Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Раби Яаков-Давид бар Зеев Виловский (Ридбаз)

Дата рождения: прибл. 1845 г. (5605) Дата смерти: 2 октября 1913 г. (1 тишрея 5674)
Период жизни: Ахроним

Раби Яаков-Давид бар Зеев Виловский (Ридбаз; 5605—5674 /1845—1913/ гг.) — выдающийся законоучитель.

Родился в белорусском городе Кобрине в семье бедного печника.

Отец пригласил для занятий со своим старшим сыном лучшего меламеда в городе. Но вскоре наступил год, когда отец не сумел заплатить меламеду — из-за возросших цен он не мог приобрести кирпичи для укладки печей и остался без работы. И тогда, посоветовавшись с женой, он разобрал печь в своем доме и установил ее в новом доме одного из городских богачей. Вся семья провела зиму в выстуженном жилище ради того, чтобы маленький Яаков-Давид продолжил занятия с меламедом (Гдолей адорот).

Уже в детстве прославился как илуй (вундеркинд).

По свидетельству современника, «гениально одаренный Яаков-Давид, ставший знаменитым под именем Ридбаз, поражал всех раввинов и знатоков Торы совершенным знанием наизусть Вавилонского и Иерусалимского Талмудов» (Р. Меир Гальперин, «Гадоль» из Минска с.95).

В двадцать три года р. Яаков-Давид стал раввином местечка Изоблина, расположенного возле г. Волковыска. Здесь он написал свою первую книгу Мигдаль Давид (Башня Давида), включающую его хидушим (аналитические заметки) к Талмуду.

С выходом книги его имя прогремело по всему литовскому краю. Выдающийся законоучитель р. Исер-Залман Мельцер (см.), отмечая уникальные аналитические способности Ридбаза, утверждал, что «подобного мозга не было на протяжении нескольких поколений» (Гдолей адорот).

В 5636 /1876/ р. Яаков-Давид возглавил крупную общину Бобруйска.

Он бескомпромиссно боролся за сохранение традиционного уклада еврейской жизни, придавая особое значение системе образования: он решительно запрещал родителям направлять своих детей в казенные школы, где преподавание велось на русском языке и изучались общеобразовательные предметы (там же).

В этот период он выпустил в свет сборник своих алахических респонсов, получивший название Шеэлот ветшувотАридбаз (Вопросы и ответы р. Яакова-Давида бар Зеева).

В последующие годы Ридбаз был законоучителем и магидом (общественным проповедником) в Вильно (Вильнюсе), а затем — главным раввином Слуцка. В этом городе он основал большую ешиву. Значительное место в ее программе, в отличие от большинства других ешив, занимало изучение Иерусалимского Талмуда. На материале уроков, проведенных в ешиве, Ридбаз написал комментарий на значительную часть трактатов Иерусалимского Талмуда — эта книга стала основным трудом его жизни.

Его любовь к Торе не имела границ. Однажды к нему в Слуцк приехал раввин соседнего городка р. Барух-Бер Лейбович (см.), чтобы обсудить сложнейшую талмудическую проблему. В ходе дискуссии они так и не пришли к определенному результату. Однако через несколько часов после отъезда р. Баруха-Бера Ридбазу все же удалось найти искомое решение. Он попытался нанять извозчика, который бы отвез его к р. Баруху-Беру, но как раз в этот час разыгралась снежная буря, и ни один из возниц не решался в такую погоду покинуть город. И тогда Ридбаз отправился в путь пешком. В середине ночи он постучался в дверь дома р. Баруха-Бера — запорошенный с головы до ног снегом. Прежде, чем раздеться и обогреться, Ридбаз радостно закричал: «Раби Барух-Бер, слава Б-гу, решение найдено!» (Маасей авотейну, Ницавим).

В 5663 /1903/ году Ридбаз переехал в США. В 5664 /1904/ году он возглавил харедимную общину г. Чикаго.

Он старался возвратить эмигрантов из России к жизни по Торе — а они стремились поскорее превратиться в «настоящих» американцев и отбросить выдающие их отличия в одежде и поведении.

Опасность, связанную с ассимиляцией, Ридбаз объяснял, прибегая к следующей притче. «Евреи, — говорил он, — сравниваются в Писании с огнем, а народы мира — с водой. Ведь о евреях сказано: “И будет народ Яакова огнем” (Овадья 1:18) — в то время как про народы мира написано: “Рев племен подобен реву множества вод” (Йешая 17:13). Когда огонь отделен от воды надежной преградой — например, стенкой котла, он разогревает воду, и она испаряется. Но если убрать преграду, разделяющую огонь и воду, вода быстро потушит огонь еврейства» (Гдолей адорот).

В 5665 /1905/ году Ридбаз переселился на Землю Израиля. В г. Цфате он основал ешиву Торат Эрец Исраэль (Тора Земли Израиля), в которой обучалось около ста пятидесяти юношей.

Ридбаз был одним из основных оппонентов р. Авраама-Ицхака Кука (см.) в полемике, связанной с практикой применения законов шмиты (субботнего года) в эпоху, когда нет Храма. В 5672 /1912/ году Ридбаз издал свой комментарий на книгу р. Исраэля из Шклова (см.) Пеат ашульхан (Край стола), в котором подробно изложил свое понимание этих проблем. Он организовал специальный фонд для поддержки поселенцев, полностью прекращающих обработку земли в год шмиты.

Р. Яаков-Давид Виловский, Ридбаз, умер в праздник Рош ашана — в первый день 5674 /1913/ года.

с разрешения издательства Швут Ами