Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тема: Детская агрессияперейти в тему 

Рубрикатор раздела
27 материалов
Спросить семейного консультанта
Спросить раввина

Сын пошел в школу и из обычного подвижного ребенка превратился в какого-то разбойника!

9 августа, отвечает Ита Минкина

Здравствуйте! Нашему сыну 3.5 года. В начале этого года он пошёл в школу, где в классе 30 мальчиков, а в цаароне (на продленке) у них половина их класса и половина класса, где дети на год старше.

Из обычного подвижного ребёнка он превратился в какого-то разбойника!!! Очень часто говорит некрасивые слова, бьет (особенно младшего брата), хотя мы всегда ему говорим, чтобы он выражал свои чувства словами: «Скажи: мне это неприятно» и т. д. У него как будто нет на это терпения.

Стал резким, делает всякие опасные вещи, хочет залезть очень высоко, что-то сломать, кидать (даже свою игрушку, в которую любит играть). Говорит, что когда он вырастет, то сможет всех бить и делать больно, что он хочет быть «погромником», который бьет.

И ещё одно: он всё время хочет быть первым, хотя мы вообще никогда не говорили ему об этом… Может устроить сумасшедшую истерику из-за того, что его брат первый вышел из машины… Подскажите, пожалуйста, как на всё это реагировать и как-то его успокоить? N.

Читать далее
Отложить Отложено

Старшему сыну 2,5. Как заранее подстраховаться от подросткового бунта?

15 мая, отвечает Ципора Харитан

Добрый день! Вопрос раббанит Ципоре Харитан. Дорогая раббанит Ципора, накопилось очень много вопросов:
 
1. Как направить ребёнка (2,5 лет) в том, как следует поступать, если сталкиваешься с агрессивным или не очень приятным поведением других детей? Скажем, когда кто-то отбирает игрушки или не хочет делиться своими (в ситуациях, если это маленький, ровесник, старший по возрасту)? Как учить его, что делать в случае, если кто-то ударил, отнимает, толкает? Научить бить в ответ, давать сдачи? Не может ли он после этого использовать силу, наоборот, против тех, кто слабее? (Раббанит Хава Куперман рассказывала, что ее мама перед школой научила ее давать сдачи. Это меня навело на мысль о том, что, может, стоит ребенка научить каким-то навыкам самообороны. И р-т Хаве никогда не пришлось применить свои навыки, т.к. другие дети просто чувствовали, что она МОЖЕТ постоять за себя). Сказать ему отойти в сторону или увести его? Но это, вроде как, не решение самой проблемы, а избегание. Не всегда получится отойти, и, вообще, должна у человека быть какая-то уверенность в своих силах.
 
Вступаться за ребёнка? С одной стороны, он может потерять «лицо» в глазах сверстников. Но зато будет чувствовать плечо родителей. Проблема, что мы же не можем быть с ним всегда. И вопрос — как ему НАУЧИТЬСЯ решать такие вопросы? Если, с другой стороны, не вступаться — получается «неоказание помощи в сложной ситуации». Плюс, дети разные — кто-то ходит/не ходит в садик, кого-то бьют/не бьют дома, у всех разный уровень сознательности и агрессии. Решать всё путем переговоров — не всегда работает. Я понимаю, что все ситуации разные, но хотелось бы дать некий алгоритм, вектор — как быть в таких ситуациях.
 
И еще вопрос — как корректно объяснить ребёнку, не постфактум, а на месте, почему дети себя так ведут? Так, чтобы точно и быстро, но не обидно ни для кого. Не из серии «он плохой и невоспитанный» (хотя, к сожалению, иногда именно это и хочется сказать), а что-то вроде: «Мальчик хочет в это поиграть, но не знает, как об этом сказать»?
 
2. Еще вопрос — у сына (2,5) есть младший братик (10 мес.). Очень часто сейчас малыш падает, ударяется, начинает плакать, мы к нему подбегаем, поднимаем, успокаиваем. Старший смотрит на это дело и начинает вести себя так же. Специально шлепается на попу, наигранно хныкает и смотрит на нашу реакцию. Как в такой ситуации себя вести? Подыграть ему и начать его «успокаивать»? Он не подумает, что родители — олухи? Не обращать внимания, говоря, что «ты специально и не больно упал»? Не решит, что его чувствами пренебрегают? Я пыталась ему говорить что-то типа: «Тебе необязательно падать или ударяться, чтобы мама тебя обняла и поцеловала! Если ты этого хочешь — ты можешь просто подойти ко мне. Братик учится ходить, и ему действительно больно, когда он падает, поэтому мама его жалеет». Самого старшего, когда он по-настоящему стукается, тоже все жалеют, целуют и т.д. и т.п. Но этот «театр» повторяется опять и опять. Чувствую, что, наверное, что-то надо по-другому сделать.
 
3. И, если можно, еще несколько смешной вопрос. Последние дни старший малыш стал часто играть в одну «ролевую» игру, причем одну и ту же, — когда кто-то кого-то целует. Скажем, он держит две зубные щетки, показывает мне. Я говорю, что да, у тебя две щеточки. Он берет их и делает звук, как будто одна другую целует. И так с разными предметами. Он видел на видео, как львица облизывала своих львят — тоже посчитал, что она так их целует. В принципе, никаких некошерных сцен он нигде не должен был видеть... Конечно, мы с мужем постоянно их целуем, обнимаем. «В рамках» на их глазах целуем и обнимаем с мужем друг друга (чтобы у них было тоже какое-то представление о том, что для близких людей нормален физический контакт). Но как-то меня немножко (совсем немножко) эта игра настораживает. Просто потому, что он других ситуаций особо не разыгрывает (кроме «звонка по телефону» или «кто-то спит» и т.д.). Я никак на это не реагирую, т.к. не знаю, как реагировать :) В общем, просто хотела удостовериться, нормально ли это.
 
4. И последний вопрос, который неожиданно всплыл в разговоре и с тех пор сидит и пугает изнутри, хотя мы пока явно не в той возрастной категории. Вопрос, касающийся подросткового «бунта». Есть какие-то ключевые моменты, которые могут помочь подстраховаться и заранее подготовить почву, чтобы ребенок (не дай Б-г, хас ве шалом) не отошел от соблюдения законов и жизни по Торе? Мне действительно страшно, т.к. мы сами с мужем сильно в пути, и каждый день (я ОООЧЕНЬ не хочу говорить пафосно, но) идет борьба с ецером, идет постоянное настраивание себя на нужную волну, постоянное настраивание на позитив восприятия всех обязанностей. При этом то, что мы знаем и узнаем — это просто крохи, которых едва хватает, чтобы держаться самим. И в голове не укладывается, что это нужно еще передать детям так, чтобы им это было близко, чтобы они это приняли, поняли или просто были готовы принять из-за того, что это исходит от родителей. Я очень надеюсь на внутреннюю связь со Вс-вышним, которая наверняка есть у всех людей и особенно детей, что она будет также держать. Но вокруг столько всего остального, что может оттянуть внимание, не дай Б-г. И мы еще живем сейчас не в Израиле, поэтому рассчитывать на высококлассное еврейское воспитание вряд ли можно. Т.е. рассчитывать надо на себя (и помощь Сверху).
 
Мой вопрос — что мы можем сделать, чтобы хотя бы снизить риски? Как учить всему (заповедям, молитве) — настаивая на этом как на обязанности, или более мягко, оставляя все на ответственность ребенка (если так можно сказать)? Я видела в Суккот сцену: папа (раввин) требовал от мальчика лет 5, чтобы тот потряс арба миним. Мальчик не хотел. И папа чуть ли не сквозь зубы, очень жестко добился своего: «Бери лулав. Говори броху». Мальчик явно без желания, и явно без ощущения важности момента, и явно совершенно без радости все сделал и убежал. Мне так его стало жалко, что я при нем громко сказала своему сыну: «Смотри, какой мальчик молодец — потряс лулавом и этрогом и сказал сам броху, это большая вещь!».
 
При этом я сама задумалась: с одной стороны, хочется сразу осудить папу, что какую «радость» ребенок от этого получил и кому такое служение нужно, и сама бы я, скорее всего, так не сделала. С другой, я думаю: а если этот папа вынужден преодолевать упрямство или еще что-то подобное каждый день?.. А при этом он должен ребенку привить умение делать определенные вещи.
 

В общем, хотела спросить относительно «генеральной линии партии». Как в целом учить детей и какие должны быть правила для этого, чтобы в результате им это было в радость и не хотелось отойти от этого. Сама я понимаю, что, скорее всего, не ныть самим при них, «как тяжело нам все это делать», и не оправдывать соблюдением какие-то неудачи и несбывшиеся мечты, что мы от них ради Торы, якобы, отказались. И, конечно, наверное, соблюдение — это не только техническая часть, но и образ мыслей. Хотелось бы Вашего мудрого взгляда. Как обычно. Спасибо огромное заранее! Хорошей недели! Н. 

Читать далее
Отложить Отложено

Материалы раздела Воспитание детей



Роковые события в конце XIX — XX вв. привели к разрушению традиционного уклада еврейской жизни, массовому отходу от Торы и, как следствие, к стремительной ассимиляции сотен тысяч евреев. Но в наше время и в израильском обществе, и в странах диаспоры начало нарастать движение тшувы, которое быстро приобрело массовый характер. С распадом СССР тшува захватила и русскоязычных евреев. Читать дальше

Наивность хороших людей

Журнал «Мир Торы»

Еврейская традиция включает в себя не только знание различных еврейских книг, правильное понимание и выполнение законов, в них записанных, но и принадлежность к еврейской общине

Как узнать, что человек действительно раскаялся?

Рав Овадья Климовский

Кому вернуть украденное?

Первые шаги в еврейской жизни. Оглавление, предисловие

Рав Ашер Кушнир

Что в повседневной жизни — еврейское, а что нет? Что конкретно в Торе учить? Как найти себе рава? Как относиться к нерелигиозным родственникам? Как наладить отношения в семье? И т.д., и т.п.

Два хасида и гуру

Переводчик Виктория Ходосевич

В душе каждого еврея живет пинтэле йид, особая искра, которая никогда не гаснет. Как бы далеко ни отошел еврей, сбившийся с пути, как бы громко ни отвергал свое еврейство, как бы ни отворачивался со стыдом от своей еврейской души — пинтэле йид всегда жива и готова вновь стать огнем. Но у каждого еврея есть и «помощники», которые изо всех сил стараются этому помешать. Иногда это страх, иногда — эгоизм, иногда — самодовольство.