Темы: Ципора Харитан, Развод, Муж и Жена, Общение супругов, Критика, Грубость
Здравствуйте, уважаемые семейные консультанты!
У меня вопрос. Мой муж меня все время унижает. Да, я знаю, что у меня есть недостатки, как и у всех людей, и я не идеальная, но я стараюсь делать, что я могу. Если я склонна опаздывать, я стараюсь, но не всегда получается справиться с 3 детьми, и младший младенец.
Пропустила очередь к врачу, у ребенка температура высокая. Муж не подвез (был дома, на машине, а самой тяжело добраться, я не вожу). Муж сказал: представь, что меня нет, я на работе. Пропустили 2 очереди утром (на 9 и 9.40), я безответственная мама. Пешком далеко — 30-40 минут бежать (и с детьми). В обед заказала очередь, муж все это время находится дома и говорит, что, если я хочу прогуляться, то чтоб не забыла выйти раньше, если не хочу установить сегодня рекорд.
Да, это очень обидно слушать, хотя я знаю, что виновата. Но он унижает меня всегда, по поводу еды, он упрекает меня в том, что я не могу проявить фантазию и сделать «нормально», чтоб было вкусно. А я делаю просто, главное — быстрее, лучше что-то приготовить, чем совсем ничего, и он придет с работы, покушает. Хотя я не считаю, что это невкусно, просто, может, чуть недосолила и он любит более перченое. Ну, так что, нужно меня каждый раз упрекать в этом?
Или еще в разговоре со мной он говорит, что мой IQ такого уровня, что лучше идти мне пообщаться с ребенком, а не с ним. Это очень обидно, когда все время каждый день тобой недовольны, каждый день есть что-то не так. Например: где порядок? (Хотя я стараюсь, но до его мамы мне далеко, у которой все блестит, как во дворце, и нет ни одной пылинки). И еду я готовлю всегда вовремя, и с собой ему на работу собираю, и все для него делаю, стираю, глажу его рубашки, детей смотрю. Но такое чувство, что я пустое место, как будто я ничего не делаю. Я уж, спасибо ему, думаю про себя, что я никто и звать меня никак, и я вообще права голоса не имею, и не чувствую одобрения ничему, что я делаю.
Мне страшно за будущее, у нас только 3 детей (по здешним меркам «только», когда у всех по 10), что будет дальше? Когда я прошу помощи, говорю, что у меня очень сильно болит спина (у меня в стране исхода была группа по инвалидности по сколиозу), прошу его помассировать, то его ответ — что надо будет купить массажер ручной, чтоб сама массажировала, и все. Так я и не дождалась помощи. Обидно до слез. Вот что мне делать? А еще я его не понимаю. Бывает, что-то ему скажу, а он сердится сразу, обижается, а я не понимаю, что ему такого обидного сказала, неужели проявила неуважение? А когда я спрашиваю, в чем дело, он не хочет разговаривать. Извините за длинное письмо. Спасибо заранее за помощь. P.S.:У нас разница в возрасте 14 лет, он старше. Если это важно.
С уважением, N.
Уважаемая N.,
Прочитала Ваше письмо и задала себе два вопроса.
Первый: каким образом Вы реагируете на это поведение мужа? То есть, доходите ли до криков, слез, скандалов и бесконечных попыток оправдаться? И так он знает, что бьет по больному месту, и позволяет себе это? Или же спокойно ставите его на место? То есть: «Это то, что я могу и стараюсь. А хочешь больше — позаботься, чтобы у меня была помощь». У меня сильное подозрение, что все-таки общение идет по первому пути.
Второй: что Вы получаете от мужа, который Вас так унижает, оскорбляет и лишает необходимой помощи, что во имя этого готовы терпеть подобное отношение? Ясно, что этот человек не относится к Вам так, как нормально относиться мужу к жене, и не только унижает, но и отказывает в необходимой помощи, а потом выражает недовольство, как в случае с больными детьми. Т.е. сказать женщине, сидя при этом дома: «Вообрази, что я на работе, и справляйся сама», а потом обвинять ее в том, что не справилась, это — целенаправленное издевательство. Мне непонятно, какова его цель. Но совершенно ясно, что его поведение не оправдывается никакими принятыми нормами отношений между мужем и женой, никакими религиозными принципами и т.д.
А поэтому, если у Вас есть причины терпеть это отношение и продолжать брак в такой форме, тогда хотя бы научитесь не реагировать на его попреки, не оправдываться и не принимать их близко к сердцу. Если же Вы считаете, что у Вас больше нет сил терпеть это психологическое насилие, то скажите ему: Вы дальше так жить не согласны и, если Вы его ни по каким критериям не устраиваете, то можно расстаться. Но если вы остаетесь вместе, то ему придется научиться обращаться с женой, как положено нормальному мужу, а Вы, со своей стороны, готовы научиться проявлять к нему уважение. Но для этого вам обоим потребуется психологическая помощь. А жить в атмосфере постоянных придирок и унижений Вы не будете.
Конечно, это можно сделать, только когда Вы сами почувствуете, что готовы прекратить этот брак, если он будет продолжаться в такой унизительной форме. Если у Вас есть возможность найти для себя психологическую помощь и поддержку, чтобы понять, как противостоять агрессии мужа, то очень рекомендую за ней обратиться.
С уважением и пожеланием всего наилучшего, Ципора Харитан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.