Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кто не поднимается — падает! Тот, кто не совершенстсвуется — теряет опору под ногами»Раби Аарон из Карлина
Толдот+

События еврейской жизни в Израиле и не только

Все записи автора списком

Поездка рава Зильбера на могилы предков

Отложить Отложено

Автор публикации - Йеуда Аврех

Религиозные евреи, живущие в Земле Израиля, стараются по возможности не покидать пределов Святой Земли, если только поездка не необходима для заработка, поддержки и распространения Торы или для создания еврейской семьи.

С этой целью – чтобы провести церемонию хупы - процесса еврейской свадебной церемонии  ученику ешивы «Толдот Йешурун» – раввин Бен Цион Зильбер посетил Белоруссию. Рав Зильбер также решил совместить поездку с посещением могил своих предков – раввинов Литвы.  Не часто есть возможность встретиться с раввином такого уровня, поэтому, разумеется, были организованы уроки в еврейских общинах и центрах на протяжении всей короткой, но емкой поездки. В поездки рава сопровождала сестра – рабанит Хава Куперман, и группа учеников. В Литве и Латвии рава сопровождал р. Калев Крелин, а в Белоруссии р. Мордехай Рахинштейн – друзья Толдот Йешурун, и ученики не только рава Бен Циона Зильбера, но и рава Ицхака Зильбера.

В этих местах - Литва, Латвия и Белоруссия, или, как их называли тогда - «Лита», между Первой и Второй мировыми войнами были главные центры Торы: Воложин, Радин, Мир, Барановичи, Вильно. Даже когда в России пришли к власти большевики и стали закрывать синагоги и ешивы, благодаря Божественному провидению, после Первой мировой войны был заключен Брест-литовский договор и территория «Литы» не попала под власть коммунистического Советского Союза. Поэтому ешивы смогли полноценно работать до самой Второй мировой войны, что на территории СССР было бы немыслимо.

Возможно, считает рав Бен Цион Зильбер, это произошло потому, что в этих местах у евреев была особенная любовь к Торе.

 

 

ЛАТВИЯ

Рига – столица Латвии, стала первой остановкой. В уютном зале рижской синагоги было много «гостей столицы» – на урок рава приехали даже из Литвы – из Вильнюса и Клайпеды.


Урок в рижской синагоге

Хотя тема урока была – «Законы запрета на злословие», было поднято много других тем: законы молитвы, воспитание детей, личная учеба и многое, многое другое. Когда еще будет такая возможность – пообщаться лично с равом?


Рав Зильбер и рав Калев Крелин в рижской синагоге

 

РЕЖИЦЕ (РЕЗЕКНЕ)

Сегодня этот маленький город может быть известен только потому, что это первый «европейский» городок после пересечения российско-латвийской границы, но в прошлом веке три городка Литвы, расположенные один около другого: Люцин, Режица и Двинск – были важными центрами Торы. Раввинами Люцина были представители раввинской династии Циюни, начиная с прапрадеда рава Ицхака Зильбера по отцовской линии – рава Давида Циюни, который жил более двухсот лет назад. Раввином Режицы был дед рава Ицхака Зильбера – Ицхак Циюни (в начале Первой мировой войны он сменил фамилию на Зильбер), а в Двинске раввином был рав Меир Симха Коэн (автор книг «Мешех хохма» и «Ор самеах»), вместе с гаоном равом Йосефом Розиным (Рогачевером).

Когда-то евреи составляли большинство населения Режицы, сегодня, хотя там и есть еврейская община, евреев практически не осталось.

В городе осталась одна небольшая синагога, которая была недавно отреставрирована.


Отреставрированная «Зеленая синагога»
 

Рав Бен Цион Зильбер во время ее посещения вспомнил, что в книге респонсов его прадеда, «Олот Ицхак», задается вопрос: можно ли вместо нескольких маленьких синагог построить одну большую? И там же дается ответ: поступать так будет неправильно. Возможно, эта синагога – как раз та самая, о которой писал раввин.

При реставрации синагоги под возвышением для чтения Торы была обнаружена ниша, норвежские реставраторы не смогли дать объяснения, для чего она была предназначена, почистили ее и закрыли стеклом.

Слава Б-гу, что содержание этой ниши не выбросили – она предназначалась для святых книг, пришедших в негодность – такое хранилище называется гниза.

 По закону у таких книг остаётся святость, и необходимо проявлять к ним бережное отношение.


На Режицком кладбище, хотя есть ограда, большинство надгробий разрушено временем.


Старая фотография надгробия могилы рава Ицхака Циюни


На могиле рава Меира Симхи и рава Йосефа Розина (Рогачевера)


Дамба на реке Двина. Есть рассказы очевидцев, в том числе Исера Ариэля (бывшего главы израильской разведки «Мосад»), как однажды весной при неравномерном таянии льдов река вышла из берегов, сметая деревни потоком, и в субботу дошла до этой дамбы. Жители города уже были в отчаянии, когда рав Меир Симха вышел из синагоги в талите и взошел на дамбу с молитвой. Лед треснул, и поток воды отступил от города.

 

 

ЛИТВА

После Режицы рав посетил Рагуву; Леа Гитл Шапиро, мать рава Ицхака, родилась и выросла в Литовском городе Рогов (ныне Рагува) в семье раввина Моше Мишеля Шмуэля Шапиро. Моше Шмуэль Шапиро в двадцатые годы, когда его внук, Ицхак Зильбер, жил в СССР, в городе Казани, написал письмо, в котором были следующие строки: «Мы слышали, что в СССР холодный климат, и молимся, чтобы ты не простудился», а в конце письма написал: «…чтобы ты остался евреем».

Эти слова и стали названием автобиографии рава Ицхака.

В городе, очевидно, уже нет евреев, но местные жители знают, что когда-то тут была большая еврейская община и вспоминают об этом с большой симпатией. Они помогли найти старое еврейское кладбище, и даже показали, где был большой Бейт мидраш. Сегодня это столярная мастерская, и ее хозяева, хотя и с неким опасением, но все же дружелюбно дали разрешение зайти внутрь и все осмотреть.

На маленьком, заросшем, но прекрасно сохраненном кладбище легко удалось найти и памятник, и саму могилу прадеда рава по материнской линии, рава Моше Мишеля Шмуэля Шапиро – раввина города.

Раву Ицхаку Зильберу перед отъездом из Ташкента в Израиль также удалось посетить это кладбище, и он потом рассказал интересную историю о том, как сохранилось еврейское кладбище. Во время ВОВ российские солдаты были похоронены совсем вплотную к еврейскому кладбищу, а в послевоенное время  была сделана ограда. И примыкающее к их могилам еврейское кладбище не тронули… Действительно, рядом находится Памятник советским солдатам.

Нет, наверное, еврея, который учил Талмуд и не слышал о «Литовском Иерусалиме» - Вильно, столице Торы, где жил Виленский Гаон, где вдовой и братьями Ромм был напечатан Вавилонский Талмуд, сегодня именно по этому изданию его изучают во всем мире.

Кладбище, где был похоронен Гаон, в 50-х годах в советское время было разрушено, и на его месте был построен стадион. Могилу Гаона перезахоронили на новом еврейском кладбище. Сегодня на месте стадиона котлованы, такое впечатление, что на этом месте лежит проклятие Гаона и других великих евреев.


Могила Виленского Гаона

В Вильнюсе есть еще одно еврейское кладбище - Ужупис или Заречное. Кладбище было разграблено в советское послевоенное время, из надгробных плит сделали облицовку близлежащих домов.

Последнее захоронение на этом кладбище – могила рава Баруха Бера Лейбовича, главы ешивы Камениц, рав скончался в 1939-м году в самом начале Второй мировой войны. Сегодня на этом кладбище единственный восстановленный памятник – на могиле рава Баруха Бера Лейбовича,

и об этом рассказывают интересную страшную историю. Не так давно маленькая девочка играла и, увидев фотографию рава Барух Бера Лейбовича, сказала про него что-то нехорошее. Скоро у нее началась странная тяжелая болезнь, но врачи не смогли помочь… Тогда семья обратилась к гаону раву Хаиму Каневскому, который сказал, что необходимо просить прощения на могиле рава. Сначала могилу не могли найти, затем, после долгих поисков, смогли установить точное место могилы, и семья этой девочки восстановила памятник. Девочка выздоровела.

 

Теги: Фонд Наследия Рава Ицхака Зильбера