Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Тазрия, Аходеш

30 марта 2011, 16:14

Отложить Отложено

Мидраш – это одна из самых сложных областей Торы. Понять, что скрывается за спорами наших мудрецов и что они хотели открыть нам своим рассказом, невероятно трудно. Рабби Аарон из Карлина זצק''ל זי''ע даже говорил, что Аризаль открыл нам понимание святого Зоара, но понимание Мидраша от нас до сих пор скрыто и, очевидно, станет доступно только с приходом Мошиаха. Многие хасидские комментарии представляют собой попытку приоткрыть эту тайну, с помощью знаний Кабалы они объясняют святые слова некоторых Мидрашей. Вот один из таких примеров. Не будем тешить себя иллюзией, что мы всё понимаем, но если нам просто удастся заглянуть в глубину данного Мидраша, то это, безусловно, будет  полезно. 

 

 "И создал Б-г два светила великие: светило большое для владения днём, и светило меньшее для владения ночью, и звёзды". В этой фразе Торы видно противоречие: вначале солнце и луна названы светилами великими, большими, а потом солнце названо большим, а луна меньшим. Талмуд в трактате "Хулин" приводит Мидраш, который рассказывает об этом следующую историю. Вначале Всевышний сотворил два больших светила одинаковой величины. Потом Луна сказала: "Невозможно, чтобы два царя пользовались одной короной". Тогда ответил ей Всевышний: "Иди и уменьши себя". Говорит Святой Благословенный: "Принесите Мне искупление за то, что Я уменьшил Луну". Что этот Мидраш хочет сказать? Вот как объясняет его Аптер Ребе זצק''ל זי''ע в книге "Оэв Исруэл". Когда Всевышний Благословенный пожелал сотворить миры, в мирах Ацилут Он сотворил цельное строение, где сила первичная Кетер и сила конечная Малхут стояли  "лицом к лицу" -- одинаковые в своей силе и мощи. Они являются аспектами Солнца и Луны. Когда возникло обвинение, что невозможно двум царям пользоваться одной короной,  ибо тогда в мире будут существовать только Хесед и Милосердие, и, следовательно, не будет разницы между первичной формой Б-жественного Света, первичным отношением Творца к Его миру и её конечной формой, Всевышний велел Луне, святому качеству Малхут, происходящему от последней буквы "ה" из Его Четырёхбуквенного Имени, уменьшить себя. Это означает спуститься вниз, "повернуться лицом" к нижним мирам Брия, Ецира, Асия и управлять ими. В этом тайна уменьшения Луны. Отныне её свет меньше, чем у первичной силы Кетер. Но нам, сынам Б-га живого, Всевышний даровал особую силу. С помощью наших молитв, нашего служения и исполнения заповедей с трепетом и любовью, мы спускаем поток света и благословения в качество Малхут, а оно распределяет его в нижних мирах согласно нуждам и потребностям каждого. Все же Малхут всегда остаётся ниже и меньше, чем Кетер. Только в Шабат и в Йом Тов силой наших молитв и нашей службы она поднимается до уровня Кетер. То же самое происходит и в Рош Ходеш. Поэтому в Шабат, в Йом Тов и в Рош Ходеш мы говорим в молитве Мусаф освящение "Кетер". Но сразу после Мусафа Малхут возвращается в своё первоначальное состояние -- спускается и "поворачивается" для управления нижними мирами. Это имеет в виду Мидраш, говоря, что каждый Рош Ходеш мы приносим жертву искупления самому Творцу -- за то, что Он уменьшил Луну. Именно нам дана возможность исправлять это и поднимать Малхут наверх для соединения с высшими силами. "Луна и звёзды" – качество Малхут, святая Шхина управляет нижними мирами с помощью семи звёзд, семи сил. В этом секрет "семи служанок, данных царице из дома царского". В будущем, с приходом Мошиаха, мир начнёт изменяться, Малхут будет подниматься всё выше и выше, пока не поднимется до уровня Кетер. Тогда свет Луны сравняется со светом Солнца, и наше познание Творца поднимется на неизмеримо более высокий уровень, так, что даже ангелы будут спрашивать нас: "Что сделал Б-г?". Да удостоимся мы всего этого скоро, в наши дни! 

   Из этого объяснения Аптер Ребе можно понять и тайну мицвы "Кидуш алевана", которую мы исполняем каждый месяц.

 

   "Месяц этот для вас" – объясняет Кожнице Магид זצק''ל זי''ע, что мир создан для евреев, чтобы выполняли они волю Творца и тем доставляли Ему удовольствие. Не как философы, утверждающие, что не может Всевышний из-за своей возвышенности интересоваться делами нашего мира, а поэтому нужно общаться с различными посредниками и служить им. Мы верим и мы знаем, что каждое наше усилие навстречу Б-гу, каждая наша служба доставляет ему настоящую радость. Поэтому "Месяц этот для вас" – все обновление царства Всевышнего в месяц Нисан происходят только "для вас", только ради вас!

Из рассказов о праведниках

 

Эту историю я слышал от Рахмистривского Ребе שליט''א. Он слышал её от своего тестя, раввина в общине Сквир, который услышал её от Сквирского Ребе זצ''ל. Возвращаясь на машине после набирания "маим шелану" – воды из источника для выпечки мацы на Сейдер, он обычно рассказывал  истории. Это одна из них.  В Чернобыле жил еврей, который невероятно строго относился к празднику Пейсах. Не было такой хумры, большой или малой, которой он бы не придерживался в своём доме. Поэтому в Седьмой день Пейсаха он, однажды уверенно заявил своему Ребе, Магиду из Чернобыля זצק''ל זי''ע, что у него полностью кошер, "даже больше, чем у вас, Ребе". "Да, -- возразил Магид, -- но  ведь у тебя в бочке с водой лежит кусок хлеба". У еврея потемнело в глазах, невежливо оставив Ребе, он со всех ног помчался домой. Опрокинул бочку, вода вылилась, и … на дне действительно был хлеб. Горько плача, он вернулся к Магиду. "Ой, Ребе, что же вы мне раньше не сказали, весь Пейсах у меня был хомец! Как же так, как он ко мне попал, я ведь так старался! За что же мне всё это?"  

 "Давай я отвечу тебе на всё по порядку", – сказал Магид. "То, что я тебя не предупредил раньше, это очень просто, я сам этого не знал. У меня, нет привычки смотреть, что делается у других. Поскольку ты сказал, что у тебя кошернее, чем у меня, я взглянул, что же делается в твоём доме. Как в твою бочку попал хлеб? Именно твоя дотошность тебя и подвела. Как и все в городе, ты кошеровал бочку в соседней деревне, с помощью мужиков. Одного из них очень раздражало, что тебе больше всех надо, ты возишься со своей бочкой больше всех других, бесконечно полощешь и кипятишь её. Он разозлился и бросил тебе в бочку хлеб: "На тебе". За что тебе такое наказание? Да, ты очень тщательно и скрупулёзно готовился  к  Пейсаху.  Но, ни  разу ты не помолился и не попросил у  Б-га помощи. А без Него невозможна удача ни в одном деле".

                                                                        Агит Шабес и доброго месяца

                                                                                                Яков Доктор

Теги: Недельная глава, хасидские истории, аХодеш