Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры

Шимон бен Яаков

Дата рождения: прибл. 1567 г. до н.э. (2194) Дата смерти: прибл. 1447 г. до н.э. (2314)
Период жизни: Тора и ранние Пророки

Шимон бен Яаков (שמעון; 2193—2313 гг. /1567—1447 гг. до н.э./) — второй сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.

Родился в Харане 28 тевета 2193 года (Берешит 29:33; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). По свидетельству Торы, полученное им имя было связано со словами, которые произнесла после родов его мать Лея: «Б-г услышал (שָׁמַע — шама)…, и Он дал мне этого сына» (Берешит 29:33).

В 2205 году /1555 г. до н.э./ семья переселилась из Харана в страну Кнаан (там же 31:17—18) и расположилась станом возле города Шхема (там же 33:18—19).

А в конце 2206 года /1554 г. до н.э./ произошло несчастье: сын шхемского царя похитил семилетнюю сестру Шимона — Дину, которая вместе со своей матерью пришла в город на женский праздник. Надругавшись над девочкой, он явился со своим отцом в стан Яакова, чтобы попросить Дину в жены. Следуя совету Шимона, братья с хитростью отвечали: «Мы не можем отдать свою сестру необрезанному — ведь это для нас позор! Только если все мужчины у вас сделают обрезание, мы будем вправе отдавать за вас своих дочерей — мы поселимся с вами и станем одним народом» (Берешит 34:1—17; Сефер аяшар, Ваишлах; Седер адорот).

Замысел Шимона заключался в том, чтобы в случае, если жители Шхема откажутся от обрезания, попытаться забрать сестру и уйти подальше от этого города; ну, а если они сделают обрезание, то можно будет воспользоваться их слабостью после болезненной операции и, внезапно явившись в город, перебить всех мужчин (Сефер аяшар, Ваишлах). Так и произошло: на третий день после того, как по приказу своего царя все мужчины Шхема сделали обрезание, тринадцатилетний Шимон и его младший брат Леви (см.) осуществили задуманное, не оставив в живых ни одного мужчины (Берешит 34:25—29; Берешит раба 80:10).

А когда Яаков, считавший, что следовало убить только совершившего насилие сына царя, с горечью упрекнул двух своих сыновей: «Вы меня погубили, сделав ненавистным для жителей этой страны…», — то Шимон и Леви непримиримо ответили: «Никому не позволено поступать с нашей сестрой, как с блудницей! Пусть люди судачат не о том, как необрезанные идолопоклонники осквернили дочь Яакова, — пусть они говорят о том, как необрезанные идолопоклонники были перебиты за дочь Яакова!» (Берешит 34:30-31; Таргум Йонатан, Берешит 34:31; Сефер аяшар, Ваишлах; Рамбан, Берешит 34:13).

Когда Шимон пришел во дворец шхемского наследника за сестрой, она была в отчаянии, так как боялась, что никто не захочет жениться на обесчещенной. Тогда Шимон, проявив великое милосердие, поклялся вступить с ней в брак, а затем уже он не мог отступить от клятвы (Берешит раба 80:11, Эц Йосеф). Второй его женой стала юная Буна, которая находилась среди плененных в Шхеме женщин и девушек (Сефер аяшар, Ваишлах). С течением времени у Шимона родилось пять сыновей от Дины: Йемуэль, Ямин, Оад, Яхин и Цохар, а также сын от Буны — Шауль (Берешит 46:10; Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). Некоторые говорят, что и Шауль был сыном Дины (Берешит раба 80:11; Раши, Берешит 46:10).

Не менее важную роль Шимон сыграл и на суде над Йосефом (см.), которого братья подозревали в стремлении незаконно захватить власть над всем родом Яакова. Этот суд состоялся недалеко от Шхема в 2216 году /1544 г. до н.э./, и именно Шимон потребовал для Йосефа смертной казни (Берешит 37:19—20, Таргум Йонатан; Сефер аяшар, Вайешев; Раши, Берешит 42:24). А когда братья решили, не убивая своими руками, сбросить Йосефа в глубокую яму, именно Шимон столкнул его вниз (Берешит 37:24; Берешит раба 84:16, 91:6; Раши, Берешит 42:24).

Комментаторы подчеркивают, что Шимон и другие братья действовали исключительно во имя Небес, так как опасались, что Йосеф своими «доносами» отстранит их от духовного наследия отца, и они не смогут стать родоначальниками народа Израиля (Михтав меЭлияу 5, с. 136). И, кроме того, братья хранили пророческое предание, что в будущем еврейский народ объединится вокруг царей из рода Йеуды (см.), а не из рода Йосефа. И поэтому они судили его как бунтовщика, восстающего против законного царя Израиля (Шла, Цон Йосеф; Мимаамаким, Берешит 32).

А когда проходившие мимо мидьянские купцы извлекли Йосефа из ямы, именно Шимон остановил их и потребовал вернуть пленника, чтобы привести в исполнение смертный приговор. Но купцы уговорили братьев продать им Йосефа, и по настоянию Йеуды (см.), которого поддержали остальные братья, эта сделка состоялась вопреки воле Шимона: так осуществился план Б-га, не желавшего, чтобы сыновья Яакова убивали своего брата (Берешит 37:28; Сефер аяшар, Вайешев; Анаф Йосеф, Берешит раба 91:6).

В 2236 году /1524 г. до н.э./ в земле Кнаан начался голод, вызванный засухой и неурожаем, и Шимон вместе с девятью братьями отправился в Египет, где по слухам было зерно (Берешит 42:1—3; Седер адорот). В столице Египта их внезапно схватили стражники и привели к правителю страны, который обвинил их в том, что они засланные из Кнаана соглядатаи. На допросе им пришлось рассказать, что они оставили в стране Кнаан старого отца и младшего брата Биньямина (см.), — и тогда правитель, взяв Шимона в заложники, повелел остальным вернуться на родину, чтобы привести к нему в подтверждение своего рассказа младшего брата (Берешит 42:6—24; Сефер аяшар, Микец; Танхума, Микец 8).

Правитель Египта (а это был Йосеф) взял под стражу именно Шимона, потому что Шимон сбросил его в яму. Вместе с тем, Йосеф стремился отделить Шимона от Леви, так как эти братья, истребившие вдвоем мужчин Шхема, представляли вместе слишком большую силу (Берешит раба 84:16, 91:6; Танхума, Ваигаш 4; Раши, Берешит 42:24).

Узнав, что выбор правителя пал на него, Шимон упрекнул братьев: «Как вы когда-то продали Йосефа, так теперь бросаете и меня!». Но они ответили: «Что мы можем поделать? А иначе наши семьи умрут от голода!» «Поступайте, как знаете», — горько сказал Шимон. А когда его попытались схватить, Шимон оказал такое сопротивление, что египетские стражники отпрянули, и с ним смог справиться только сын правителя по имени Менаше (см.), который обладал богатырской силой (Танхума, Ваигаш 4; Берешит раба 91:6; Сефер аяшар, Микец). На глазах у братьев Шимона заковали в цепи и увели в темницу (Берешит 42:24; Сефер аяшар, Микец; Танхума, Ваигаш 4). Но как только братья покинули город, Шимона выпустили на свободу, и он жил в доме правителя как почетный гость, а не как пленник (Сефер аяшар, Микец; Берешит раба 91:8; Танхума, Микец 8).

А когда через два месяца братья возвратились вместе с Биньямином, правитель отпустил вместе с ними и Шимона. Но тогда же египетские стражники схватили Биньямина, обвинив его в краже. Сначала правитель Египта повелел оставить пойманного «вора» рабом, а остальных братьев отпустить. Но после того как они отказались уходить без младшего брата, правитель неожиданно выгнал из своего тронного зала всех египтян и, будучи не в состоянии сдержать рыдания, сказал: «Я — Йосеф, ваш брат, которого вы продали в Египет» (Берешит 43:15—45:4).

В 2238 году /1522 г. до н.э./ Шимон вместе со всей семьей отца переселился в Египет (Берешит 46:6; Седер олам зута 4:7).

В 2255 году /1505 г. до н.э./ году, когда Яаков перед смертью напутствовал сыновей, он вновь укорил Шимона за грех юности — расправу над жителями Шхема: «Шимон и Леви — братья, им свойственны орудия разбоя. В сговор с ними я не входил и в их замысле не участвовал, ибо в своем гневе они убили людей! …Проклят их гнев, ибо силен, и их ярость, ибо тяжела. Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле» (Берешит 49:5—7, Ункелус). А затем Яаков благословил Шимона вместе со всеми братьями (Бемидбар раба 13:8).

Выполняя последнюю волю отца, Шимон и его братья перенесли саркофаг с телом Яакова в страну Кнаан и погребли в семейной усыпальнице — пещере Махпела. А затем все братья вернулись в Египет (Берешит 50:13—14; Сефер аяшар, Вайехи; Седер адорот).

Шимон умер в Египте в 2313 году /1447 г. до н.э./ в возрасте 120 лет (Ялкут Шимони, Шмот 162; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). Впоследствии саркофаг с его телом также был перенесен из Египта и погребен в городе Мегада, находившемся в наделе его колена (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).

Потомки Шимона составили одно из двенадцати колен народа Израиля, и наряду с коленами Реувена и Леви, они не служили в Египте идолам (Бемидбар раба 13:8).

В синайской пустыне, на второй год после выходы из Египта, колено Шимона составляло 59 тысяч 300 мужчин в возрасте от двадцати лет и старше, и было одним из самых больших (Бемидбар 1:23). Вместе с коленами Реувена и Гада, оно входило в стан Реувена, располагавшийся к югу от Шатра Откровения (там же 2:10-16). Знамя колена Шимона имело зеленый цвет, и на нем была изображена стена города Шхема (р. Бхайе,Бемидбар 2:2).

Около 24 тысяч мужчин из колена Шимона погибли во время мора, начавшегося из-за греха одного из вождей этого колена Зимри бен Салу (Бемидбар 25:6—14, Раши; Берешит раба 99:7). И перед вступлением в Землю Израиля это колено оказалось самым малочисленным — всего 22 тысячи 200 (Бемидбар 26:7).

При разделе Земли Израиля потомки Шимона получили «надел среди надела сынов Йеуды» (Йеошуа 19:1). Их города располагались по всей территории колена Йеуды и были удалены друг от друга — в соответствии с предсмертным предсказанием праотца Яакова: «Рассею их в Израиле» (Рамбан, Берешит 49:5—7).

Среди потомков Шимона было особенно много учителей и переписчиков Торы (соферов) (Раши, Берешит 49:7). По одной из версий, из колена Шимона происходил раби Шимон бар Йохай (Рашби), написавший основополагающую книгу кабалы Зоар (Шивтей нахалатэха с.53—54).

с разрешения издательства Швут Ами