Темы: Ципора Харитан, Муж и Жена, Депрессия, Взаимопонимание, Беременность
Добрый день и Ханука самеах! В этот праздничный для всех евреев (и для меня когда-то) вечер я сижу и отчетливо понимаю: было время, когда я хотела быть религиозной, а теперь настало время, когда я хочу быть просто счастливой… С мужем мы женаты 6 лет, растет дочка, и вот-вот на свет появится второй ребеночек. Дома нет тепла. Вообще. Есть религиозный диктат, религиозный фанатизм и ужасный страх мужа, что дочка вырастет нерелигиозной. Так, на моем втором месяце беременности, когда я ужасно себя чувствовала, продолжая при этом работать, мужу кто-то сказал, что у дочки недостаточно длинные гольфы. Он два дня пил мою кровь, обвинял, что из-за меня она вырастет нерелигиозной, что он ошибся, выбрав меня (что я сама недостаточно религиозна, а дочка выйдет вообще нерелигиозной), звонил на работу (выяснять тему гольфов), дома поджидал. Я ревела, как белуга, даже на работе, не могла остановиться. Я боялась, что что-то случится с беременностью, а он пожимал плечами и говорил, мол, конечно, ты должна доносить, но и второй ребенок наверняка тоже будет нерелигиозным (старшей дочке 5 лет, на любой ее отказ сказать браху (благословение) на пищу, сделать нэтилат ядаим (омовение рук) и т.д. он впадает в панику и говорит, что, вот видишь: она УЖЕ нерелигиозная, а что будет дальше? Меня от этого начинало трясти, говорила: главное, что здоровая, а он: ах, так ты не хочешь, чтобы дети были религиозными??? Он все видит через призму религии и только. Я тогда хотела снять угол нам с дочкой и просто съехать от него — если в обычном состоянии мне эти приступы паники и диктат легче даются, то в беременном состоянии я не могла его видеть просто… Но я в стране одна и просто ни практически, ни финансово не выкрутилась бы. Идея о съеме жилья отпала… Он постоянно сравнивает дочку с другими детьми (не ей в лицо, а мне — и на том спасибо), а меня — с другими женами в плане более тщательного соблюдения. Его ребенок — не его кровинка, которая ЕГО, даже если он ни капли не религиозный (хас вэ-халила и Ашем йерахэм — не дай Б-г), не в ту компанию попал или еще что-то. Его ребенок — это носитель религии, просто с фамилией мужа, как-то так… И про ребенка, что должен родиться, он мне уже сказал: если я собираюсь его сделать нерелигиозным — лучше развестись, он забудет меня и детей (и алименты платить не будет, и вообще их знать не будет — это он сам он сказал), зачем ему нерелигиозные дети? Дома нет тепла и любви, нас обеих рассматривают под микроскопом на предмет тщательности соблюдения. Плюс к этому, он постоянно психует. Например, дочка нетилат ядаим отказалась сделать — взял и перевернул ее натлу (сосуд для омовения) на пол. От психа. Правда, потом извинился, но дочка этот случай помнит. Плюс крайняя степень безответственности. За семью он не в ответе. На все ответ: но ТЫ же не сделала (не узнала, не спросила, не позаботилась и т.д.). Постоянно за каждым чихом бегает к своей маме (благо, она живет рядом и никогда не отказывает ему). Я устала. Замужем как ЗА мужем себя никогда не чувствовала и не чувствую. Так и соблюдать не могу уже, ибо должна на определенном уровне, а если «недо-» — то всё…. Есть желание соблюдать на уровне масоратит («уважающей Традицию» — самые добрые из всех течений и далекие от фанатизма люди), но кто ж мне даст? Я в ловушке и обязана… При этом ни любви, ни ответственности не вижу ни я, ни ребенок. Спасибо, что выслушали, и извиняюсь за сумбурность. N.
Уважаемая N.,
Глубоко сочувствую Вам в этой ситуации. Ничего общего с религией она не имеет. Либо Ваш муж очень начинающий бааль тшува, что не получается по срокам вашего брака, либо он страдает неврозом навязчивых состояний (כפייתיות). В этом случае человек действительно бывает настолько помешан на идеях, что рассматривает людей как объекты для воплощения этих идей. Поэтому, если есть какой-нибудь религиозный знакомый, имеющий влияние на мужа (лучше всего — раввин в синагоге или кто-то в этом роде), попробуйте рассказать ему всю эту ситуацию и попросите его уговорить мужа обратиться вместе с Вами к семейному консультанту для того, чтобы научиться воспитывать детей в религиозном духе. Думаю, любой консультант заметит, что тут имеется «сдвиг по фазе», и будет разговаривать и действовать соответствующим образом (только консультант должен быть профессиональный, а не раввин или рабанит, которые этим занимаются любительски). Если же такой возможности не существует, скажите мужу, что подаете на развод, а в раввинате опишите ситуацию и требуйте, чтобы вас направили на шлом-байт (к специалисту, который помогает супругам достичь семейного мира). При таком требовании, даже с одной стороны, обычно направляют в обязательном порядке, а тогда, опять-таки, есть шанс, что вы попадете к профессионалу. Без профессиональной помощи здесь продержаться невозможно, ведь с тем же успехом это могут быть не «религиозные» требования, а требование стерильной чистоты и порядка или еще какая-нибудь навязчивая идея. Поэтому не оставайтесь в этой ситуации. Если Ваш муж получит профессиональную помощь, жизнь вполне может нормализоваться, а без нее ситуация будет только ухудшаться.
Желаю найти в себе силы решиться на необходимые шаги и изменить положение раньше, чем придется бежать из дома.
С уважением, Ципора Харитан
Читайте: полный обзор по теме Алименты.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.