Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Где находится Всевышний? Там, куда Его впускают»Раби Менахем-Мендель из Коцка

Бешалах

12 января 2011, 15:31

Отложить Отложено

  Антисемиты города Житомира отправили однажды коллективное прошение в Петербург. Город страдает от  перенаселённости, писали они, и причиной этой тесноты являются разумеется евреи. Поэтому высокое начальство просили принять меры и издать указ о выселении всех евреев за пределы городской черты. Это была серьёзная угроза, и евреи отправили посланцев к цадику рабби Аарону из Чернобыля זצק''ל זי''ע с просьбой о помощи. В Чернобыль посланцы прибыли в пятницу, во второй половине дня, и до наступления Шабата попасть на приём к цадику не сумели. В субботнюю ночь во время тиша рабби Аарон сказал следующее: "И было, когда послал фараон народ" – эти злодеи хотят изгнать евреев из города, "и не желал Б-г" вести их.  Я говорю, что и Мера Суда этого не позволит, и потому: "…по дороге земли Плиштим" – эта дорога предназначена только для плиштим, пусть сами и отправляются в это изгнание. Эти же слова рабби Аарон повторил во время тиша днём и во время третьей трапезы. Когда на исходе Шабата посланцы пришли к праведнику, он сказал им, что всё, что мог, он уже сделал, поэтому они могут возвращаться домой. Вскоре пришёл и ответ из Петербурга. Рассмотрев дело, высокое начальство решило просьбу отклонить, а жителям, которые жалуются на тесноту, было предложено предоставить для жизни обширные территории … в Сибири. 

 

 Сорок лет евреи питались маном. Именно эта еда, этот ман -- материализованный свет высших духовных миров, пища ангелов, -- важнейший фактор, изменивший природу евреев, сделал их непохожими на остальные народы. Сорок лет Творец учил евреев вере и проверял их веру этим маном. Ман посылался каждый день однодневными порциями, чтобы каждый день человек знал, от Кого зависит его пропитание, к Кому он должен обращаться и на Кого надеяться. В зависимости от уровня праведности каждого, ман для него  падал или близко, возле самого дома, или далеко -- так, что по ману всегда можно было видеть, где находится человек, на каком духовном уровне. Собирали его много или мало, всегда получалось одно и то же количество --пропитание семьи на один день. В пятницу выпадала двойная порция мана,  предназначенная для святого Шабата, когда ман не падал. Эти и другие чудеса, связанные с маном, сорок лет учили наших отцов вере. Поэтому Всевышний заповедал положить на хранение в Храме кувшин с маном  на память будущим поколениям об этих уроках. "Меор Эйнаим" говорит, что у этой мицвы есть и другой смысл. И сегодня, так же, как и тогда в пустыне, пропитание человеку приходит Свыше, падает с Неба! Только сегодня это пропитание приходит не в открытом виде, а "одетым" -- в одеяния различных внешних причин и факторов. И сегодня сама Шхина   «одевается» в различные причины для того, чтобы дать заработок еврею. В этом смысл мицвы сохранить ман в кувшине -- "одетым в сосуд", чтобы каждый из нас знал, что внутри посылаемых нам сосудов – «причин» и «обстоятельств» -- находится «тот же ман», и что только от Творца зависит наш заработок и наше материальное благополучие. Существует обязанность прикладывать старание к достижению парнасы, но каждый из нас должен твёрдо знать, что не от этих усилий зависит результат, а только от Творца мира, который даёт нам заработок по тем же правилам, что и нашим отцам в пустыне: чем выше духовный уровень, тем ближе ман.

 

Почему существует обязанность прикладывать старания к достижению парнасы? Зачем Всевышний обязал нас этим заниматься? "Ховот алевавот" называет две причины. Во-первых, есть много заповедей, связанных с деловой деятельностью человека. Старания в достижении парнасы позволяют проверить его на честность и праведность и, как следствие, дают ему возможность заработать особую награду от Всевышнего за искреннюю веру. Во-вторых, человек обязан быть занят и уставать от работы, иначе "…и разжирел Ешурун  и начал брыкаться" – именно безделье в сочетании с материальным благополучием является причиной многих пороков и преступлений человека. Справедливость этого утверждения, как мне кажется, мы можем хорошо видеть в наши дни. Обе эти причины не применимы к праведнику. Он всегда кристально честен в делах и опасается нарушения даже тени какого-либо запрета ,и, кроме этого он постоянно занят Торой и служением Всевышнему. Поэтому чем  праведнее человек, тем меньше усилий требует от него заработок.  Парнаса приходит к нему сама, легко и просто. Рассказывают, что когда святому Баал Шему Тову  нужны были деньги, он подходил к двери дома какого-нибудь состоятельного еврея и делал в нее лёгкий стук. И уходил. На этом его обязанность «прилагать старания» заканчивалась, и всё необходимое различными путями приходило к нему само.

 

Выбирая это старание, говорит "Ховот алевавот", человек должен помнить ещё один принцип. Каждому из нас Б-г дал свои  таланты и способности. Поэтому тот род деятельности, который естественен для одного, совершенно не подходит другому. В жизни необходимо заниматься только своим любимым делом, тем, к чему душа лежит, и не гоняться за профессией модной или доходной. Еврей всегда обязан помнить, что его доход зависит только от Творца, и что Всевышний посылает каждому его парнасу, независимо   от того, какую работу он выполняет.

 

"Бейс Авром" из Слоним זצ''ל говорил, что у злодея фараона мы можем многому научиться для нашей еврейской службы. Сколько ударов и пощёчин он получил, какие унижения, какие казни перенёс, едва жив остался. Но всё равно, после всего этого, он пускается в погоню за евреями, будучи уверен, что уж на этот раз его точно ждёт удача. Тем более мы ни в коем случае не должны отчаиваться от неудач и падений, у нас не должны опускаться руки. Если мы будем искренне стремиться приблизиться к Б-гу, стать мудрее и лучше, нас обязательно ждет в конце концов победа. Да, у злодеев можно многому полезному научиться, надо только правильно на них смотреть.

 

Из рассказов о праведниках

  Второго Швата юрцайт выдающегося праведника рабби Мешулома Зуси из Аниполи זצק''ל זי''ע. Если  будет на то Воля Всевышнего, книга историй о его жизни и жизни его брата Ребе рабби  Элимелеха из Лиженска זצק''ל זי''ע, скоро  увидит свет. Вот один  рассказ о нём из этой книги.

                                       

Кто кормит рабби Зусю…

  Каждое утро после молитвы рабби Зуся обращался к Творцу со следующими словами: "Владыка миров! Зуся голоден, у него есть аппетит, а это значит, что он здоров, спасибо Тебе за это… Зуся голоден, пожалуйста, дай ему поесть". Услышав эти слова, шамеш входил в его комнату и заносил завтрак. Так повторялось каждый день. Шамешу было смешно: еду рабби Зуся просит у Всевышнего, а приносит  ее он, шамеш. И решил шамеш проучить цадика, один раз не принести ему завтрак. Тут уж он точно увидит, кто его кормит.

 

В то утро рабби Зуся, как всегда, отправился в синагогу. В Аниполе на улицах была непролазная грязь. Для того, чтобы пройти, через улицы были перекинуты доски. По одной из них осторожно, боясь оступиться, пробирался рабби Зуся. Навстречу ему по той же доске уверенно шагал человек. Он был гостем в городе, случайно заехавшим по торговым делам, и рабби Зусю в лицо  не знал. Увидев перед собой медленно передвигающегося старика, он спихнул его в грязь, и, засмеявшись, пошёл дальше. Тут он слышит крики хозяина гостиницы:

 "Ой, вей, что ты наделал, это же наш Ребе!". Гость испугался и побежал к хозяину гостиницы.

"Я же не знал, что это ваш цадик. Что же мне делать, он ведь меня проклянёт!" Хозяин гостиницы посоветовал помириться с рабби Зусей и попросить у него прощения. Это удобнее всего сделать попозже утром, когда Ребе возвращается с молитвы.

Взял гость бутылку лехаим и поднос с лейках и пошёл в дом цадика. Как всегда после молитвы, придя домой, рабби Зуся расхаживал по комнате. Подняв глаза вверх, он сказал :

"Владыка миров! Зуся голоден, пожалуйста, дай ему поесть.". За дверью, злорадно потирая руки, стоял шамеш. Тут он почувствовал сильный толчок в плечо, его отодвинули в сторону, дверь распахнулась, и в комнату вошёл гость. Он поставил угощение на стол и сказал:            "Простите, Ребе".

Рабби Зуся, разумеется, простил от всего сердца, и, облегчённо вздохнув, гость ушёл. А шамеш смог убедиться, Кто действительно кормит рабби Зусю. Дай Б-г, чтоб и мы никогда не забывали, Кто нас кормит.                

 

                                                                Агит Шабос,   Яков Доктор.

Теги: Недельная глава, хасидские истории