Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Атарат недарим — Освобождение от обетов

Редакция Толдот.ру

Что такое Шофар?

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Сатана в Рош Ашана

р. Ури Калюжный

Малхут

28 февраля 2015, 16:37

Отложить Отложено

Несмотря на то, что тема данной статьи  относится к недельной главе "Итро", она актуальна всегда, в любое время. Как удостоится Торы, и по- настоящему принять ее?

          Вообще, понятие "удостоится Торы" существует только в еврействе. В других областях  этого нет. Там результат обучения находится в прямой зависимости от способностей человека, его трудолюбия и усилий, затраченных им на приобретение данного знания. Если захочешь – получишь, будешь знать. Но Тора это знание Б-жественное, поэтому, несмотря на все наши усилия, то, что мы действительно знаем и понимаем в ней, а главное, насколько Тора реально меняет нас к лучшему, зависит не от них, а от Творца, Который дарует ее нам, каждому совершенно по-разному. На всех уровнях можно видеть тому множество примеров.

Те, кто много лет ходят на уроки Торы, могут рассказать вам о явлении, которое можно назвать "эффектом жирафа". Один преподаватель, например, рассказал мне, что более десяти лет он ведет на русском языке урок в одной группе. За эти годы они подробно изучали и недельную главу, и практические законы, учили различные книги по еврейскому мировоззрению и этике. Как то один из постоянных его слушателей, между прочим, задает ему вопрос, который просто его сразил: " А что,  эту Тору действительно написал сам Б-г?". Я тоже сталкивался с подобным явлением. Как то один из моих постоянных учеников, человек с высшим образованием, обладатель научной степени, после нескольких лет серьезной совместной учебы вдруг спрашивает меня, как я считаю, можно ли жениться на нееврейке, если еврейскую жену найти не удалось.

Но не только в уровне знаний и представлений можно видеть эту разницу, в самом развитии человеке она тоже ясно видна. Есть те, кто, изучая Тору, меняются к лучшему, по-настоящему растут и развиваются. Иногда это даже происходит настолько быстро, что человек просто изменяется на твоих глазах. Так и должно происходить, для этого мы и учим Тору.  Но есть и такие, о которых говорит известная русская пословица: "Я там был, мед пил, по усам текло, а в рот ни капли не попало". Проходят годы учебы, а человек, каким был, таким и остался, не научился буквально ничему, ни в одном вопросе не продвинулся даже на миллиметр!

И в обществе верующих евреев тоже можно видеть, что Тора входит в человека по  разному. Все учатся в ешивах и колелях, учат более ни менее одни и те же книги. Но, тем не менее, результат - уровень знания и понимания, а тем более Б-гобоязненность и мидот у всех различен. Всевышний дарует нам Свою Тору, но дает Он ее каждому по разному. Поэтому очень важно понимать, чем можно удостоиться Его Торы, и как получить ее, вобрать в себя максимально глубоко?

Наши мудрецы дают нам целый ряд советов, как удостоится Торы. Но я остановлюсь здесь  только на одном принципе, который является в принятии Торы главным, от него зависит все остальное.

          Должен честно признаться, к моему величайшему сожалению, несмотря на все возможности, которые у меня были, никаких серьезных знаний или праведности я так и не приобрел. Поэтому никакого  права учить других, тем более в том, как удостоится Торы, у меня просто нет. На моих уроках, также как и в этой статье, я  выступаю  в роли обычного переводчика, который делится с другими на русском языке тем, что сумел понять сам.

          Пока мы живы, у нас всегда есть надежда. А значит, есть она и у меня, поэтому я надеюсь, что, с Б-жьей помощью, и мои дела тоже изменяться  к лучшему, и я тоже удостоюсь святой Торы.

Всевышний, благословенно Имя Его, проявляется в сотворенном Им мире и управляет им с помощью системы десяти сил, именуемых сфирот. Их названия сегодня широко известны. Это система, соединяющая небо и землю, мир с его Источником. Это подобно лестнице Якова, которая "стоит на земле, но головой достигает небес". Основой этой системы внизу, ее фундаментом, на котором все держится, является качество Малхут. Нашей основной задачей является исправление сфиры Малхут. Когда нам это удается, происходит соединение всех звеньев системы сфирот, и Б-жественное благословение Сверху начинает беспрепятственно спускаться в наш мир. По этой системе к нам приходят все виды благословения, в том числе и восприятие Торы.

Как исправляют Малхут, и в чем конкретно  состоит эта работа? Качество Малхут выражает наш мир, мир, где  Творец максимально скрыт и удален от нас. В этих условиях существует задача показать Его царство, раскрыть, что и этот мир – это тоже мир Б-га. Работа над Малхут состоит прежде всего в работе над качеством  трепета, над тем, как максимально полно принять на себя власть Небес. Это начало всех начал, основа служения и основа Торы. В этом состоит и смысл заповеди чтения "Шма Исроэл" – "каболас ол малхус шомаим", принятия на себя власти Небес.

Что означает принять на себя власть Небес? Я сейчас скажу слова, которые в силу известных исторических обстоятельств русские евреи обычно не любят. Принять на себя власть Небес - означает стать солдатом Всевышнего. То есть во всех своих решениях руководствоваться не тем, что я думаю, что мне хочется и нравиться, а тем, что от меня в данной ситуации хочет Творец, не искать удовлетворения капризам своего "я", а стремиться максимально точно и полно исполнить Его волю. Еще это свойство называется в книгах термином "битуль", умение отложить в сторону свое "я", и отменить его перед волей Б-га. Только там, где есть битуль, присутствует святость, Б-жественное присутствие. Противоположная, теневая сторона этого мира именуется "ситра арха"- в буквальном переводе другая, отдельная, самостоятельная сторона. Только там, где есть полное подчинение воле Б-га, делают так, как надо, а не как хочется, начинает проявляться святость.

Стремиться к этому совершенно не означает нивелировать свою личность. Наоборот, посмотрите, как выглядят настоящие мудрецы и праведники, какое разнообразие и богатство личности. С помощью битуля мы просто смиряем свое эгоистичное, животное начало, уничтожаем "своего зверька". Так в нас начинает проявляться иная Б-жественная природа.

Б-гобоязненность это не только основа служения, но и основа принятия Торы. Как сказано в Теилим: "Начало мудрости – страх перед Г-сподом". Я хотел бы вспомнить здесь известный Мидраш, рассказывающий о Даровании Торы, который вы все, безусловно, слышали.

Вначале Всевышний предложил Тору народам мира. Они спросили,  что в ней написано. Одним Б-г рассказал о заповеди "не убивай", другим "не воруй" и "не прелюбодействуй". Услышав об этих запретах, народы отказались, заявив, что они им не подходят, у них другая национальная традиция. Тогда Всевышний предложил Тору евреям. Услышав об этом, евреи воскликнули: "Наасе ве нишма" - "Исполним, а затем поймем", и получили Тору.

Этот Мидраш наших мудрецов очень глубок. Он не только говорит о том, что народы мира отказались от Торы, а евреи ее приняли, но и называет причину, почему это произошло. Народы отказались от Торы не потому, что в ней есть что то, что им тяжело исполнять, возможно, что и у евреев такие моменты тоже существуют. Они отказались потому, что с самого начала спросили, что в ней написано.

          О чем говорит такой вопрос? Об общем подходе к жизни. Главным для них является собственное "я", личные представления, удобства, капризы и привычки. Истина совершенно не важна, правдой является только то, что мне хочется. И хотя сам Творец и Господин мира обращается к тебе и предлагает Тору, это ничего не меняет. Возможно, в этой Торе и есть что- то умное, интересное и полезное. Не надо вариться в собственном соку, стоит проявить открытость и заняться этим вопросом, научиться чему - то новому. Но все равно, главное - это мое величество "я", оно превыше всего. Поэтому услышав, что в Торе есть что либо, что мне лично не нравиться, они сразу отказались.

          К сожалению, этот подход характерен не только для народов мира в Мидраше. В окружающей нас действительности мы наблюдаем его не редко. Более того, по моим наблюдениям, в последнее время он становиться все более распространенным. Как говорит известная пословица, "сам пан - сам дурень". Везде и всегда я буду делать только то, что мне нравится, и никто и ничто для меня не указ. При таком подходе у человека могут быть безобидные чудачества, но могут процветать и уродства и низменные пороки. Но помочь ему никак не возможно. Когда объективной истины нет и не существует авторитетов, человек обречен пожинать плоды собственной дурости. Настоящее принятие Торы принципиально не возможно.

Евреи на Синае вообще не спросили, что в Торе написано. На данном этапе это совершенно не важно. Если сам Творец мира предлагает нам Тору, Он знает, что делает и не предложит того, что выше человеческих сил. Наша задача состоит в том, чтобы максимально принять Тору  и перестраивать себя согласно ее истине. Поэтому они сказали "наасе ве нишма" - мы готовы принять Тору таковой, как она есть, без всяких вопросов, как бы это не было тяжело. Так проявляется  битуль к святости, это настоящий ответ еврея, солдата армии Всевышнего. Точно также происходит принятие Торы и во всех поколениях. В готовности идти за Торой до конца и открыться ей  секрет того, как удостоиться, чтобы она вошла в нас полнее и глубже.

Дай нам Б-г, действительно удостоиться принять на себя Тору Мойше Рабейну и удостоиться всех брахот в ней написанных!

Пока я готовил эту статью, подошел праздник Пурим, о котором нам известно, что в эти дни произошло еще одно принятие Торы, принятие с любовью. Дай  Б-г, чтобы так произошло и с нами! Веселого всем праздника!

          

          

 

        

Теги: принятие Торы

Оставить комментарий

5 комментариев

jenja, 01-03-2015 08:25:30

Шавуа тов, рав Яков!
Ведь важно, что не спросили, решили не иметь собственного мнения. Поверили. Такой важный хидуш для меня. Тода раба! Хаг самеах!

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 01-03-2015 11:56:22

Другие народы отказались принять Тору из-за эгоистичности, ОК.
А как насчет тех, кто сказал "наасе венишма", не кажется ли Вам, в этом есть что-то Лаванское (ведь Рахель и Леа дочери Лавана)? Т.е. "прикупим" Торы, авось разбогатеем? Но потом скулили в пустыне, то воды мало, то мяса не хватает, то разведчики сказали, что виноград в Земле слишком крупный, а значит жители - сильны, и мы их не сможем убить и т.д.

ответить         Ссылка на комментарий
yadoctor, 01-03-2015 23:07:04

Обсуждать Мидраш можно только в раках того, что он сам нам сообщает. Ничего дополнительного нам не дано, а потому достоверно не известно. Поэтому, что мне здесь кажется, это не так уж важно. Этот Мидраш имеет продолжение. "Кто открыл эту тайну моим сыновьям, - воскликнул Всевышний, услышав ответ евреев, - тайну, которой пользуются сами ангелы служения!". Всевышний знает тайны человеческих сердец, то,что на самом деле имели в виду евреи, говоря "Наасе ве нишма".

ответить         Ссылка на комментарий
sominsky, 01-03-2015 16:04:16

СПАСИБО!!!!!

ответить         Ссылка на комментарий
jechezkel, 10-09-2015 17:06:41

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий