Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Сегодня читаем главу Бемидбар

Рав Бенцион Зильбер

Молитва о потомстве

аШло аКадош

Раввин и профессор

Переводчик Мирьям Нирман

Куда делись десять колен Израиля?

Отвечает Рав Мендель Агранович

Избрание Трампа — Воля Небес

Меир Мучник

Рабби Гедалия Моше

06 декабря 2013, 04:12

Отложить Отложено

Рабби Гедалия Мойше из Звиля זצ''ל (город на Украине, другое его название Загвиль, или Новоград-Волынский) был сыном известного праведника и чудотворца рабби Шлоймке из Звиля זצ''ל.

        При жизни отца он был раввином и возглавлял местную ешиву. В часы отдыха там развлекались игрой под названием "иголка" – открывали том Талмуда и иголкой отмечали букву на одной из страниц. Рабби Гедалия Мойше мог по памяти, не глядя, назвать буквы, которые расположены точно под этой буквой на всех страницах до конца трактата.

       В страшные 20-е годы, когда свирепствовала Евсекция, он вместе с отцом самоотверженно продолжал свою деятельность. И  был арестован. На суде ему предъявили  обвинения: содержание хедера и преподавание Торы, содержание подпольной миквы и приём подозрительных гостей в доме. За эти преступления, охарактеризованные как контрреволюционная деятельность, рабби  Гедалия Мойше был приговорён к расстрелу.

      Зачитывая приговор, судья коммунист издевательски спросил его: "Ну что, спас тебя твой Б-г?" Рабби Гедалия Мойше ответил, что еще совсем недавно были и другие бандиты -- Петлюра и Деникин, которые тоже убивали много евреев.

     -- Если Б-г захочет, чтобы вы и меня убили, так и будет, но если нет, ничего вы мне сделать не сможете.

      Рассвирепевший судья выхватил пистолет из кобуры и закричал охране, чтобы они вывели подсудимого во двор. Затем велел ему повернуться лицом  к стене. Рабби Гедалия Мойше  приготовился к смерти.

     Внезапно во дворе появилась женщина,  дочь судьи. Она схватила отца за руки и закричала: "Папа оставь его, ты не должен позориться и опускаться до того, чтобы приводить приговоры в исполнение сам".  Так она кричала до тех пор,  пока судья не спрятал пистолет и не велел вернуть осуждённого в камеру.

    В конце концов, благодаря многочисленным усилиям со стороны отца, приговор был облегчён. Рабби Гедалия Мойше получил "всего" семь лет лагерей. Там он пережил немало издевательств, не раз был на грани смерти, но выжил. Освободившись, он сумел уехать в Эрец Исроэль и поселился в Иерусалиме.

      После смерти отца в 1945 году, несмотря на просьбы хасидов, рабби Гедалия Мойше отказался занять его место. Ребе он стал только благодаря вмешательству рава Иерушалаима рабби Йосефа Цви Душинского זצ''ל. Силой  авторитета  Торы он обязал рабби Гедалию Мойше принять на себя власть. "В Иерушалаиме нужны такие праведники, как ваш покойный отец и вы", -- сказал он.

     В трудных случаях, особенно когда речь шла о замене или добавлении имени, рабби Душинский посылал людей к новому Звилер Ребе.

     Скончался рабби Гедалия Мойше через несколько лет в 1950 году. В 1948 году в результате войны Иерушалаим оказался оторванным от традиционного кладбища на Масличной Горе. Временно, пока не будет найдено новое постоянное место, было решено хоронить на крохотном участке, называемом "Шейх Бадер". Именно там, а не рядом с отцом и был похоронен рабби Гедалия Мойше.

    В отличие от могилы рабби Шлоймке, которая пользуется известностью во всём еврейском мире, место захоронения его сына много лет оставалось  в тени. О нем знали считанные люди, члены семьи.

   В последние годы ситуация вдруг стала резко меняться. После нескольких случаев, когда благодаря молитве на этой могиле, люди удостаивались чудесного спасения, это крохотное кладбище в центре города возле "Ган Сакер" стало очень популярным. На могилу рабби Гедалии Мойше приходят евреи в тяжёлой ситуации, молятся,  говорят Теилим, и их  молитвы принимаются. Сегодня это место настолько популярно, что нет в Иерушалаиме таксиста, который не знал бы его.

      Рабби Иеуда Лейб Слоним рассказал интересную историю, свидетелем которой был он сам. Во время войны в 1948 году, когда Иерушалаим подвергался бомбардировкам и обстрелам, жители города прятались в убежищах. Одно из них располагалось в районе Бейт Исраэль, на улице, которая сегодня называется "Рабби ми Звиль", недалеко от ешивы Мир.

      В убежище прятались жители района, среди которых был и рабби Гедалия Мойше. Несмотря на взрывы на улице, темноту и тесноту,  он учился, не поднимая головы. В том же убежище находилась женщина, душевнобольная. Она постоянно скандалила, ругалась, кричала, задевала то одного, то другого. Обстановка становилась просто невыносимой. 

     Несколько человек взяли инициативу в свои руки и решили выставить её за дверь. На следующий день, когда женщина опять пришла, они приготовились уже выполнить задуманное, но, вспомнив, что среди них находится Ребе,  подошли спросить его мнение.

       -- Кто я такой, чтобы указывать вам, что делать? -- Был ответ Ребе. -- Но если вы  всё же спрашиваете, что я думаю, послушайте  одну историю.  В городе Звиль у меня была сестра. Однажды она серьёзно заболела, была просто при смерти. Тогда мой отец рабби Шлойме принял  необычное  решение. Он пошел искать себе     "бизьейнойс"-- унижение и позор. "Это ее спасет",-- сказал он.

      Среди различных общественных обязанностей отца была опека над арендой помещений, которые принадлежали местному хейдеру. Рабби Шлойме пошел к одной женщине, которая задолжала плату за съем магазина за несколько месяцев. До сих пор он о долге не напоминал, но сейчас решил напомнить. Женщина начала громко кричать и ругаться.

    --Тоже мне Ребе сыскался, как ему не стыдно просить у меня денег",-- кричала она. Собралось много людей, скандал получился на славу. Отец стоял и молча слушал. Домой он пришел очень довольный. И, действительно, сестра поправилась.

     Прошли годы. Сестра опять серьезно заболела и находилась в критическом состоянии. И отец вновь отправился искать себе "бизьейнойс. Но на этот раз ему это не удалось. Сколько он ни старался, ничего не получалось. Через некоторое время моя сестра скончалась. Отец обычно говорил: "Мит бизъейнойс кейн мен офкимен дем тойт"-- "С помощью позора можно прогнать смерть".

     Ребе обвел взглядом притихших людей и завершил свой рассказ:

   -- Сейчас идет война, на улице смерть, выйти на улицу искать себе "бизъейнойс" невозможно. Поэтому на Небесах над нами сжалились и послали их прямо сюда,  к нам в убежище. А вы хотите их прогнать ...

Теги: сипурей цадиким

Нравится!
Поделиться ссылкой:
Оставить комментарий

5 комментариев

neyana, 07-12-2013 16:51:03

Шавуа тов, рав Яков! Спасибо за рассказ.
А простым людям достаточно принимать"бизьейнойс", когда они тебе даются "сами по себе"? Я правильно понимаю, что для Ребе сложно получить их. У него нет для этого причин и поводов. Простым людям ведь это намного легче?

ответить         Ссылка на комментарий
yadoctor, 07-12-2013 23:15:45

Шавуа тов! Мне кажется, что из этого рассказа можно извлечь два урока. Во-первых, каждый из нас переживает в жизни бизъйонес. Нужно знать, что страдания искупают, это капара. Позор и унижение - это самая лучшая капара. Реально человек не понёс никакого ущерба, от него ничего не убавилось, но гордыню и спесь с него сбили. Второе, искать самому себе бизъйонес - это крайняя мера. Видите, даже Ребе шёл на этот шаг в чрезвычайной ситуации, когда речь шла о спасении жизни. Очевидно действенность этой меры зависит от решения Свыше. Видите в первый раз рабби Шлойме получил бизъйонес, а второй раз - нет. Очевидно было решено, что его дочь должна умереть.

ответить         Ссылка на комментарий
neyana, 09-12-2013 17:18:17

-Позор и унижение - это самая лучшая капара.
К сожалению, это вспоминаешь, когда уже рот откроешь. грустный Большое поле для работы. Главное, ецера даже не видно и не слышно, чтобы он говорил: ответь! Как-то само.

ответить         Ссылка на комментарий
yadoctor, 10-12-2013 22:00:00

К сожалению. похвастаться особыми успехами в области работы над собой я не могу, у меня те же самые проблемы. Но понимать вещь это уже пол дела. Не случайно Б-г снабдил наш рот двойными воротами: губами и зубами. Это должно научить нас, что говорить нужно как можно меньше, тщательно проверяя каждое слово. Это спасает от греха и многих неприятностей. Разумеется, для женщины это тяжелее. Но это означает. что ее плата за каждое усилие в этой области выше.

ответить         Ссылка на комментарий
ElenaS, 21-07-2015 15:50:13

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий