Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Беар

11 мая 2011, 14:41

Отложить Отложено

         Тора рассказывает нам о законах субботнего, седьмого года, которые мы должны соблюдать в Земле Израиля. В чём смысл этой мицвы? "Меор ваШемеш" объясняет следующее. Всевышний сотворил миры для того, чтобы все творения знали своего Творца и не нарушали Его воли, не изменяли своему предназначению. Мы видим, что уже в момент Сотворения мира появился первый нарушитель. Им оказалась земля, вернее ангел -- духовная сила земли. Ей было сказано взрастить дерево, которое само является плодом и в дополнение к тому приносит плоды. А земля нарушила волю Творца и создала дерево, которое само плодом не является, а только даёт плоды. Аптер Ребе, рабби Аврум Иошиа Эшел זצק''ל זי''ע говорил, что земля совершила это нарушение во Имя Небес. Ей было открыто, что в будущем человек тоже нарушит волю Б-га, и если он окажется первым согрешившим в мире, у него не будет никакой надежды, не дай Б-г. Поэтому земля  изменила своей задаче --  чтобы у человека был прецедент, который поможет  оправдаться. Можно сказать, говорит "Меор ваШемеш», и наоборот: что именно этот грех земли послужил причиной греха человека. Ведь Хава так жаждала съесть от запретного дерева, потому что оно было единственным деревом в саду, которое само было плодом и давало плоды. Это вызывало особое желание.  Если бы земля не изменила приказу Творца,  дерево  Добра и зла ничем бы не отличалось от других и не вызывало бы такого желания. Так или иначе, чтобы ни послужило первопричиной, а что -- следствием, но основной тикун, исправление должен сделать именно человек.  Мы знаем, что вначале земля давала свои плоды без пахоты и засева. Когда Адам осознал пользу дождей и начал просить их у Всевышнего, дожди пошли, и земля начала давать свои плоды сама.  Лишь позже, когда люди продолжали грешить, земля испортилась и начала выращивать сорняки и колючки, так что пришлось человеку во времена Ноаха научиться пахать и сеять. Но до греха людей земля давала плоды по желанию Творца без усилий со стороны человека. И так же будет и в будущем, когда  человечество очистится. Как говорит Талмуд: "Земля Израиля будет выращивать готовые хлеба".  Если человек делает полную тшуву и исправляет своё поведение, полностью доверяет Б-гу и полагается на Него, тогда и земля начинает сожалеть о своём непослушании и давать обильные плоды по воле Творца, без всякой пахоты и сева. Когда евреи стояли на горе Синай, исчезла в них нечистота – последствие греха первого человека. Они сделали полную тшуву за недели счёта дней Омера, и земля тоже раскаялась в своём проступке. Позже, войдя в Землю Израиля, сама атмосфера которой делает человека мудрее, они получили дополнительные силы для того, чтобы исправить своё поведение и облагородить свою природу. Ведь даже материальность здесь менее груба, чем в других странах. Поэтому только здесь, в таких условиях появилась возможность начать исправлять человека и грех земли. Если шесть лет еврей сеет в этой стране в святости, то есть ровно столько, сколько необходимо для тела, для того, чтобы были силы для занятий мудростью Торы и для служения, а не занят удовлетворением своих инстинктов и страстей или накопительством, тогда он освящает эту землю. Освятившись, она начинает сожалеть о своём давнем проступке и давать в седьмой год в изобилии свои плоды, без пахоты и сева.

            Кстати, о грехе первого человека. "Ор Ахаим" учит, что грех Адама был, безусловно, ошибкой, а не сознательным преступлением. Одно из доказательств этому в том, что, согласно Мидрашу, Адам принёс за свой грех жертву. В Торе не существует жертв, искупающих сознательные грехи. Все грехоочистительные  жертвы  призваны  исправлять только ошибки.

            "А если скажете: "Что же будем есть в седьмой год, когда мы не будем ни сеять, ни собирать урожая нашего?" – «Я пошлю вам благословение Моё в шестой год, и он доставит урожай на три года". Почему обещание тройного урожая зависит от нашего вопроса «что будем есть»? Известно, что помощь человеку Свыше зависит от уровня его веры: чем больше он доверяет Б-гу, тем больше, легче, в более открытой форме Творец  помогает ему. А здесь мы видим как бы наоборот -- человек проявляет маловерие, и получает особое благословение? "Беер маим хаим" объясняет, что ключ к пониманию этого места лежит в словах "а если скажете". На святом языке есть два слова, выражающие человеческую речь: "ледабер" и "леемор". "Ледабер" – означает сказать твёрдо, утвердительно, жёстко. "Леемор" – означает слова мягкие по форме и содержанию, высказывание просьбы. "А если скажете (ве ки томру) что же будем есть" – это не означает претензию, наоборот, человек абсолютно уверен, что Б-г, запретивший ему заниматься сельским хозяйством в седьмой год, позаботится о его пропитании. Ему просто интересно, а что же мы будем есть, каким образом Всевышний будет его обеспечивать, упадёт ли ему еда прямо с Небес, как ман, или каким-то другим образом. На это отвечает Тора, что за такой уровень веры ему положена особая браха. Она будет состоять в тройном урожае в шестой год. Именно так Всевышний будет обеспечивать выполняющих Его волю.

            Рабе рабби Элимелех זצק''ל זי''ע приводит объяснение своего брата рабби Зуси זצק''ל זי''ע, которое противоположно этому. Всевышний, сотворивший мир, создал каналы, по которым Его жизненная сила приходит к людям и удовлетворяет все их потребности. Эта жизненная сила никогда не иссякает и исправно проходит по назначенным каналам. Но если человек падает со своей ступени и теряет веру в Творца, Который беспрерывно питает все Свои творения, эта нечистая мысль производит разрушение в высших мирах, и поток жизненной силы прерывается. Это приводит к тому, что Всевышний  опять  должен выстраивать эти каналы как при сотворении мира. "А если скажете: "что же будем есть" – Тора учит человека полностью доверять Б-гу, полагаться на Него и так не говорить. Потому что, если вы так скажете, то "И Я пошлю вам благословение" – вы вынудите Меня создавать новое творение, построить каналы жизненной силы заново. А если вы будете доверять Мне, жизненная сила будет приходить к вам беспрерывно, и у вас всё будет.

            Изучая нашу главу, невольно задаёшь вопрос, а что же происходит с этой мицвой сегодня. Чтобы правильно это понять, нужно знать, что мы находимся в глубочайшем галуте. С момента разрушения Первого Храма и начала вавилонского изгнания евреи не живут все в Земле Израиля. Поэтому обязанность соблюдать седьмой год в наши дни относится к повелениям "дерабанан".

Из рассказов о праведниках    

            Недалеко от города Бобов жил еврей, парнаса которого была в том, что он держал корову и продавал её молоко. Однажды что-то случилось, и надои стали резко падать. Корове давали лечебные травы, пригласили знахарку, но ничего не помогло, молоко пропало. "Ничего не поделаешь, - сказала жена, - придётся ехать к цадику". Еврей собрался и поехал в город к рабби Шлойме из Бобова זצק''ל זי''ע . Он помолился рано утром и пошёл в Бейс Мидраш Ребе.  Когда он пришёл, молитва только началась. Ему удалось подойти близко к Ребе, и он отчётливо услышал, как тот произнёс первые слова Амиды "Б-г великий, могущественный и грозный" (Э-ль агудоль, агибойр ве анойру). Это "анойру" так запало ему в душу, что он отошёл от Ребе и стал повторять "анойру", "анойру". И подумалось ему, как он живёт, как проходят его дни, ведь Б-г, Он "анойру".  Еврей вспомнил, что когда-то в молодости учился и решил открыть книги, которые учил когда-то. Так в Бейс Мидраше появился постоянный учащийся. Он целыми днями сидел с книгами, прерываясь только на молитву, и учился. Время от времени он повторял себе "анойру" и продолжал. Спал он тут же, на скамье, урывками. Жена дома волновалась -- муж уехал в соседний город и пропал. Пришлось ей поехать в Бобов искать мужа. Он нашёлся в Бейс Мидраше Ребе, она увидела через окно, как он сидит с книгами. Зайти в синагогу, где мужчины, ей было неудобно, и она попросила его позвать. Но муж не шёл. Пришлось ей зайти самой: "Ты что тут делаешь, дома дела ждут, а ты тут сидишь". Женщина начала выговаривать ему, но муж странно молчал, только сказал "анойру". Жена звала домой, вначале она говорила спокойно, потом кричала и ругалась, потом плакала и просила. Но бесполезно, ничего, кроме этого "анойру", она от него не услышала. Пришлось ей пойти к Ребе и просить, чтобы он объяснил ее мужу, как совместить "анойру" с семьёй и парнасой.

            Слава Б-гу, что у нас есть такие цадиким, которые одним словом могут изменить человека! И Слава Б-гу, что есть евреи, которые, услышав "анойру" из уст цадика,  способны поменять свою жизнь!

                                                            Агит шабос,   Яков Доктор.

Теги: Недельная глава, хасидские истории