Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Цав, Шабат Захор

16 марта 2011, 15:39

Отложить Отложено

Наступают великие дни Пурима. Написано в книгах, что каждый год, во время каждого еврейского праздника, в мир возвращаются те силы, которые действовали во время событий, в честь которых праздник установлен. Характерность времени возвращается к нам каждый год, и из года в год нам даётся ещё одна возможность -- на Песах выйти на свободу, на Шавуот заключить Союз со Всевышним и принять Его Тору, на Пурим -- удостоиться увидеть падение всех тех, кто поднимает на нас руку. Именно поэтому в каждый праздник мы произносим  "Шеехеяну"-- благодарим Творца за то, что удостоились дожить до этого времени. Если бы  праздник был просто  исторической датой, не дай Б-г, это было бы совершенно бессмысленно. Представьте, например, француза, который благодарит Б-га за то, что дожил до очередной годовщины Великой Французской революции, или американца  за  годовщину окончания войны Севера и Юга. Трудно поверить, не правда ли?   Еврейские праздники отличаются тем, что каждый из них имеет непосредственное отношение ко всем поколениям евреев на все времена. Эти особые времена возвращаются к нам каждый год, и если мы усилимся в нашей вере и в служении Всевышнему и проведём праздник на высоте, то удостоимся тех же результатов, что и наши отцы ,  с Б-жьей помощью.

           Пурим – это не только праздник спасения от врагов. Пурим – это ещё и принятие Торы. "Исполнили и приняли евреи" – учит Талмуд, что это означает, что евреи приняли на себя то, что исполняли и раньше, то есть Тору. Во время дарования Торы на горе Синай Всевышний подвесил над евреями гору, пригрозив, что если они не согласятся принять Тору, здесь будет их могила.  С тех пор у евреев была претензия, что их заставили принять Тору насильно. Во времена Пурима  мы отказались от этой претензии.

            Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל זי''ע написал исследование, посвящённое Пуриму. Вот, что он пишет на эту тему. Вопрос, который задаёт  Тосафот  в Талмуде: зачем Всевышнему было заставлять евреев принять Тору, они ведь сами желали этого, провозгласив "Наасе венишма"? И ещё, заповедь чтения Мегилы отличается от всех подобных мицвот в Законе. Чтение Мегилы обязаны слушать все, и мужчины и женщины. Более того, Закон настаивает, чтобы не было пропущено ни одно слово Мегилы. Если что-то пропущено или человек отвлёкся и прослушал хотя бы одно слово, чтение недействительно, и нужно читать и слушать ещё раз. Таких строгостей нет нигде, даже при чтении Торы --  требования при чтении Мегилы строже, чем при чтении Торы. Почему? В Торе есть 248 повелений, которые соответствуют органам тела, а значит, и органам души, ведь тело – это "одежда" души.  365 запретов Торы соответствуют числу жил в теле. Это соответствие не просто образ, оно буквально! Природе человека естественно жить согласно Торе и заповедям, это его природа, его устройство. Тому, кто по-настоящему одухотворён, у кого физическая сторона, внешняя форма не заслоняет собой душу, внутреннее содержание, а наоборот, служит и помогает ей, это просто и легко. Таким человеком был Авраам, именно так он познал и соблюдал все заповеди до их дарования, ведь к мицвот была его естественная склонность и желание. И то же каждый из нас: чем менее хищными, эгоистичными  мы будем,  тем проще и легче будет нам жить  по  Торе. Именно такой просветлённости материи достигли наши отцы у горы Синай. В этом смысл строки из песни "Даейну", которую мы поём на  Пасхальном  Сейдере: "Если бы Ты привёл нас к горе Синай и не даровал бы нам Тору, этого было бы нам достаточно". Б-жественное присутствие на Синае настолько освятило тела евреев, что стремление к Торе было для них простым и естественным. Поэтому они воскликнули: "Наасе венишма!". Но Всевышний знал, что евреям предстоит жить в мире сокрытия, когда Его присутствие почти не видно, когда серые будни и рутина жизни застилают глаза, жить в мире природы, где каждое явление имеет свою конкретную причину, и Творец от нас сокрыт. В таких условиях физическая форма будет пересиливать своё духовное содержание, душа "утонет" в теле и будет смотреть на мир через его призму. Соблюдать Тору станет очень тяжело. Поэтому Всевышний подвесил над евреями гору и заставил их согласиться жить по Торе даже в таких условиях. Так продолжалось до Пурима.

 

            Что произошло в Пурим? Об удивительной цепочке событий, которая привела к чудесному спасению, мы можем узнать только из Мегилат Эстер. Именно эта Книга объединила в единое целое все  разрозненные события,  происходившие на протяжении многих лет. У каждого из тех событий была своя конкретная причина, они происходили в разное время, при разных обстоятельствах, и у современников этих событий не было возможности увидеть их причинность и следствие. Именно Мегила выстроила их в единое целое.  Мегилат Эстер не называет Имена Всевышнего. Его присутствие скрыто за разными происшествиями. Это состояние отражает наш мир, мир природы, мир сокрытия, где присутствие Творца почти не видно. Миры созданы с помощью "цимцума" – поэтапного сокрытия и уменьшения Б-жественного света. Каждому миру, согласно его уровню, соответствует его степень цимцума. Пятикнижие, Тора выражает присутствие Всевышнего в высших мирах. Нашему миру, миру природы, соответствует именно  Мегилат Эстер, святость которой, Имена Творца в которой скрыты за внешней формой повествования. Это Книга нашего мира. Когда евреи того поколения впервые прочитали Мегилу, составленную Мордехаем и Эстер, это освятило весь мир их природы, они вдруг ясно увидели всё чудо целиком, увидели, как Провидение наполняет наш мир и ведёт нас по жизни. Святость этой Книги изменила их мир и их самих. Именно тогда они получили  силу пересмотреть все произошедшее и приняли Тору на себя ещё раз  -- с любовью и без претензий. Эта просветленность  возвращается к нам каждый год, в Пурим, когда мы, так же, как наши отцы в те времена, читаем святые строки Мегилат Эстер. Именно потому так важно читать и слушать сосредоточенно этот свиток и к этой мицве предъявляются в Законе такие строгие требования.

 

 "А у евреев был свет и радость, веселье и почёт, так же пусть будет и у нас!" Весёлого и доброго нам Пурима, дай нам Б-г удостоиться стереть Амалека из нашей души, принять на себя Тору и удостоиться благословения, спасения и удачи во всём. Весёлого нам Пурима!

Из рассказов о праведниках

            В своём Бейс Мидраше рабби Лейви Ицхок из Бердичева זצק''ל זי''ע все основные обязанности исполнял сам. Он был хазаном во время важнейших молитв, читал Тору, Мегилу на Пурим, трубил в шофар. Бельзер Ребе זצק''ל  рассказывал, что когда рабби Лейви Ицхок произносил из Торы фразу "И Б-г вспомнил о Саре…", делал он это так,  что множество бесплодных женщин удостаивались иметь детей. В Рош Ашана  на трубление в шофар он выходил как на сражение, одетый в белый кител, перепоясанный широким поясом, за который были воткнуты три шофара. Однажды при трублении произошла следующая история.

 

Закончив все молитвы и каванот, рабби Лейви Ицхок громко сказал благословение и поднёс шофар к губам. Но никакого звука не последовало, несмотря на все старания. Шофар молчал. Тогда рабби Лейви Ицхок отбросил его на пол и взял другой. Но и из второго он не сумел извлечь ни звука. Отбросив и его, рабби Лейви Ицхок взял третий. Молчание. Рабби Лейви Ицхок бросил его и глубоко задумался, закрыв глаза. Так продолжалось несколько минут.  Затем поднял один из шофаров с пола и начал трубить…

 

После праздника евреи узнали, что в местной гостинице лежит больной помещик, который проклинает всех и всё. Оказалось, что три друга помещика увлекались колдовством. И решили они на Рош Ашана собраться вместе в гостинице, чтобы помешать «этому раввину» трубить в его рог. Один из них внезапно умер, второй куда-то исчез, и след его простыл, а третий тяжело заболел. Он лежал, и мучился от болей, и громко ругался.

                                                Доброй вам Субботы и весёлого Пурима.

                                                 Агит Шабос,                     Яков Доктор.

Теги: Пурим, рав Леви Ицхак из Бердичева