Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Законы и обычаи Рош Ашана

Рав Исроэль-Меир Лау

Начни сначала — Рош аШана

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Атарат недарим — Освобождение от обетов

Редакция Толдот.ру

Что такое Шофар?

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Сатана в Рош Ашана

р. Ури Калюжный

Чернобыльский Ребе

22 апреля 2013, 06:47

Отложить Отложено

Интерес к своему прошлому -- явление не просто закономерное для тех, кто возвращается к Б-гу и Торе. Восстановление звеньев разорванной цепи поколений просто невозможно без тех знаний и того духа еврейства, которые предшествовали  страшному разрыву. Мне стала известна удивительная история из совсем недавнего нашего прошлого. И я  решил поделиться с вами.

                Чернобыльский Ребе рабби Шломо Бенцион Тверский זצ''ל стал Ребе после смерти отца в 1878 году. До революции он имел тысячи хасидов, но  гражданская война тяжелейшим образом прошлась по еврейству Украины. Война, голод, эпидемии, но главное погромы унесли жизни сотен тысяч.

                Спасаясь от кровавых погромов, Чернобыльский Ребе с семьёй бежал в Киев. Для многих в те годы большие города становились  убежищем. В городах тоже убивали и грабили, в годы войны Киев переходил из рук в руки множество раз: Рада, немцы, Петлюра, белые, красные, поляки. Но  всё-таки там была относительная безопасность, так как город миновали различные мелкие банды, промышляющие погромами и грабежами.

После войны Ребе оставался в Киеве. В двадцатые  годы ворота Советской России  были ещё открыты -- это были годы эмиграции. Хасиды Ребе из Америки стали настойчиво звать его к себе, и в 1925 году он уезжает к ним с семьёй,  в США. Там ему устроили торжественную встречу, купили дом. Казалось бы, теперь, после стольких лет лишений, наступает спокойная жизнь в почёте и достатке. Но рабби Шломо Бенцион решил по-другому. Прожив в США  несколько лет и прекрасно понимая, что такое страна победившей революции, он, тем не менее, принимает решение вернуться обратно в Россию.

               Чем был вызван такой шаг?   Безусловно, мысли праведников -- не наши мысли, мы не можем даже представить себе, что движет их поступками и словами. Но  пытаясь хоть что-то понять, нужно отметить, что Америка являлась тяжелейшим испытанием для евреев. Да, здесь не преследовали и не заставляли, все имели равные права, царила демократия и материальный достаток. Но почти все евреи были вынуждены работать  в Шабат и праздники. Иначе  не было работы, и они оставались буквально без куска хлеба. В этих условиях, под влиянием общества, где главная ценность – это деньги и карьера, молодое поколение в поисках лучшей жизни быстро оставляло еврейство и ассимилировалось. То, чего в России достигали силой, в Америке происходило мирно и спокойно. Так Соединённые штаты Америки полностью растворили в себе миллионы евреев. Сегодня многие американцы и не подозревают о том, что они евреи. Очевидно, Ребе считал, что в России он сможет сделать больше. В 1929 году он вернулся в Советский Союз и поселился в прежней киевской квартире, на улице Чкалова.

            За годы его отсутствия обстановка в стране изменилась. С НЭПом было покончено, началась коллективизация и индустриализация, а вместе с ними усилилась борьба с религией, которая перешла в массовые репрессии против "остатков враждебных классов". Очень скоро очередь дошла и до Ребе. Его лишают гражданских прав -- как служителя культа, бойкотируется почта, грозят отобрать квартиру. Круг начал замыкаться, и в воздухе запахло арестом. Тогда хасиды Ребе организовали письмо Сталину. В письме они жаловались на несправедливое отношение к человеку, который имеет большие заслуги перед Страной Советов, который оставил буржуазную Америку ради страны победившей революции.

              И тут произошло чудо. Сталин получал, наверное, множество подобных писем, неизвестно читал ли он их. Но здесь он отреагировал. Из канцелярии Сталина пришло распоряжение председателю Киевского Исполкома Горсовета Войцеховскому оставить цадика в покое. Это распоряжение Сталина послужило охранной грамотой для рабби Шломо Бенциона до конца его дней и дало ему возможность сыграть уникальную роль в судьбе евреев России в те годы.

Вокруг царила советская жизнь: красные знамёна и лозунги, портреты вождей, репродукторы на улицах, транслирующие оптимистические марши и речи, пятилетки, рапорты... и страх по ночам. Но дом  Ребе на улице Чкалова, 24,  был вне всего этого. Там была синагога. И Бейт Мидраш, где были уроки Торы, иногда их давал и сам Ребе. Там все обездоленные, несчастные и преследуемые евреи могли получить поддержку и помощь, заряд веры и радости в служении Б-гу. Там молились по-хасидски, с подъёмом и с огоньком. В этой квартире каждый день во время обеда был тиш, когда Ребе только пробовал блюда, а остальное раздавал многочисленным гостям. Там с радостью проводили Шабат и праздники, пели и танцевали, рассказывали истории о праведниках.

 У Чернобыльского Ребе был свой габай и свой мешамеш, который в связи с его пожилым возрастом прислуживал ему и жил в том же доме. Большую часть дня и ночи Ребе учил Тору. Пять часов каждый день он принимал людей, которые приезжали к нему из разных мест с их просьбами и проблемами, помогал, наставлял, поддерживал. Иногда, чтобы помочь, он направлял людей со своими записками к другим, а тех, кто нуждался в медицинской помощи, отправлял к знакомым ему врачам. В записках он просил помочь, а иногда и давал своё указание, что делать.

Рабанит Батья Барг рассказывает в своей книге "Звучание тишины", что Чернобыльский Ребе сыграл важную роль в судьбе её мамы. Во время приёма он дал ей пуговицу со своего халата с изображением Котеля и пообещал, что, несмотря на все испытания, она удостоится жить на Святой Земле. Это обещание давало ей силы и помогало много лет, и, в конце концов, полностью сбылось.

По Шабатам Ребе ходил в большую синагогу, где было больше людей, а потом во время трапезы принимал у себя множество  гостей. Каждый месяц он вместе со своими хасидами делал Кидуш Левана на улице, а в праздник Суккот его сукка стояла открыто на балконе.

Во всём этом не было бы ничего удивительного, так живут многие праведники, если бы это не происходило в Советском Союзе в 30-е годы, когда миллионы невинных людей были репрессированы. Я читал, что, по подсчётам историков, количество репрессированных в страшном 1937 году начало приближаться к отметке каждый пятый! Но всё это чудесным образом обходило цадика стороной.

Рабби Шломо Бенцион из Чернобыля זצ''ל  умер 17 сентября 1939 года, в день, когда советские войска перешли польскую границу, чтобы, согласно договору, вместе с Германией участвовать в разделе Польши.

 Когда цадик умер, его дочь сказала  внучке, чтобы она вышла на улицу и сообщила первому попавшемуся еврею о его смерти. Девочка так и сделала, и уже через час квартира была полна людей. Разгорелся спор, на каком кладбище лучше похоронить Ребе. Была возможность похоронить его на Лукьяновском кладбище, рядом с рабанит. Но это кладбище к тому времени было уже закрыто, и там можно было похоронить только тех, у кого было место рядом с могилами родных. Хасиды же хотели после смерти быть похороненными рядом с Ребе. Поэтому было решено похоронить его на сравнительно новом Куренёвском кладбище. Это были очень многолюдные похороны. Тело цадика несли на крышке его стола около 10 километров. Людей было так много, что по пути следования процессия совершенно останавливала движение транспорта. Сидящие в машинах удивлённо спрашивали, кого это хоронят. Стоял 1939 год! Над могилой праведника был построен оэль -- дом, который сохранился до наших дней.

Брат  рабби Шломо Бенциона  в те же годы был репрессирован и погиб в лагерях. Но его вдова и сын,  рабби Мешулом Зуся, זצ''ל , сумели вырваться и уехать в Эрец Исроэль.

 Его сын рабби Менахем Нухем  продолжает сегодня династию Чернобыльских ребе, он  живёт в Бней Браке.

Теги: Ребе, истории про праведников

Оставить комментарий

8 комментариев

Avigdor, 22-04-2013 14:05:06

как хочется хотя бы на одну тысячную быть похожим на такого человека!

ответить         Ссылка на комментарий
svolf, 22-04-2013 14:30:39

Я слышал, и не знаю насколько это достоверно, что один из Чернобыльских ребе проклял Чернобыль из-за страшного погрома, который там произошел, и таким образом, авария на АЭС имела в себе в качестве одной из причин проклятие адмора . Это правда ? И если да , кто тот Ребе герою вашего очерка ? Спасибо за интересный материал.

ответить         Ссылка на комментарий
yadoctor, 22-04-2013 21:50:13

Сказать по правде, эту версию я слышал множество раз. Поскольку я удостоился присоединиться к хасидам Рахмистривки, а это хасидут чернобыльского направления, я спрашивал неоднократно об этом. Никто из хасидов, а многие из них знают имена и подробности жизни своих Ребе наизусть, об этом не слышали. Очевидно, это легенда евреев Соведского Союза. Имя "Чернобыль" для выходцев из России асоциируется с АЭС. В еврейском мире это имя широко известно. Чернобыль- это целое направление в хасидизме, ведущее свое начало от ученика Баал Шем Това рабби Менахема Нухема, автора книги " Меор Эйнаим". До революции это было преобладающей формой еврейства на Украине, По подсчетам, количество хасидов всех дворов чернобыльского хасидизма составляло тогда около милиона человек.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 22-04-2013 14:41:51

В детстве я не один раз спрашивал своего деда, почему мы раз в год-два ездим из Москвы в Киев навестить нашу родню, но ни разу не были в Чернобыле, на его родине. Он всегда отвечал (а это было задолго до событий с реактором): нам запрещено, Ребе сказал своим хасидам: сюда ни ногой! На вопрос "почему?" говорил: скорее всего, из-за страшных погромов. И рассказывал про ужасы, которые ему довелось пережить, и о своей семье, которая почти вся погибла в тех погромах. Он же спасся настоящим чудом (бА).
Но думаю, не только из-за погромов Ребе запретил нам, его хасидам, возвращаться в тот город.

ответить         Ссылка на комментарий
guest, 22-04-2013 15:25:21

Известно, что Ребе говорил Тойрес в третью трапезу, которая, затянувшись, превращалась в Мелавэ Малке и просил габбая не зажигать свет, чтобы те, кто приходил его послушать, могли уйти незамеченными под покровом ночи. Люди приходили, несмотря на тотальный парализующий страх, царивший в те годы.

ответить         Ссылка на комментарий
Nuchemke, 22-04-2013 18:41:12

Очень интересно. Я был на его оэле в Киеве и было очень познавательно узнать о нем побольше.
А что можно узнать о другом Черноблер Ребе(похоронен в с.Игнатовка, Киевская обсл.) - раби Мордехай Черноблер бен раби Менахем Нухем, ум. 1837?

ответить         Ссылка на комментарий
yadoctor, 22-04-2013 22:13:03

Посмотрите мой предыдущий ответ. У "Меор Эйнаим" был сын, известный среди евреев как Магид из Чернобыля. В своем поколении он был Ребе для многих других Ребес. Автор книги "Ликутей Тора". Он безусловно заслуживает отдельной книги, историй про него очень много. Некоторые из них я опубликовал на этом блоге и в моей последней книге. Чернобыльский Магид имел восемь сыновей, каждый из которых положил начало своему хасидуту. Они были настоящими лидерами евреев Украины. Борясь с их влиянием, царские власти издавали специальные указы, на протяжении многих лет запрещали выезд из мест проживания. В настоящее время есть несколько чернобыльских хасидутов. Сквира в США, у них есть свой отдельный городок, Рахмистривка в Эрэц Исроэль и в США, Чернобыль, Тольно и Махновка в Эрэц Исроэль.

ответить         Ссылка на комментарий
kost, 22-04-2013 22:13:26

Шалом! Спасибо за рассказ.
Можно я добавлю свои "пять копеек". Несколько лет назад работал в одной организации и в ней был один человек. Он отставник. В своё время был "завхозом" на Чернобольской АЭС ( после аварии). Как- то раз он рассказал, что при выполнении каких-то работ они наткнулись на чью-то могилу. Еврейскую. Он обратился к специалистам и те установили, что это могила Чернобыльсого ребе (так он выразился). Он распорядился провести восстановительные работы и с гордостью говорил, что приежали хасиды из Израиля и Америки. К своему стыду, от этого человека я наверное впервые и узнал что про Чернобыльского ребе. И к сожалению до сих пор мало что знаю. Так что спасибо вдвойне.

А про проклятие ребе - это конечно же всё путсые разговоры.

Будут еще истории - расскажите. Память о праведниках блогословенние. Константин. Москва.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий