Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ваешев

24 ноября 2010, 15:01

Отложить Отложено

            Как и всё сказанное в Торе, конфликт Йосефа и братьев, безусловно, конфликт не личный, он имеет глубокие корни. «Сфас Эмес», от имени своего деда,  автора «Хидушей Арим» זצק''ל זי''ע , пишет, что природа Йосефа состояла в стремлении к святости, к максимальному и бескомпромиссному посвящению всей жизни, всего человека Всевышнему. Поэтому Йосеф всю сознательную жизнь был отдельно от всех, закрытый и малодоступный для других. Именно так он реализовал своё предназначение в мире, и именно так ему удалось добиться всех своих достижений. Конфликт братьев это, прежде всего, конфликт Йосефа и Иеуды. Природой Иеуды было стремление принести святость во все аспекты этого мира, освятить весь мир. «Хидушей Арим» говорит, что этот же спор был также спором между нашими учителями. Были среди них такие, которые хотели, чтобы у них было мало хасидов, но чтобы все они достигали высшей святости, а были такие, которые хотели распространять хасидизм среди большинства народа, хотя понимали, что, в результате, каждый из них достигнет меньшего.  Одним из учителей "Хидушей Арим"  был выдающийся праведник рабби Менахем Мендел из Коцка זצק''ל זי''ע . Это был цадик величайшей святости, отличающийся беспощадной требовательностью к себе и к другим. Многие его изречения, точные, острые и едкие, и сегодня очень популярны. О разнице своего подхода, по сравнению с другими учителями, и прежде всего, с рабби Ицхаком из Ворки זצק''ל זי''ע  , он говорил так: «Я еду в Варшаву. Стоит еврей и просит подвезти его. Если он готов ехать со мной до самой Варшавы, я его возьму, а если нет – нет. А он (рабби Ицхак) возьмёт». Много лет Коцкер Ребе вёл замкнутый образ жизни, не пускал к себе никаких посетителей, он всегда имел очень маленькую группу учеников, каждый из которых стал выдающимся праведником. Интересно, что в Бейт Мидраше Коцка не трубили в шофар  в месяце Элул --  такое напоминание было не нужно, у них был «Элул» круглый год. Были другие цадиким, которые не сосредотачивали все свои силы  на воспитании единиц, а были открыты для всех, стремились помогать и учить как можно большее количество евреев, хотя ценой такого отношения является разбрасывание усилий и понижение планки требований. Сам "Хидушей Арим" тоже  шёл по этому пути. Когда после смерти Ребе из Коцка он стал адмором, было объявлено, что Коцк закончился, двери его Бейт Мидраша были открыты для всех, и скоро возглавляемое им движение Гур стало массовым. Эти два подхода в различных вариантах были характерны для многих учителей хасидизма. Действительно, сконцентрировать ли все силы на одном, двух учениках, стремясь достичь максимально возможного, и через них влиять на всех остальных, или «разбрасываться» на многих, стремиться охватить максимальное количество людей, и ради этого неизбежно снижать уровень требований? Это нелегкий выбор. Можно сказать, что эта особенность Йосефа и Иеуды вытекает из их природы. Согласно Кабале, Йосеф выражал в этом мире качество Есод. Природа этого качества в концентрации, собирании всех сил более высоких сфирот и  направление  к их святости. Это фундамент, основа всего строения сфирот. Природа Иеуды –  Малхут, конечная цель -- проявление святости во всех аспектах этого мира, стремление донести до каждого  творения, что  этот мир природы и сокрытия –  царство Единого Творца.

            «Вот мы вяжем снопы в поле…» -- говорит " Сфас Эмэс", что в этом состояло служение братьев – собрать, объединить все аспекты этого мира, который выглядит ничейным, случайным и разделённым, как «снопы в поле», и привязать  его  к  Источнику, показать, что всё объединено в единое целое жизненной силой Творца, без  которой  не может существовать  ни одно живое существо, ни одна вещь.

            Реувен вернулся к яме и увидел, что она пуста. Как он должен был упрекать себя --  он, который посоветовал посадить Йосефа в яму, чтобы спасти ему жизнь и привести к отцу, сейчас видит, что именно его совет и погубил Йосефа. Но Тора свидетельствует нам, что именно Реувен своим советом спас Йосефа. Отсюда, говорит «Сфас Эмес», мы можем сделать вывод, что наше искреннее стремление сделать мицву, даже если результата не видно, обязательно приведет к  чему-то хорошему, ничего не пропадёт!

            «А яма пуста, без воды». Говорит Раши: «Если написано «пуста», то я уже и так знаю, что без воды, почему же сказано  все же «без воды»? Чтобы показать, что воды там нет -- а что есть? Змеи и скорпионы». В этом состоит намёк для каждого из нас. Мы должны стараться изо всех сил наполнять себя мудростью и духовностью, жить этим. Ибо когда полезного,  «воды»,  в человеке нет, там обязательно поселятся змеи и скорпионы, как в той яме, не дай Б-г.

            «И не знал с ним ничего, кроме хлеба, который он ест». Почему жену Потифара, единственное, что было недоступно Йосефу в доме, Тора называет хлебом? Объясняет «Кли якар», что в Талмуде мы находим пословицу: «Маленький орган есть в человеке. Держащий его на голоде сыт, а кормящий -- голоден». Развратник никогда не бывает удовлетворён, его образ жизни не приносит ему счастья, только разочарование и внутреннюю опустошённость. Поэтому он каждый раз бросается за очередным миражом, веря, что на этот раз будет по-другому. Именно в семье всё действительно по-другому, только жена приносит человеку удовлетворение и счастье. Поэтому Тора называет жену «хлебом», тем, что по-настоящему насыщает.

 

Приближается праздник Ханука

            Дай Б-г, чтобы он был для всех нас добрым и светлым! Рабби Леви Ицхак из Бердичева  זצק''ל זי''ע говорит, что та Б-жественная сила, которая пришла в мир в Рош аШана, начинает проявляться в нашем мире на уровне мысли в Хануку. Она приходит к нам через свет ханукальных свечей. Поэтому невозможно просто зажечь Ханукию и уйти по делам. Нужно посидеть возле неё, наслаждаясь и впитывая в себя её Б-жественный свет. Известно, что многие праведники из любви к этой мицве сидели возле зажжённых свечей по несколько часов! От Баал Шем Това до нас дошла традиция, которой придерживаются все хасиды: после зажигания свечей Ханукии сказать семь раз «Ве ихьи ноам» --  и Теилим 91.( Этот текст напечатан также в сидуре в Молитве на исходе Шабата). В различных хасидских общинах принято говорить ещё  другие Теилим, кроме этого.

 

Из рассказов о праведниках

           На этой неделе, 18 Кислева, юрцайт Великого Магида, преемника Баал Шем Това, рабби Дова Бера из Межерич זצק''ל זי''ע. Один учёный еврей из Вильно в поисках парнасы занялся торговлей. Ему приходилось много ездить, и, бывая на Украине, он слышал много историй о Магиде из Межерич. Там, на Украине, о нём говорили по-другому, чем в его родной Вильне, поэтому ему стало интересно и, в конце концов, он решил во всём разобраться сам. Он  подготовил интересную кушию в Талмуде и решил во время очередной поездки побывать у этого раввина. Попасть к Магиду было нелегко, была целая очередь, но вот и он вошёл в комнату. Магид не дал ему произнести ни слова. Протянув для приветствия руку, он заговорил сам: «Когда врач лечит больного, с Небес посылают специального ангела, который несёт исцеление. Чем выше квалификация  врача, тем более значимого ангела посылают. Но если это лучший врач в мире, сам ангел Рафаэль приходит для исцеления человека». Магид протянул руку для прощания, и аудиенция закончилась. Еврей только недоумённо пожал плечами -- он ничего не понял. По возвращении  в Вильно, он тяжело заболел. Температура была высокая, лекарства не помогали, и скоро стало ясно, что его часы сочтены. Его в Вильно очень любили, так как он много помогал людям. Поэтому возле его дома толпились люди, устраивали миньяны для молитвы о здоровье, старались помочь, чем могли. В это время в город приехал с визитом король Пруссии. Его кортеж как раз проезжал по улице мимо  дома, где находился больной. Увидев карету короля, евреи бросились к нему, умоляя дать им врача, чтобы спасти  человека. Карета остановилась, и король спросил офицера стражи, в чём дело. Офицер ответил, что эти евреи все кричат и машут руками, но, насколько он понимает их жаргон, у них кто-то болен, и они просят врача. С королём в карете сидел его личный лекарь, итальянец Лаглория, и король предложил ему попробовать свои силы. Увидев больного, доктор очень рассердился, ведь у этого человека агония, а он не умеет воскрешать из мёртвых.  Но на него с надеждой смотрели столько глаз, что он не мог уйти просто так. Поэтому он написал по латыни рецепт лекарства, которое не может навредить, и послал к аптекарю. Однако,  взглянув на больного перед уходом,  врач увидел вдруг, что с ним происходит что-то непонятное, возможно, этому человеку еще можно помочь.  Он разорвал первый рецепт и написал второй. Но и второй рецепт не пригодился -- больной поправлялся на глазах.  Пришлось писать ещё рецепт. Так повторялось несколько раз, пока на глазах у доктора больной полностью  выздоровел и пришёл в себя без всякого лечения. Очнувшись, он пересказал лекарю слова Магида. Услышав их, «итальянец» вспомнил, что он еврей, и почувствовал острую необходимость посетить этого раввина в Межериче. Оставив службу, он приехал к Магиду. Когда  первый раз он вошёл в  комнату, он услышал: «Я тебя давно ждал, мы нужны друг другу. Ты будешь лечить мою ногу, а я твою душу». Так у Магида появился ученик, который со временем стал одним из членов святого братства его учеников. Его имя  доктор рабби Аарон Гордон זצק''ל זי''ע .

                                                                                                                 Агит  Шабос,  Яков Доктор.

 

Подарок к Хануке

У меня есть перевод на русский язык знаменитой "Молитвы перед зажиганием Ханукальных Свечей" рабби Цви Элимелеха из Динова, автора книги "Бней Исосхар" זצק''ל זי''ע.  Кто хочет получить в подарок, присылайте свой мейл.

Теги: Недельная глава