Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Раби Нафтали бар Шломо Амстердам

Дата рождения: прибл. 1832 г. (5592) Дата смерти: 10 февряля 1916 г. (6 адара алеф 5676)

Раби Нафтали бар Шломо Амстердам (5592—5676 /1832—1916/ гг.) — один из зачинателей этического движения Мусар.

Родился в 5592 /1832/ году в литовском городке Саланте (Салантае), где в те годы жил его будущий наставник р. Исраэль Салантер (см.).

В 5609 /1849/ году, в возрасте семнадцати лет, он начал заниматься в ковенском мусар штибле (доме этики), основанном р. Исраэлем Салантером. Наряду с р. Симхой-Зислом Зивом (Сабой из Кельма; см.) и р. Ицхаком Блазером (р. Ицеле Петербургером; см.), он вошел в число ближайших учеников, с которыми р. Исраэль Салантер занимался по особой программе.

Следуя мировоззренческим установкам своего наставника, р. Нафтали намеревался зарабатывать на жизнь не раввинской службой, но «трудом своих рук» — он открыл в Ковно пекарню. Однако р. Исраэль Салантер считал, что р. Нафтали необходимо сосредоточить свои усилия на изучении Торы и распространении идей Мусара. Действуя через своего ученика, «чайного короля» р. Кальмана-Зеева Высоцкого, р. Исраэль Салантер попытался обеспечить для р. Нафтали раввинский «трон» в Москве, но хасиды, составлявшие значительную часть московской общины, воспротивились этому назначению (Тнуат амусар т.2 с. 223—224).

В 5627 /1867/ году по рекомендации своего наставника р. Нафтали стал главным раввином г. Гельсингфорса (Хельсинки), столицы Финляндии, входившей в состав Российской империи.

Свое пребывание в Гельсингфорсе он считал временным и поэтому оставил жену с детьми в Ковно — они лишь изредка его навещали (там же с. 225).

В 5630 /1870/ году он возглавил общину г. Новгорода, но уже спустя год возвратился в Гельсингфорс.

В 5635 /1875/ году р. Нафтали поселился в Ковно с семьей, рассчитывая, что денег, заработанных за годы раввинской практики, хватит ему на несколько лет углубленных занятий Торой. Однако вскоре вся собранная им сумма ушла на приданное и свадьбу дочери (там же с. 225—226).

В 5636 /1876/ году он стал законоучителем в общине Санкт-Петербурга, возглавляемой его другом юности р. Ицхаком Блазером.

В 5640 /1880/ году р. Нафтали возглавил общину г. Ясвина в Литве, а затем стал раввином Алексаты, одного из пригородов Ковно.

В 5655 /1895/ году он окончательно оставил раввинскую практику и, поселившись в Ковно, целиком погрузился в занятия Торой.

Весь день он учился стоя, следуя в этом праведникам прошлых веков. Несколько часов в день он посвящал изучению мусара и кабалы. Он давал уроки по мусару в ковенском доме этики и в ешиве Кнессет Исраэль, созданной последователями р. Исраэля Салантера в пригороде Ковно, Слободке (там же с. 227, 231; Гдолей адорот).

В 5666 /1906/ году, после смерти жены, семидесятичетырехлетний р. Нафтали отправился в Землю Израиля — никого не известив, чтобы избежать торжественной встречи.

И вот однажды он неожиданно появился в иерусалимском доме р. Ицхака Блазера, прибывшего на Святую Землю двумя годами ранее. Р. Нафтали был одет в одежду простолюдина — с фуражкой, а не раввинской шляпой на голове. На обычное приветствие сбежавшихся ему навстречу людей «Шалом алейха, раби!» (Мир вам, раввин!) он ответил, что он — не раввин. Затем он спросил, где располагается ближайший дом учения, — и, отправившись туда, с головой погрузился в изучение Торы (Тнуат амусар с. 236).

В первые месяцы пребывания в Йерушалаиме р. Нафтали поселился в еврейском квартале Старого города, а затем перебрался за стены Старого города, во «двор Штрауса», где жили р. Ицхак Блазер и другие последователи движения Мусар. Он давал уроки в иерусалимском мусар штибле, организованном учениками своего друга юности р. Симхи-Зисла из Кельма.

В то же время р. Нафтали старался всячески умалить свое значение в глазах людей, чтобы избежать любых восхвалений и почестей. Когда его пригласили на совещание, связанное с делами общины, он сказал: «Я должен объяснить вам, кто я такой. Сначала я был пекарем, затем попробовал стать раввином — но, когда разобрались, что я не подхожу для такой работы, меня уволили» (там же с. 237).

Обладая феноменальной талмудической эрудицией (он мог мгновенно, с точностью до страницы, указать место любого высказывания в Талмуде, и с точностью до параграфа — место любого закона в кодексе Шульхан арух), р. Нафтали выдавал себя за малообразованного «балабоса». В синагоге, сразу же после молитвы, он погружался в чтение псалмов, как человек, для которого более сложные книги не по зубам, — и лишь когда большинство прихожан расходилось, он принимался за Талмуд. Едва же заслышав приближающиеся шаги, он снова возвращался к псалмам (там же с. 236).

В Йерушалаиме р. Нафтали вновь женился — ему был необходим близкий человек и помощник в годы старости. Однако вскоре после свадьбы жена тяжело заболела, и восьмидесятилетний р. Нафтали в течение ряда лет трогательно ухаживал за прикованной к постели женщиной. Он сам убирал квартиру, мыл посуду, растапливал печь и выполнял все необходимые «женские» работы по дому — искренне радуясь тому, что ему выпала возможность помочь больной (там же с. 237—238).

Еще в юности р. Нафтали принял на себя особую миссию — он записал в дневник самоконтроля, что берется «возвратить весь народ Израиля к праведности». Когда друзья спросили у него, как он собирается это сделать, р. Нафтали объяснил: он постарается скрупулезно выполнять все законы Шульхан аруха, учитывая мельчайшие детали и нюансы, — чтобы люди могли увидеть в нем воплощенный Шульхан арух и убедиться, что выполнение законов Торы ведет человека к совершенству.

Всю жизнь он посвятил осуществлению этой миссии, стремясь добиться в выполнении каждой заповеди максимального совершенства и цельности. Подобно Виленскому Гаону, он проводил весь день, облачившись в тфилин и талит. В праздник Суккот он все семь дней не покидал праздничный шалаш и на протяжении всего дня не выпускал из рук «лулав» — праздничный букет, состоящий из четырех растений. В праздник Пурим р. Нафтали пил вино без перерыва весь день — до выхода звезд. Уже в Йерушалаиме он сам перед шабатом обходил вокруг города и проверял эрув (специальное ограждение, позволяющие в шабат переносить предметы вне дома). Так он относился к выполнению каждой заповеди (там же с. 239).

Р. Нафтали Амстердам скончался в Йерушалаиме шестого адара 5676 /1916/ года, в возрасте восьмидесяти четырех лет. Похоронен на Масличной горе.

с разрешения издательства Швут Ами