Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Раби Леви бар Гершом (РАЛБАГ)

Дата рождения: прибл. 1288 г. (5048) Дата смерти: прибл. 1370 г. (5130)
Период жизни: Ришоним

Раби Леви бар Гершом (Ральбаг; 5048-5130 /1288-1370/ гг.) — выдающийся философ и комментатор Писания.

Внук (сын дочери) Рамбана, главы предыдущего поколения мудрецов Торы. Отец Ральбага — знаменитый знаток Торы и астроном р. Гершом бар Шломо — происходил из испанской провинции Каталония (Седер адорот).

Ральбаг жил в Провансе, в г. Авиньоне.

В возрасте тридцати трех лет Ральбаг опубликовал свой трактат по математике Маасе хошев; затем последовали его знаменитые работы по астрономии и космологии, на которые, в значительной степени, опирались открытия Коперника и других ученых последующих поколений.

Ральбаг отличался удивительной широтой интересов и дарований. Он был одним из первых ученых, предложивших методы тригонометрических вычислений. Ральбаг был выдающимся изобретателем: так, он разработал астрономические приборы, позволяющие измерять космические расстояния, — это радикальным образом изменило возможности астрономов. Вместе с тем, он был практикующим врачом, пользовавшимся славой искусного целителя.

Ральбаг составил комментарий на сочинения греческого философа Аристотеля.

В 5085 /1325/ году он завершил свой основной философский труд, названный Милхамот Ашем (Войны Б-га). В этом трактате Ральбаг исследует самые фундаментальные основы еврейского мировоззрения, подвергая философскому анализу и проверке традиционные представления о сущности и атрибутах Творца, об единстве мира и о сотворении мира из ничего. По многим вопросам автор оспаривал мнения великого Рамбама, высказанные им в разделе Йесодей Тора (Основы Торы) кодекса Мишнэ Тора и в книге Море невухим (Путеводитель заблудших). Так, Ральбаг считал, что процессу творения предшествовала вечно существующая и несотворенная материя, которой затем Творец придал структуру и форму.

Философские концепции Ральбага вызвали бурную полемику, не утихавшую в течение нескольких веков. Его книгу резко критиковали выдающиеся мыслители следующего поколения р. Ицхак бар Шешет (Риваш;) и р. Хасдай Крескас, а р. Ицхак Арама, автор книги Акейдат Ицхак, даже предложил переименовать трактат Милхамот Ашем (Войны Б-га) в Милхамот им Ашем (Войны против Б-га), — однако, несмотря на такие крайние точки зрения, труд Ральбага оказал значительное влияние на развитие еврейской мысли.

Основным вкладом Ральбага в изучение Торы стал его комментарий к Писанию, где он возвращается ко многим философским идеям, разработанным им в книге Милхамот Ашем.

Спустя полтора века комментарий Ральбага стал одной из первых еврейских книг, вышедших в свет с изобретением книгопечатания. В классических изданиях Танаха его комментарии к книгам ранних пророков, к Книге Йова и к Мишлей (Притчам Шломо) печатаются рядом с основным текстом.

Перу Ральбага принадлежит также трактат Шаарей цедек, посвященный анализу знаменитой барайты «Тринадцать методов толкования Торы раби Ишмаэля».

Последний период жизни провел в г. Перпиньяне, недалеко от испанской границы. Скончался в 5130 /1370/ году (Седер адорот).

С разрешения издательства Швут Ами