Темы: Деньги, Муж и Жена, Роли супругов, Хана Лернер, Быт семьи, Общение супругов
Имеет ли право жена контролировать деньги мужа и семейный бюджет, и имеет ли право муж ей в этом отказать? Например, в российском и западных обществах при поверхностном патриархате можно увидеть внутрисемейный матриархат, где женщины контролируют семейный бюджет и де-факто муж выглядит лишь машиной зарабатывающей, но не человеком, который распоряжается своим имуществом по своему усмотрению. Что Галаха (еврейский Закон) говорит по теме быта и бюджета внутри семьи? N.
Уважаемый N.,
С точки зрения еврейства, ответственность за заработок лежит на мужчине. Он приносит деньги в дом. Даже если жена зарабатывает, ответственность за пропитание лежит на муже. Когда есть обоюдное согласие, муж решает, куда идут деньги.
Но муж обязательно должен давать жене столько, сколько ей необходимо для ведения хозяйства, личные деньги, которые должны идти на ее потребности.
(В Талмуде, см. Хулин 84 б, сказано, что в семейной жизни расходы мужа на нужды жены должны превышать его расходы на себя. Также уровень и качество вещей, покупаемых для жены и детей, должны быть выше того, что муж может себе позволить по своим доходам. Иными словами, мужчина может экономить на себе, но не на своей семье).
Но часто в еврейских домах женщина более практична, лучше умеет распределять деньги, экономить, поэтому очень принято, чтобы супруги советовались друг с другом, на что потратить деньги. И мы не называем это контролем, мы называем это сотрудничеством. В нормальных еврейских семьях нет понятия «кто-то кого-то контролирует», супруги сотрудничают, строя свой бюджет.
Возможно, ответы на следующие вопросы: «Каким образом в семье происходит распределение финансов, если работают и жена, и муж?» и «Всё, что я зарабатываю, по еврейскому Закону принадлежит мужу?» помогут Вам глубже познакомиться с этой темой.
С уважением, Хана Лернер
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ