Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Люби мир и добивайся мира, люби людей и приближай их к Торе»Пиркей Авот 1, 12

Ахарей мот, Шабат Агадоль

13 апреля 2011, 03:48

Отложить Отложено

             Мы находимся  с вами в самом начале года. В книгах Аризаля написано, что истинным началом года является именно Нисан. В Тишрей мир находится  во внутриутробном состоянии, в виде "зародыша", как мы говорим в молитве Рош Ашана : "Сегодня зачат мир". Именно в Нисане, с Исходом из Египта, произошло настоящее рождение мира, раскрытие его истинной цели и предназначения, и потому каждый год Нисан -- это время  обновления. Дай Б-г   и нам получить новые, свежие душевные силы, чтобы начать нашу жизнь по новому, мудрее и чище!  Хойзе, Провидец из Люблина זצק''ל זי''ע, говорил, что  первые двенадцать дней Нисана содержат корень того, что должно произойти в этом году.  В каждый из этих дней  он рассказывал, что должно произойти в  соответствующем месяце. Первого Нисана – что будет в Нисане, второго – что произойдёт в Ияре, третьего – что в Сиване,  и так далее. В последний год своей жизни он дошёл в  предсказаниях только до месяца Ав. И остановился. 9 Ава  его душа  покинула этот мир.

            В книге "Меор вашемеш" содержится потрясающий хидуш. Наши мудрецы говорят, что евреи в Египте удостоились Избавления в заслугу трёх вещей. Одна из них состоит в том, что они не изменили свой язык. На первый взгляд непонятно, что это означает, ведь наверняка, живя среди египтян, которые лашон акойдеш не понимали, евреи говорили с ними и на их языке? И ещё можно добавить, что для многих народностей, которые живут в среде других народов, характерно стремление сохранить свой отдельный язык. Тогда в чём же состоит эта особенная заслуга евреев? Но дело здесь вот в чём.  Все слова на всех языках мира образуются посредством сочетания звуков 22 букв нашей Торы, связанных с пятью источниками речи во рту. Невозможно произнести какое-либо слово на любом языке без этих 22 букв и их огласовок, то есть без букв  святой Торы. Поэтому, когда человек  следит, чтобы не осквернить союз своих уст запрещённой пищей, а также за тем, чтобы не говорить ложь (а в это понятие входит и преувеличение), ограждает свою речь от лашон ара, насмешничества и подхалимства и  других запретов, его уста  сохраняют чистоту  и   не подвластны злу.  Следовательно, зло в таком человеке не имеет власти и над пятью источниками его речи, которые выражают последнюю букву "ה" (hей) Имени Всевышнего, качество Малхут, то есть уста его святы. Тогда даже если этот еврей говорит на других языках, его речь – это лашон акойдеш, святой язык. Но если, не дай Б-г, уста человека осквернены запретной едой или запретными словами, его уста находятся под властью зла, и оно имеет силу путать даже его Тору и молитву, смешивать их с ложью и самодовольством. В речи такого человека, даже когда он говорит на лашон акойдеш,  нет никакой чистоты и святости, и святым  его язык по-настоящему не  является. Величайшей заслугой наших отцов в Египте было то, что несмотря ни на что, они не изменили свой  лашон  акойдеш, святость своей речи. И в этом  важнейшая причина того, что они удостоились Геулы. В книгах Аризаля  говорится, что борьба фараона за души евреев была в области горла: фараон,  "паро" -- это буквы слов "пэ"  "ра" (פרעה – פה רע) -- дурные уста. То место, где голос человека выходит, чтобы "одеться" в буквы речи, служило ареной его власти. Он стремился запутать евреев, заставить их загрязнить свою речь, чтобы благословение, связанное с качеством Малхут, которое призывает святость еврейских уст, переходило к нему. Так любое зло и нечистота пытаются паразитировать на святости. Это имеет в виду святой Зоар, когда говорит, что в Египте наша речь была в галуте, то есть евреи не могли говорить как следует с любовью и трепетом перед Творцом. Именно еврейские уста были местом поединка с фараоном и его силой. В заслугу того, что наши отцы в Египте вели эту войну за святость своей речи, они и удостоились Избавления. Дай Б-г и нам сегодня идти по их стопам.

            Пейсах – это время  для освящения нашей речи. В Сейдер у нас есть единственный раз в году мицва из Торы, связанная с едой, это – маца. Мицва рассказывать об Исходе общем и нашем личном и Аллель. И в остальные семь праздничных дней у нас есть много заповедей, которыми мы можем освятить наши уста.

            Пейсах – это праздник большой любви, любви Б-га к каждому из нас и любви нас, евреев, к Б-гу. Рабби Мойше Лейб из Сасова זצק''ל זי''ע  объяснял, что, как говорит Агада, название Пейсах происходит от глагола "пасах". Правильный перевод этого глагола "прыгнул". В ночь Казни первенцев в Египте Всевышний,  «обходя» дома евреев, "подпрыгивал»,  "танцевал" от радости: "Здесь живёт еврей!  Здесь живёт еврей! Да, он находится в нечистоте Египта, но ведь он хочет верить в Б-га. Хорошо, что здесь живёт еврей!". Так же  радуется Всевышний каждому из нас в эти святые дни праздника. Доброго, весёлого, светлого вам Пейсаха! Пусть мы удостоимся настоящей веры, любви и трепета перед Б-гом, мудрости, чистоты и святости, станем ближе к Творцу и удостоимся от Него спасения, утешения и всех, всех благословений!

Из рассказов о праведниках

            Эту историю рассказал рабби Аврум Яков из Садигуры זצק''ל זי''ע. В деревне, недалеко от города Колбасов, держал аренду один еврей -- питейное заведение, которое было источником его парнасы. Случилось, что дела шли  плохо, доходов не было, и он задолжал большую сумму помещику, хозяину деревни. Тот много раз требовал свои деньги, угрожал, но денег не было, семья еврея  жила  впроголодь. В Шабат Агадоль утром помещик послал к нему домой своих гайдуков, которые устроили дебош: кричали, били, разбили посуду, вылили кастрюлю с едой, разлили помои на пол. После их ухода в доме царила разруха. Чтобы не слышать плача и отвлечься, еврей ушёл в синагогу послушать традиционную драшу на Шабат Агадоль, которую произносит раввин. В Колбасове им  тогда был  рабби  Аврум Иошиа Эшел, цадик из Апты זצק''ל זי''ע.

Еврей  вошел в синагогу в середине драши и услышал: "У нас есть два вида благословений в молитве: "Гоаль Исруэль" – Избавитель Израиля в прошедшем времени, и "Гоэль Исруэль"-- в настоящем времени. Браха в прошедшем времени относится к Избавлению из Египта. Но браха в настоящем времени относится к любому времени. Даже если где-то в деревне живёт еврей, которому нечем платить за аренду, и помещик послал своих гайдуков устроить в его доме погром, всё равно, и он удостоится Спасения". Это настолько приободрило еврея, что он пошёл домой, весело напевая: "Гоэль Исруэль! Гоэль Исруэль!". Он пересказал домашним  услышанное, продолжая танцевать и петь. А в это время помещик послал слугу посмотреть, понял ли еврей урок. Слуга вернулся и рассказал, что еврей танцует и поёт. Помещик решил, что тот сошёл с ума и послал за ним. "Ты знаешь, почему ты не можешь расплатиться? -- Сказал помещик, -- потому что у тебя нет денег. Я дам тебе письмо в винокурню, там ты возьмешь водку в долг. Иди и попытай ещё раз своё счастье". Торговля у еврея пошла очень бойко. В считанные дни до Пейсаха он сумел расплатиться со всеми долгами и даже отложить на будущее.  В канун Пейсаха он пришёл к Ребе, протянул ему мешочек с деньгами и сказал: "Это плата за "Гоэль Исруэль".

В седьмой день Пейсаха юрцайт рабби Дувида Ликуса זצק''ל זי''ע. Ученик Баал Шем Това, он отличился редким долголетием. В возрасте восьмидесяти лет, оставшись вдовцом, он сделал новый шидух. Женщина вначале отказывалась, говоря, что он уже стар, и ей придётся одной поднимать их детей. Но рабби Дувид пообещал, что они сообща приведут к хупе всех своих детей, и она согласилась. Так оно и получилось. От этого брака родилась рабанит, супруга Магида из Чернобыля זצק''ל זי''ע.

Однажды хасиды отправились к Магиду в Чернобыль и решили заехать по дороге к его тестю, в город Бар. Приняв их, рабби Дувид спросил, есть ли у них такая вера в цадика, как была в своё время у них в Бешта. На вопрос, в чём эта вера состояла, он рассказал: "Однажды на исходе Шабата мы сделали Кидуш Левуне и Баал Шем Тов был очень радостен от того, что мы удостоились такой мицвы. Он сказал: «Давайте  скинемся по монете, купим бочонок мёда и сделаем "лехаим". И хотя все мы были в субботней одежде, где не может быть в кармане денег, никто ни на мгновение не засомневался. Мы засунули в карманы руки, вынули монеты и купили "лехаим".

Дай Б-г, чтобы и мы приблизились к той вере, которая была у святых учеников Баал Шем Това.

                                            Агит Шабос,  агит Йом Тов,    Яков Доктор.

Теги: Недельная глава, хасидские истории