтобы продолжать ходить в памперсах. Правда? Садик она любит. Утром всегда радуется, когда мы идем туда. Я уже с ней в этот туалет в садике пошла и показала, что там не страшно. А ребенок убегает и говорит «не надо»… Бывают ли такие случаи, что ребенок дома просится, а в садике боится? Спасибо. Буду очень признательна за ответ. T. Читать далее |
|
Трёхлетний сын не хочет надевать цицит и кипу... Как учить всему еврейскому в этом возрасте?27 января 2014 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день! Вопрос для раббанит Ципоры Харитан. Дорогая раббанит Ципора, если можно, хотела бы опять задать Вам экстренный для меня вопрос про старшего мальчика, которому недавно исполнилось 3. Относительно заповедей, степени введения в них детей и того, насколько можно уступать, если они что-то не хотят делать. У нас некоторая сложность, т.к. он почему-то не хочет одевать цицит и кипу. Ближе к 3 годам я рассказывала ему про мальчика, которому будет 3, которому подарят кипу, цицит, он все это знал, воодушевленно подсказывал, как это все будет. Потом, в день рождения, он одел цицит, ходил несколько дней, радовался, что мы «по-настоящему» говорим броху (благословение) на цицит. А потом резко просто стал отказываться их надевать, вплоть до крика, что не хочу. Я пробовала ему давать маленькие конфетки в качестве «подкрепления сил для остальных мицвот после того, как он одел цицит, как большой мальчик», но вижу, что проблема остается и никуда не движется. Думаю, конфетками дело не решить, и честно говоря, сомневаюсь в целесообразности таких методов… Кипу тоже он поносил пару дней, потом не хочет даже на голову одеть. Надевает кепку на улице всегда, дома продолжает носить, если я под шумок ему одену и не сниму. И меня волнует, надо ли это вообще так форсировать или «исподтишка» делать, или он должен сам дорасти, чтобы осознанно сказать, что он сам хочет одеть кипу и цицит. Я пробовала ему рассказывать, что цицит и кипа — это как наша специальная форма, как у пожарных, например… чтобы мы помнили про Ашема, про заповеди. Рассказывала, как мальчик хотел что-то нехорошее сделать, но увидел цицит и решил сделать правильно… Он все слушает, но результат тот же. При этом у папы он целует цицит. Когда все-таки удается уговорить и он их носит, то носит спокойно. Вот просто сам момент, что их надо одеть, — он вызывает проблему. Как Вы считаете, что нам можно сделать с этим? Оставить в покое? Или как его можно заинтересовать, чтобы ему было приятно? Наверняка Вы сталкивались с таким? И еще вопрос относительно того, насколько в возрасте 3 года нужно целенаправленно что-то рассказывать о еврейской жизни, парашат а-шавуа (недельном разделе Торы) и прочем? Я столкнулась с мнением женщины, которая выросла в семье баалей тшува (сама соблюдает и учит, и прочее), что ей мешало в детстве, что родители постоянно что-то ей рассказывали с «моральным» посылом, с тем, чтобы она это приняла, постоянно ее чему-то учили. На нее это давило. И она чуть ли ни вообще ничего не читает еврейского своим маленьким детям. Читает про ежиков-зайчиков и концентрируется на поведении. У меня была внутренне (слава Б-гу, не на практике) другая крайность — мне невозможно было жалко времени, которое тратится на какие-то детские истории «просто так», «ни о чем» или на какие-то машинки (хотя, ребенок абсолютно без ума от разных машинок, вертолеток и любит рассматривать такие картинки, читать про них). Хотелось, чтобы всегда была хотя бы какая-то идея, польза. Еще лучше, чтобы было связано с недельной главой или чем-то еврейским. С другой стороны, хотелось ему максимально рассказать и об окружающем мире (в том числе и разных предметах техники), т.к. это тоже кругозор, и ему интересно, и, мне кажется, это тоже помогает в вере — видеть красоту всего, что вокруг, как все связано. И плюс мы еще пытаемся учиться читать (по-русски), учим огласовки на иврите (т.к. буквы уже знает). И плюс еще хочется ему привить какие-то навыки и заинтересовать математикой (на детском уровне, конечно), т.к. хочется развивать голову. (Я сейчас говорю только про старшего, т.к. младший малыш параллельно что-то узнает, когда мы читаем все вместе). И вот как это все уместить в то время, какое есть, и чему отдать предпочтение — мой постоянный вопрос. Как Вы считаете, что лучше — идти за его желаниями (зачитываться машинками и прочим), иногда вкрапляя еврейские знания, когда можно, мимоходом? Или выделить какое-то конкретное постоянное время, когда мы «учим, как папа, Тору» — и в это время что-то ему рассказывать? Или ограничить поступление в дом книжек про машинки и прочие стишки-истории, чтобы была только еврейская или обучающая направленность? Как Вы относитесь вообще к тому, чтобы детям читать какие-то истории и сказки «просто так» (конечно, с проверенным содержанием, без жестокостей, фантастики типа гномов и придуманных существ)? Я очень боюсь, с одной стороны, перегнуть палку еврейскими вещами, чтобы не было отторжения (боюсь, как бы сейчас этого не происходило), с другой, не хочется забивать ребенку голову всякой ерундой. Я опять извиняюсь, что такой расплывчатый и большой вопрос. Но очень надеюсь на Ваш опыт, т.к. голова закипает от боязни сделать не так. Я помню, что Вы говорили, что надо главное молиться за детей. Но на практике все равно какие-то действия приходится делать, и приходится выбирать, что именно делать. И я прошу очень, чтобы Вс-вышний помог не напортить и не оттолкнуть детей от того, что нужно. Большое спасибо и хорошего шаббата! Д. Читать далее |
|
Как донести до ребенка, что любую работу надо выполнять качественно и до конца?23 января 2014 года, отвечает Ципора Харитан После прочтения ответа на мой вопрос «Можно ли сказать детям, что мы теперь в меньшей мере обязаны их кормить?» я поняла, что не смогла правильно выразиться. Если есть возможность (видела, что напечатали) «рассеять» недопонимание, вызванное моей неточной формулировкой вопроса, буду благодарна. Разумеется, вопрос заключался не в том, чтобы «шантажировать» детей «правом» на меньшее их обеспечение, не дай Б-г (да и какой родитель пойдёт на это). А в том, чтобы аргументировать через Тору (а не лично мамины претензии), что даже если что-то менее обязаны делать, но в этом нуждается другой человек, мы всё равно это делаем, потому что не оставляют человека в «беде». (Ребёнок ведь по своей природе не может позаботиться о себе). А если что-то делаем, то делаем хорошо и до конца. Так, например, свою «детскую работу» (сбор игрушек или написание домашнего задания) нужно делать до конца и в тот же день, проводя параллель с тем, что и родители дают им только «завершённую работу». Например, дают им блюдо полностью прожаренным/сваренным, со специями и тёплым, а не в полусыром виде; одежду они получают свежевыстиранной и проглаженной. (Примеры только теоретические, для обдумывания, а не для практического применения, хас ве шалом). Касательно домашнего задания особенно волнует доведение до конца — легко читаемые предложения — по причине неразборчивого почерка и отсутствия должных требований к почерку со стороны учителя. Хочется донести до ребёнка, что даже без требований учителя писать «красиво» он должен писать так, чтобы было читаемо и аккуратно — потому, что так выполняют любую «работу» — качественно и до конца. Спасибо за уделённое внимание. А. Читать далее |
|
Дочь хочет во всем походить на нашу знакомую, которая недавно вернулась к традиции...13 января 2014 года, отвечает Ципора Харитан Шалом и хаг самеах (с праздником)! Хочу спросить вашего совета вот в чем. Я замужем, у меня бли айн а-ра, большая семья — три дочки, 11, 7 и 3 лет, и три сына. Несколько лет назад я познакомилась с молодой девушкой, баалат тшува. В то время она только-только пришла к религии, и я стала принимать ее в своем доме, учиться вместе с ней и по мере возможности помогать. Мои дети к ней очень привязались. Но спустя некоторое время я стала замечать, что старшая дочка позволяет себе нелестные сравнения в мой адрес. Например: «Почему ты не накрасишься, посмотри, как накрашена Рахель», «Почему ты не наденешь парик, а ходишь в этом некрасивом кисуе (головном покрытии), вот какая модная прическа у Рахели». Все разговоры у нас стали вертеться только вокруг того, что интересного Рахель рассказала или сделала. Потом мы переехали в Израиль, и общение с Рахелью свелось к редким телефонным звонкам. Я, честно говоря, вздохнула свободно. Но прошел год, и Рахель сама приехала сюда. Конечно, она зашла нас навестить, привезла девочкам подарки, игрушки, с большим энтузиазмом рассказывала об изменениях в своей жизни. И все началось сначала, дочка даже начала капризничать, что не хочет ходить в религиозную школу, а хочет учиться в обычной школе, а потом в университете, как Рахель, не хочет одеваться, как все девочки в нашем окружении, а хочет модные наряды, как у Рахели. Даже игры у нее такие, в которых она постоянно называет Рахель мамой. Вижу, что младшие к этой девушке тоже тянутся. Меня это и сердит и обижает. Не знаю, как правильно себя вести с этой девушкой. Без повода перестать ее принимать я не могу, она друг нашей семьи. Девочки сами начинают просить позвонить Рахели, если долго не общаемся, а если отказываюсь, начинаются нытье и слезы. Объяснять девочкам что-то бесполезно, да и упрекнуть мне Рахель по сути не в чем. Но я не могу дать нашим детям ее образ жизни и не знаю, как это правильно объяснить. Спасибо за совет и хаг самеах! И. Читать далее |
|
Годовалая дочь ведет себя агрессивно по отношению ко мне...24 ноября 2013 года, отвечает Ципора Харитан Здравствуйте! У меня вопрос по поводу воспитания детей. Нашей с мужем дочке 1 год и 2 месяца. Недавно я заметила: у нее начали появляться проявления то ли агрессии, то ли раздражения, не могу понять точно чего, направленные на меня. Она начала как будто бить меня по лицу, может кричать на меня что-то вроде «Отстань!», на ее языке, конечно, когда я ее кормлю, кусает за грудь и смеется потом. Даже если я серьезно говорю ей, что мне больно, что так нельзя, дочка, как будто, не понимает и продолжает улыбаться, и меня пугает, что я вижу в ее глазах, что она это делает специально, чтоб меня разозлить. В других ситуациях она очень ласковая девочка, очень улыбчивая, общительная. В то же время, ей нужно свое пространство, она не любит, если я слишком много ее обнимаю, она любит самостоятельность, кричит, если ее у нее забирают. Недавно мы сделали перестановку в квартире так, чтобы у нее была своя комната, и ей этого, наверное, очень не хватало, так как она сразу ее облюбовала и любит проводить там время! Но с дисциплиной у нас пока неполадки, потому что спит дочка по большей части с нами, так как, когда я училась, у меня не было сил вставать к ней несколько раз за ночь и проще было просто положить рядом, дав грудь. Хотя я знаю, что так неправильно! Может ли это тоже влиять на ее поведение? Когда еще она была полностью на грудном вскармливании, я ее всегда кормила по требованию, а не по часам, при малейшем писке удовлетворяла ее желание. По требованию посоветовали кормить в типат халав (детской консультации), и я до сих пор не понимаю, как все-таки правильно кормить. Когда она у нас что-то хочет, например, чтоб взяли на руки, то начинает ныть, капризничать, ложиться на пол и плакать (не кричит, но плачет). Она может долго играть сама, если я рядом сижу, но если я беру книгу или вязание или что-то еще, чтоб занять себя, дочка начинает сразу ныть, пытаться забрать это у меня из рук, и ничем я в итоге заняться не могу. Хотя если я мою посуду или готовлю еду, на это реагирует спокойнее!))) Правильно ли это? Так и должно быть, или мне следует научить ее, что мама тоже может заниматься тем, что ей интересно, и маме не надо мешать, или она еще слишком маленькая для этого? То есть можно ли продолжать вязать, читать, сидя на диване, когда она рядом кричит, чтоб взяли на руки, ноет, мешает? Понятное дело, что я выделяю время, чтоб поиграть вместе с дочкой, мы складываем мозаику, кубики и т.д., вместе ставим стирку, и она это очень любит, чувствует, что делает что-то важное, но ей этого не хватает, она хочет внимание почти все время. Как правильно соблюсти баланс, сколько времени уделять непосредственно играм с ней? И вот периодически она вдруг может начать бить по лицу и кричать «Ай-яй-яй!». Я пыталась проанализировать, не слишком ли часто я говорю ей слова «нельзя» и «ай-яй-яй», не слишком ли много запретов ставлю. Но мне кажется, что у нас, наоборот, с дисциплиной тяжело, и мне тяжело стоять на своем, когда дочка начинает требовать что-то. Возможно, она не видит во мне авторитета из-за этого и поэтому так себя ведет? Когда кусает за грудь, я строго говорю ей, что так нельзя и что мне больно, и говорю, что не дам больше, но она начинает плакать, я даю грудь — и она опять кусает и смеется! Из-за того что мне очень больно, я злюсь и чувствую гнев на нее, мне иногда хочется даже шлепнуть ее и тоже сделать ей больно в ответ! Меня это пугает, я совсем не хочу такое чувствовать! С 7 месяцев она ходит в мишпахтон (ясли), и хотя отдать ребенка в таком раннем возрасте было очень тяжело для меня, но все-таки мы с мужем приняли решение, что я пойду учиться. Мне кажется, ей должно быть интересно там, в мишпахтоне все детки ее возраста, но конечно она, как и многие детки, плачет, когда я ухожу, и, когда прихожу, сразу тянется ко мне. Но был один случай, в самый первый раз, когда я ее отдавала в мишпахтон, еще в 7 месяцев, я допустила грубую ошибку и не оставляла ее там постепенно, а оставила сразу с 7 утра до двух дня. Когда я вернулась, чтоб забрать ее, дочка была в истерике, заплаканная, оказалось, что плакала почти весь день, потом и дома была расстроенная и растерянная. Мне до сих пор очень стыдно за эту свою безответственность, и вот я думаю, могло ли это оставить след у нее в душе и подсознательную обиду на меня? И как исправить ее поведение?! И еще вопрос по поводу ночных кормлений. Я слышала, что есть способ отучить от ночных кормлений, который предполагает просто дать выплакаться ребенку несколько ночей. Можно ли пользоваться таким способом? Мне он кажется немного жестоким, но отучить от ночных кормлений, все же, хочется, так как накопилась усталость. Извините за такое длинное письмо! Наверное, оно отнимет у вас много времени и мне очень неудобно из-за этого, но просто хотелось шире описать ситуацию. Я слушаю лекции о воспитании детей на сайте Толдот и читаю книги, но эти вопросы решила задать лично, так как очень нуждаюсь в четких ответах на них. Я чувствую, что если не выработаю сейчас правильную линию поведения как родителя, то рискую испортить маленького человечка. Заранее ОГРОМНОЕ спасибо Вам! Н. Читать далее |
|
Не могу сейчас взять годовалого сына к себе. Еще год у бабушки с дедушкой — это очень плохо для него?27 октября 2013 года, отвечает Ципора Харитан Шалом! Я в разводе, сыну 1 год. Живу одна, родственников в стране нет. Сейчас ребенок живет у моих родителей, ему там хорошо, он развивается и есть присмотр, а со мной он обречен на 12 часов сидения с няней 6 дней в неделю, потому что я работаю. Я не знаю, как выйти из ситуации, что лучше: пока ребенку быть с моими родителями, а мне работать и периодически приезжать к нему? Если да, то до какого возраста возможно быть не с ним? А моя мама строго следит за кашрутом для него. Если он поживет у них еще 1 год, а я за это время приеду 2—3 раза — это очень плохо? Спасибо, М. Читать далее |
|
Обнаружилось, что в наше отсутствие девятилетний сын заходил в интернет...2 октября 2013 года, отвечает Ципора Харитан Шалом, у нас в семье возникла проблема, на мой взгляд, очень серьезная. Вчера наш младший сын, ему 9 лет, остался на небольшое время дома один. Мы детям не разрешаем в наше отсутствие играть на компьютере и смотреть телевизор. Но вчера когда мы вернулись, обнаружилось, что он заходил в интернет и смотрел на голых девушек. Подскажите, пожалуйста, что нам делать? Как бороться с данной проблемой? Ребенок в 9 лет интересуется голыми женщинами, мы очень боимся, что могут быть какие-то психологические отклонения. Мы семья религиозная, вернулись к Торе около 2-х лет назад. Муж старается объяснять сыновьям о том, что запрещено, а что разрешено по Торе, но, видимо, этого мало. Очень жду Вашего совета! Заранее благодарю, с уважением, И. Читать далее |
|
Терпеливо ждать неделями, пока на подростка снизойдёт желание прибрать свою комнату?9 августа 2013 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день, уважаемый Рав/рабанит. Моей старшей дочке 15 лет, а сыну 13 лет. Как любые дети, они не любят прибираться. Особенно в своей комнате (у каждого личная комната). Я не работаю, хотя это тяжело назвать «не работаю». У нас 6 детей, младшей 9 месяцев, готовлю, убираю, стираю и прочее. После многочисленных напоминаний детям, что комнату нужно привести в жилой вид, очень подмывает самой прибраться. Сын не любит, когда я лезу в его личные вещи, сильно сердится. Я его предупреждаю: если он сам не наведёт порядок, то я сама сделаю порядок на своё усмотрение. Это как-то его подталкивает немного разгрести завалы, которые он беспорядком-то не считает. И эта «уборка» случается крайне редко. Ругаться с детьми не хочу, и воспитывать тоже уже поздно. Так что же делать? Терпеливо ждать неделями, пока на подростка снизойдёт желание прибрать свою комнату? Или всё же можно навести самой порядок? С уважением, Н. Читать далее |
|
Что означает настойчивое желание дочери проигрывать драматические истории?2 августа 2013 года, отвечает Ципора Харитан Добрый день! Благодарим вас за ответы, мы многому учимся на данном ресурсе. Мы хотели бы задать вопрос относительно нашей дочери. Ей 4,5 года, и мы вскоре ожидаем еще малыша. Дочка — человек активный, требовательный, одновременно она осторожная и добрая. В играх любит разыгрывать свой собственный сценарий и настаивает на его точном соблюдении. При этом она часто в игре создает конфликтные или опасные ситуации, в которых она выступает спасительницей или защитницей (это в той или иной форме у неё с рождения), она настаивает, чтобы такие истории проигрывались несколько раз подряд. Иногда неприятно то, что она просит играть за плохих героев. Она просит, чтобы они совершали плохие поступки, украли что-то или обидели, а она будет их воспитывать или защищать от них. Я не играю с ней таким образом, пытаюсь как-то по другому предложить, часто она расстраивается и не хочет дальше продолжать играть. Но бабушка, насколько мне известно, играет с ней в подобные игры, когда дочь у неё в гостях. С бабушкой трудно договориться, во что лучше играть — обижается и продолжает делать по-своему. Она очень любит истории из Танаха, однажды при прослушивании она мне сказала, что ей нравится то, что там кто-то погибает. Я думаю, что ей нравится драматичность историй. Насколько я помню себя в детстве, было много историй из Второй мировой войны. И в играх постоянно присутствовали драматичные моменты, сражения, плен, гибель кого-то. Это давало какие-то переживания, а вместе с тем из-за этого был страх потерять кого-то из близких. Вот мы думаем: что означает настойчивое желание проигрывать драматичные истории? Как нам к этому относиться, как правильно играть с ней? Может, как-то нужно балансировать её такой интерес? Уточнения: непосредственного доступа к СМИ у дочери нет, нет гаджетов, у нас также нет общественного телевидения, но у нас есть ряд мультиков которые она смотрит. Даша-путешественница, Диего-следопыт, Ледниковый период, Маугли, Бемби, Рататуй, еще несколько советских. Мы понимаем, что лучше ничего такого не смотреть, но сами еще не на том уровне, чтобы ограничить. Сами мы фильмы практически не смотрим, редко смотрим передачи, по ремонту, машинам, кулинарии. У нас в окружении нет религиозных, к сожалению. Во дворе есть мальчик, с которым дочке нравится играть, он, видимо, с детства подвержен каким-то страхам и из-за этого всегда хотел быть защитником, рыцарем, богатырем, чтобы быть сильным и защититься. И они играли с ним достаточно часто, что дочь — принцесса, а рыцарь её защищает и спасает от пиратов и еще кого-то. Может, это как-то сказалось. Сейчас бабушка уехала навестить родственников, замечаю, что дочь легче соглашается на другой сценарий игры и ей интересно. Может, от безысходности, т.к. мы не играем с ней тем образом , а бабушки нет, а может, пропало влияние бабушки, которая считает хорошим воспитывать и на плохих примерах также. Благодарны за ваш ответ. Р. Читать далее |
|
Рекомендуете ли вы пользоваться советами Бенджамина Спока в вопросах воспитания детей?19 июля 2013 года, отвечает Ципора Харитан Рекомендуете ли вы пользоваться советами Бенджамина Спока в вопросах воспитания детей? Если да, то в какой мере? Р. Читать далее |
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ