Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Это — величайшая мудрость, превосходящая все премудрости: вообще не мудрствовать»Раби Нахман из Бреслава

Раби Моше бар Яаков из Куци — Смаг


Период жизни: Ришоним

Раби Моше бар Яаков из Куци — выдающийся законоучитель и тосафист, автор книги Сефер мицвот гадоль (Смаг).

Родился во французском городе Куци. Учился у р.Шимшона из Шанца (Раш; см.), однако основным его наставником в Торе был р. Йеуда Сир Леон из Парижа (см.).

Как и его учителя, он составлял Тосафот — дополнительные комментарии к Талмуду (его комментарии под названием Тосафот яшаним опубликованы рядом с основным текстом трактата Йома).

Раби Моше прославился в качестве странствующего проповедника. В 4996 /1236/ году он прибыл в Испанию, где многие евреи, особенно на севере страны, уже оторвались от традиционного образа жизни — они стремились во всем уподобиться своим христианским соседям и ради материального преуспевания готовы были отказаться от своих корней. Многие из них уже не накладывали тфилин, на дверях не было мезуз, основным предметом изучения становились светские науки и философия. Переходя из города в город, р. Моше обращался к евреям со страстными и мудрыми проповедями, доходящими до сердец, — под их влиянием тысячи и десятки тысяч евреев возвратились к соблюдению заповедей.

Спустя четыре года р. Моше вернулся во Францию. В 5001 /1241/ году, согласно приказу короля Людовика IX, его и еще трех духовных лидеров еврейской общины принудили участвовать в диспуте с выкрестом Николаем Дониным, обвинявшем евреев в том, что в Талмуде якобы подвергаются поношению все основы христианской религии. Диспут завершился тем, что по указу короля были собраны все найденные во Франции свитки Талмуда, привезены в Париж на двадцати четырех огромных подводах и публично сожжены на одной из площадей города. Изучение Талмуда и создание новых его копий было запрещено.

В этот период р. Моше из Куци начал работу над законодательным кодексом, получившим название (Большая книга заповедей) — чаще эту книгу называют сокращенным именем Смаг. Создавая книгу, р. Моше стремился к тому, чтобы она смогла заменить Талмуд в период, когда сам Талмуд недоступен и его изучение запрещено.

Кодекс Смаг включает в себя шестьсот тринадцать заповедей Торы, разделенных на два основных раздела: предписывающие заповеди — «Делай» и запретительные — «Не делай». При отборе и организации материала, а также и в интерпретации заповедей, р. Моше опирался, в основном, на Сефер Амицвот (Книгу заповедей) Рамбама (см.) и Сефер Аереим (Книгу трепещущих) р. Элиэзера из Меца (см.).

По завершении работы, специально изготовленные копии книги были посланы и евреям Испании, чтобы они могли руководствоваться ею в своей повседневной жизни.

Во всех общинах диаспоры книга была принята в качестве одного из фундаментальных алахических кодексов.

В последующих поколениях эта книга многократно переиздавалась и комментировалась — среди наиболее выдающихся ее комментаторов были р. Элияу Мизрахи (см.) и Мааршаль (см.).

Младший современник р. Моше, р. Ицхак из Корбеля (см.), написал сокращенный вариант этой книги, получивший название Сефер мицвот катан (Малая книга заповедей).

печатается с разрешения издательства «Швут Ами»