Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Шлах

15 июня 2011, 08:58

Отложить Отложено

            О том, в чём состояло испытание, как и об ошибке разведчиков,  мы судить не можем. Они, как и всё то поколение -- поколение Исхода и Дарования Торы, поколение знания, были гигантами духа, праведниками такого уровня, который неизмеримо выше нашего понимания. Но поскольку их история – это Тора, которую необходимо понимать, мы можем извлечь из неё уроки, необходимые нам на нашем уровне.

От имени рабби Менахема  Менделя из Коцка, זצק''ל זי''ע , передают следующее объяснение причин падения разведчиков. «И мы были в глазах своих саранчой, такими же были мы в их глазах», - рассказывают они. Какая им разница как они выглядели в их глазах? Слова «такими же были мы в их глазах» выдают всю суть дела. Важнейшей основой, на которой стоит мир, и в том числе и служение человека, является правда. Еврей учит Тору, молится, занимается добрыми делами и мицвот, исправляет и улучшает свои привычки и черты характера ради Б-га, потому что это  Истина. И совершенно не важно, что на это скажут и как посмотрят другие. Но если всё хорошее еврей делает с оглядкой на мнение окружающих, таким способом стараясь понравиться людям, это делает  его служение лицемерным, наполняет его показухой и  ложью. А ложь, как известно, неустойчива и со временем проявляется на поверхности. Как говорил  Коцкер Ребе: «Если я это я, и ты это ты, то я это я, а ты это ты. Но если я это ты, и ты это я, то я не я и ты не ты». Знания и умения, которыми обладали разведчики были пропитаны ложью. Поэтому они  не выдержали испытания пребывания в Земле Израиля. 

«И сошли амалекитяне и кнаанцы, жившие на горе той, и разбили их, и громили их вплоть до Хормы. И Г-сподь сказал Моше, говоря: «Говори сынам Израиля и скажи им, когда вы войдёте в землю поселения вашего…». Этот  отрывок является поучительным уроком для нас. Сразу после описания величайшей трагедии нашего народа, приговора всему поколению, бессмысленной войны и гибели людей, Тора переходит к очередной мицве. Это учит нас, как относиться к собственным падениям и ошибкам. У каждого случаются периоды слабости, бывают падения и неудачи. Самое главное, что происходит потом. Нужно вовремя встать и вернуться к Торе и служению, с новыми силами – так, словно ничего не произошло. Как говорит пасук: «Семь раз падёт праведник, но встанет». В войне со своим ецер-ара, то есть, как нам кажется, с самим собой, происходит то же, что и в любой другой борьбе: иногда удар наносишь ты, а иногда он достается тебе. Самое главное --  кто ударит последним.

Наша глава говорит о заповеди цицит. Из текста Торы мы можем видеть, что в цицит должна присутствовать нить голубого цвета «тхелет», секрет изготовления которой мы потеряли. Существует правило, сформулированное Мишной в Трактате Менахот о том, что отсутствие тхелет не мешает выполнению мицвы с кистями белого цвета. Так что сегодня наши цицит, безусловно, кошерны, несмотря на отсутствие в них нитей голубого цвета. С приходом Мошиаха к нам вернется множество заповедей Торы, в том числе и мицва голубой нити. Интересно, что около ста лет тому назад жил еврей, адмор из Радзян זצ''ל , который утверждал, что нашёл секрет изготовления цвета тхелет. На морском побережье Италии он нашёл моллюск, кровь которого при обработке даёт голубой цвет. Этот моллюск, по утверждению адмора, и является тем хилазоном, о котором говорят наши книги. Радзянер Ребе написал целую книгу о своём открытии, которая наделала много шума в еврейском мире. Но большинство алахических авторитетов с ним не согласились, так  что и сегодня большинство евреев ходят без голубых нитей.

Ор Ахаим приводит несколько интересных комментариев к отрывку о цицит. «…Чтобы они делали себе цицит на краях одежд своих во всех поколениях своих и вставляли в  цицит края (одежды)   голубую нить». Здесь перечислены три детали  заповеди: цицит, на краях одежд и голубая нить. Условия «во всех поколениях своих» стоит между второй и третью деталью, перед голубой нитью. Тора намекает нам, что первые две детали навечно, а третья, голубая нить, не будет всегда, «в поколениях своих», а со временем исчезнет.

Цицит – это знак того, что еврей на службе у Б-га, это герб Всевышнего, который носят на себе Его слуги. Как и у земных владык, герб в символической форме выражает Своего Хозяина. Цицит носят только на одежде из четырёх правильных углов, что намекает на Всевышнего, Творца четырёх сторон света. Это четыре нити, согнутые вдвое и образующие восемь, что говорит о тайне Имён Всевышнего. В нашем сотворённом мире мы воспринимаем Его непроизносимое Четырёхбуквенное Имя только через призму другого -- Его Четырёхбуквенного Имени Ад-нут. Целью нашего служения является соединение аспекта Кадош Барух  и аспекта Его Шхины, то есть соединение Имени Непроизносимого с Именем Ад-нут.

Белый цвет нитей показывает Хесед Творца, нить голубого цвета -- качество Милосердия, компромиссное между Хеседом и Судом, качество Тиферет. Хесед является внутренним содержанием по отношению к Милосердию, которая играет роль внешней формы Хеседа. Поэтому в цицит голубая нить является  внешней по сравнению с белыми нитями.

Из  рассказов о праведниках

Вы наверное слышали о принципе, записанном в наших книгах: «Праведник постановляет, а Всевышний выполняет его постановление». Как осуществляется этот принцип? Например, так.

Однажды к Магиду из Чернобыля, זצק''ל זי''ע, пришла женщина, которая умоляла помочь. Она очень удачно выдала замуж дочь. Вдовец, с достатком, приличный человек, хорошо живут. Вдруг во сне к дочери стала приходить покойная жена её мужа и кричать на неё, угрожать и душить. Кошмар продолжается из ночи в ночь. Бедная женщина потеряла сон и аппетит, серьёзно заболела. Они испробовали все возможные средства, ничего не помогает. Покойница просто сживает её со света. «Ребе, спасите её», - умоляла женщина. «Но что я могу сделать? - спросил Магид,  - она живёт далеко, а я здесь в Чернобыле…» «Ребе, я верю, что вы поможете и здесь, вы наша последняя надежда». «Хорошо, я вам помогу», - сказал Магид. В тот же день в момент захода солнца на кладбище пришёл габай Магида. Он сказал: «Мёртвые города Чернобыля! Я обращаюсь к вам по приказу моего господина, рабби Мордехая сына рабби Менахема Нухема. Пожалуйста, свяжитесь с умершими в городе таком-то (он назвал имя города), и обратитесь к душе такой-то (он назвал имя и имя её отца). Скажите ей, что если она не прекратит приходить к жене своего бывшего мужа, её выгонят из того места, где она находится». С этими словами габай закрыл за собой ворота кладбища и ушёл. Кошмары прекратились.

                                                            Агит Шабос,  Яков Доктор.

Теги: Недельная глава, хасидские истории