Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ваигаш

08 декабря 2010, 08:37

Отложить Отложено

            "И вот, из реки выходят семь коров тучных  плотью и хороших видом… И вот, семь коров других выходят за ними, худых и очень дурных видом и тощих плотью… И съели коровы тощие и худые семь прежних коров тучных". О том, почему Б-г показал этот сон фараону, мы знаем. Но чему этот сон призван научить нас, ведь всё, сказанное  в нашей святой Торе, актуально во все времена, для каждого еврея, в любом положении. В чём смысл этого сна для нас? "Меор Эйнаим" объясняет это так. Основой всего внутреннего мира человека, его эмоций и черт характера являются семь качеств: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, Од, Есод, Малхут.  С  качеством Хесед связана любовь. Гвура – страх. Тиферет – шкала ценностей человека, то, к чему он стремится, и как оценивает происходящее, "итпаарут" – восхищение (תפארת – התפארות). Нецах –  стремление преодолеть трудности, достигнуть цели, победить. Од – благодарность (הוד – להודות). Есод – качество собирательное, способность обобщать все предыдущие в одно целое и направлять их к цели. Есод – это привязанность. Малхут -- конечная цель, царство – повелитель, хозяин человека и всех его действий и устремлений.

             Семь тучных и хороших коров – это эти семь качеств, когда они направлены на святость, на Б-га Любовь к Нему, трепет перед Ним, восхищение Им и теми, кто служит Ему, стремление преодолеть свое «я», победить своё дурное начало, благодарность  Ему за всё, крепкая связь с Ним, желание, чтобы Он воцарился над нашей жизнью в этом мире. Это семь святых качеств, основа служения цадика. Семь тощих и дурных коров – это семь дурных качеств, когда у человека, находящегося под властью злого начала, эти силы направлены на другие цели. Любить – самого себя, бояться - других людей или обстоятельств, восхищаться – самим собой, стремиться победить другого, выиграть за его счёт, благодарить самого себя, быть привязанным к удовольствиям материальным, к деньгам и к суете этого мира, желание стать самому царём, хозяином и господином. Семь дурных качеств съедают хорошие и паразитируют на них -- это и есть настоящая клипа, внешняя оболочка, удерживающая   святость      внутри  себя,    в порабощении.  Как и фараон в том        сне, человек спит и даже не отдаёт себе отчёта в том, что с ним происходит. Кожнице Магид זצק''ל זי''ע,  который тоже объясняет этот сон подобным образом, добавляет интересную деталь. "И вошли те (коровы) внутрь их, но не приметно было, что они вошли внутрь их, а вид их был невзрачен, как и сначала". Эта деталь сна появилась только в пересказе фараона, в описании сна в первый раз её нет. В первый раз фараон был во сне -- когда человек "спит", он не ощущает,  как живёт на самом деле, и на что направлены  его устремления. Ему кажется, что с ним всё в порядке, он молодец. Только тот, кто удостаивается сделать тшуву, "раскрыть глаза", прежде всего, видит, что "коровы дурны видом", понимает, в каком положении находится. Он с горечью осознаёт истину и просит у Б-га прощения и помощи, и Творец, по милосердию Свыше, поднимает и исправляет его.

            "И когда  увидел он повозки, которые прислал Йосеф, чтобы везти его, ожил дух Якова, отца их". Когда братья рассказали Якову, что Йосеф жив, он им не поверил. Ведь уже двадцать два года он считал его погибшим. Почему вид этих повозок его убедил? Раши пишет, что так Йосеф передал Якову знак: последняя тема, которую они учили вместе с отцом до расставания, была мицва "проломлённой телицы" – "эгла аруфа". Объяснение непонятно: да, действительно, слово "повозка" – "агала" родственно слову "эгла" – "телица", ну и что, что ещё мог бы Йосеф послать вместо повозок, чтобы забрать семью Якова со всем их имуществом? "Кли Якар" объясняет это так. Смысл мицвы "проломлённой телицы" в том, что если найден убитый, и следствие ничего не показало, убийца не найден и отомстить за пролитую кровь невозможно, – это чрезвычайное происшествие. Из Иерусалима приезжают члены Сангедрина, которые отмеряют расстояние от тела до ближайшего к нему города. Старейшины этого города приводят телицу, которую убивают ударом в затылок (отсюда название мицвы), и публично клянутся:  наши руки не проливали этой крови. Спрашивает Талмуд, а что, разве можно предположить, что старейшины города проливают кровь?  Смысл в том, чтобы подтвердить: мы не видели в городе убитого и не оставили его без пищи и крова, а также не видели его уходящим из города и не отпустили его одного, без провожатых. Почему необходимо провожать человека, когда он уходит? Во-первых, в знак  уважения к нему, показывая, что с ним жалко расставаться. Во-вторых, польза здесь практическая. За путешественниками  могут следить злоумышленники, и если они видят, что его никто не провожает, значит, он никому не нужен, и его не будут искать. На таких нападают в первую очередь. Всё это учил Йосеф с отцом до расставания. Братья рассказали Якову, что Йосеф, отправляя их в обратный путь, провожал их определённое расстояние. Всё это ещё не доказывает, что этот правитель Египта действительно Йосеф, -- ведь провожать, чтобы обеспечить гостям безопасность, может и просто хороший человек, который Тору не учил и о смысле мицвы не знает, а просто желает своим гостям добра. Но Яков увидел повозки Йосефа, это были особые повозки, колесницы фараона, которые знал весь восток. На тех, кого они везут, никто бы не посмел напасть, боясь мести самого царя Египта. Гостей, едущих на этих колесницах, провожать не надо, их безопасность обеспечена. А если, несмотря на это, Йосеф провожал братьев, – это значит, что им двигала именно мицва, та, которую он учил с отцом. Ведь мицва всегда неизмеримо глубже любой причины, которая с ней связана, её выполняют, даже когда этой причины нет. Вот что понял Яков, увидев эти повозки, так он поверил, что Йосеф действительно жив.

Из рассказов о праведниках

            Эту историю я слышал от рава Ицхака Мойше Эрлингера. Однажды он был у покойного Рахмистривского Ребе זצ''ל, когда  Ребе навестил один еврей. Еврей ушёл и Ребе спросил, знает ли рав Ицхак Мойше его историю. Услышав, что нет, он  рассказал следующее. Отец этого еврея приехал в Иерушалаим из Европы во время войны, потеряв в Катастрофе всю семью. Здесь ему предложили новый шидух. Он пошёл спросить совета  и благословения у рабби Аарона из Бельз .זצ''ל Тот благословил его и пожелал удачи. Еврей решил попросить браху и у цадика рабби Шломке из Звиля זצ''ל. К его удивлению, тот стал отговаривать его от этого брака, и сказал даже, что просит  не соглашаться ни в коем случае. Еврей просто не знал, что ему делать, и пошёл спросить совета у тогдашнего Рахмистривского  Ребе, рабби Дувида זצ''ל. Тот сказал, что это спор между цадиким, он не может его разрешить, пусть пойдёт ещё раз  к этим праведникам  и всё расскажет. Несмотря на известие о реакции  Звилер Ребе, рабби  Аарон подтвердил свое благословение. Однако, рабби Шломке из Звиля и во второй раз не поменял своего мнения, и в отличие от Бельзер Ребе, опять просил его не соглашаться на этот шидух. И снова пришёл наш еврей к Рахмистривскому Ребе с вопросом, что делать. "Я тебе расскажу, - ответил тот, - каждый из цадиким видит твою пользу по-своему. Ты можешь жениться, но знай, что это будет стоить тебе жизни. Бельзер Ребе считает, что иметь продолжение рода важнее, поэтому он благословляет тебя на этот брак. А рабби Шломке хочет сохранить тебе жизнь, поэтому он отговаривает тебя. Что я могу тебе посоветовать? Теперь ты знаешь, в чем суть этого спора двух праведников, поступай как знаешь".  Еврей решил жениться, и действительно скоро умер, не дожив до рождения сына. Во время бриса мальчика назвали в честь отца. 

                                                                                      Агит Шабос,  Яков Доктор.  

Теги: Недельная глава