Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Микец. Шабат Ханука

30 ноября 2010, 08:35

Отложить Отложено

            Однажды к Хойзе, Провидцу из Люблина זצק''ל זי''ע пришли евреи с бедой. Среди них поселился «мойсер», доносчик, который просто не давал им жить. Они принесли квитл с именем доносчика и просили Ребе посоветовать, что делать. Хойзе, прозванный Провидцем за свой удивительный дар видения, посмотрел в записку и сказал, что ничего особенного не видит, это обычный, хороший еврей. Расстроенные, евреи решили попробовать ещё раз, попозже. На этот раз, взглянув на квитл, Ребе сказал, что всё понятно, и поскольку этот «мойсер» приносит много несчастий, дал совет, как его обезвредить. Ребе объяснил, что в первый раз ему принесли записку, когда доносчик зажигал Ханукальные Свечи. От их света в его душу вошла такая святость, что он  стал совершенным праведником. Но поскольку он всё-таки доносчик, после окончания мицвы  святость его покинула, и он остался таким, как есть.

            Ханука – это великие дни, которые даны нам для того, чтобы служить Всевышнему с особой радостью, благодарить Его и петь Ему Алель. Для любого еврея этот праздник -- время благодарности за чудеса, которые наш Творец сделал во времена Хашмонаим,  и которые Он делает в каждом поколении.  Но мы, читающие эти строки, должны благодарить Его по-особому. Вне зависимости от нашего положения и духовного уровня каждый из нас –  Ханукальное чудо. После страшной Катастрофы, поразившей русское еврейство, когда за много лет до нашего рождения было уже определено и всё сделано для того, чтобы у нас не было шансов быть евреями, и обязательно ждало полное растворение среди других народов, вдруг всё возрождается. Тысячи русских евреев, преодолевая порочный круг, возвращаются домой, к себе, к своей Торе и к своему Б-гу. Это настоящее Ханукальное чудо -- чудо того, как маленький кувшин масла, островок чистой искренней веры, сохранился, и несмотря ни на что, зажигает наши сердца светом, разгоняющим скверну и тьму! Наша радость и наша благодарность в эти дни –  это тоже чудо особое.

            Рабби Цви Элимелех из Динова זצק''ל זי''ע  испытывал особый прилив сил и особую ясность ума на Хануку. Ни в один праздник у него не было ничего подобного. Решил он спросить об этом своего Ребе, Хойзе из Люблина. «Твоя душа, - последовал ответ, - родственна душам мудрецов из колена Иссахара, которые заседали в Санедрине и установили праздник Ханука». Поэтому свою книгу рабби Цви Элимелех назвал «Бней Иссахар». Она рассказывает о месяцах еврейского календаря, причем, на  всех четырёх уровнях Торы: пшат, ремез, драш и сод.

            Магид из Кожниц זצק''ל זי''ע говорит, что   слово «Ханука» родственно слову «хинух» - воспитание (חינוך- חנוכה). В этом одна из важнейших сторон праздника. Мы стремимся «светить» тем, кто снаружи, одарить   «младших». Обычаи Хануки тоже связаны с этим принципом. На Хануку принято играть в «дрейдел» -- волчок. Эту игрушку можно запустить только сверху вниз, опустив свою руку. На Хануку принято дарить детям «хануке гелт» - карманные деньги. Когда мы внизу помогаем и даём тем, кто в нас нуждается, Сверху нам отвечают тем же и протягивают руку помощи и поддержки. Ханука – это время подумать о воспитании своих детей, о том, кем и как они растут. Безусловно, целью воспитания и образования не может являться выучить ребёнка так, чтобы он сделал хорошую карьеру и зарабатывал много денег. С каждого из нас спросят, всё ли сделали мы для того, чтобы наши дети продолжали дело Авраама, Ицхака и Якова – были настоящими евреями. Для этого нужно научить их мудрости, страху перед Небесами, душевной чистоте, вере и любви к Торе и заповедям. А это очень нелегко в наше время, и без постоянных молитв и постоянных усилий с нашей стороны получиться не может.

           У Любавического Ребе זצ''ל я прочитал мудрую мысль. Он пишет, что есть распространённое заблуждение: многие родители считают, что тот уровень соблюдения Торы и мицвот, который есть у них, достаточен и для их детей, к большему стремиться не нужно. Это в корне не верно. С годами, загруженный работой, делами и проблемами, человек обычно начинает сползать с того уровня, который был у него в молодости, когда он был свободнее и сильнее. Поэтому ребёнка нужно всегда стремиться поднять на максимально возможную для него высоту, чтобы старт его жизни был с максимально высокой ступени, а в дальнейшем жизнь внесёт свои коррективы.

            Магид из Триска זצק''ל זי''ע в своей книге «Маген Аврум» пишет, что в последний день Хануки происходит окончательная запись приговора, которая началась в Рош Ашана. Весь Израиль будет подписан на добрый и хороший год. Ханука – это нотрикон слов «заканчивается запись каждого» (חנוכה – חתימה כל האדם נעשה ונגמר), а также нотрикон слов «произошло чудо и все беды исчезли» (חנוכה – נעשה נס והתבטלו כל הצרות). Дай Б-г, чтобы все мы были записаны на хороший год, год благословений и чудес, год полной тшувы, духовного роста, радости в семьях, здоровья, стабильного заработка и счастья. Хорошего и доброго вам праздника!

Из рассказов о праведниках

            27 Кислева, в Хануку, юрцайт рабби Хаима из Черновиц זצק''ל זי''ע, автора книг "Беер маим хаим" на Тору, "Сидуро шел Шабос", посвящённого Шабату, и  "Шаар атфила", о молитве. Этот удивительный праведник был известен как человек Шабата. По свидетельству современников, возвращаясь из миквы перед субботой, он становился выше на целую голову. Как удостоиться такого сына? Об этом наша история. Его отец реб Шлойме зарабатывал на жизнь тем, что держал у помещика аренду. Там была винокурня, как тогда говорили, -- он изготавливал водку и  продавал ее мужикам. Это служило источником его дохода. Каждый год перед Пейсахом он приезжал в город, где заранее продавал раввину весь хомец, который включал в себя почти все его хозяйство, оборудование и амбар с запасами. Но однажды, приехав в город, он раввина не застал. Поэтому он оставил своему хорошему знакомому доверенность на продажу хомеца и попросил продать его хомец. Тот согласился. В Холь Амоэд Пейсах реб Шлойме приехал в город и случайно встретил того знакомого. По его смущению он понял, что что-то произошло, спросил, в чём дело, и так  узнал, что знакомый забыл о просьбе и хомец его не продал. Вскочив в телегу, реб Шлойме помчался домой. Домашним он сказал, что им предстоит великая мицва: уничтожить хомец. На Пейсах у них всё закрыто, но ведь эти запасы находятся в его владении. Они накрыли праздничный стол и пригласили музыкантов. После этого реб Шлойме обложил амбар, винокурню и лавку сеном, с чувством произнёс  браху "ал биур хомец" и поджёг. Играла музыка, а они сидели за праздничным столом  и смотрели, как огонь пожирает весь их достаток, в том числе и дом, который находился рядом с амбаром, и его невозможно было спасти от пожара. Бочки с водкой стали лопаться и она  потекла наружу. Об этом прослышали мужики и стали приходить из деревни с кружками,  выстроилась целая очередь. Играла музыка, реб Шлойме с семьёй праздновал Пейсах и праздновал мицву. Деревня  тоже гуляла. Так сгорело всё его хозяйство. Услышав об этой истории, помещик велел побить реб Шлойме и прогнать его с аренды. В заслугу всего этого реб Шлойме удостоился такого сына  как рабби Хаим из Черновцов זצק''ל זי''ע.

                                                Агит Шабос и доброго вам праздника!           Яков Доктор.

                                                                                                                               

 Подарок на Хануку

Все, кто хочет получить перевод на русский язык знаменитой "Молитвы перед зажиганием Ханукальных Свечей" рабби Цви Элимелеха из Динова, присылайте ваш мейл.        

Теги: Праздники