Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ворты по недельной главе

Отложить Отложено

От всего сердца я благодарен реб Моше Хаиму Кацу за огромную помощь в подготовке этих вортов.

 

Когда всё будет плохо, будет хорошо?

В нашей недельной главе Тазриа говорится о язвах проказы, болезненных белых пятнах, которые в определённых случаях делают человека ритуально нечистым. Не смотря на то, что в наши дни нет нечистоты, связанной с проказой, важно и нам глубоко задуматься над законами язвы, поскольку из этих законов можно выучить очень много правил и основ, связанных с духовной нечистотой.

В этом ворте я хотел бы обратить внимание на один важный принцип, который мы можем выучить из недельной главы.

В 11-ом стихе (13-ая глава) обучает нас Тора, что, если внутри язвы есть часть здоровой кожи, коэн должен сказать на такого человека, что он «таме» (ритуально нечистый). Непонятная, на первый взгляд, вещь! Как может быть, что здоровая кожа может быть хуже язвы. Сама Тора отвечает на этот вопрос: «проказа застарелая это на коже тела его». Объясняет Раши: «Это старая язва под зажившим местом, такая (язва) сверху кажется зажившей, внутри же она гноится».

В продолжении (стихи 12-13) говорит Тора, что если всё тело еврея покроется проказой, то он станет чистым: «А если расцветет проказа на коже, и покроет проказа всю кожу… Все побелело, чисто это». Этот отрывок также кажется на первый взгляд очень странным. Как может быть, что человек, у которого есть одно пятно проказы, нечист, а человек, который покрыт проказой с головы до ног, чист.

В этом отрывке Тора обучает нас, что наш мир - «мир лжи» , в котором легко ошибиться и перепутать чистое с нечистым, плохое с хорошим. Только тот, кто учит Тору, сможет по-настоящему отличить чистое от нечистого и наоборот.

Есть люди, которые кажутся чистыми и праведными, но Тора нас обучает не быть поверхностными, а хорошо задуматься о таких людях, вдуматься, действительно ли их намерения чисты. Есть многие люди, которые обманывают других, показывая другим как будто все их намерения хороши, а в действительности «семь мерзостей в сердце его». Яркий пример таких людей – Лаван (читайте Почему Лавану так много места уделяется в Торе?)

И ещё обучает нас Тора, что вся сила зла в том, что оно показывает себя хорошим, и это то, что привлекает людей, но когда человек видит абсолютно плохую вещь, она не привлекает его внимание.  И это то, что обучает нас Тора, говоря: «Все побелело, чисто это». Когда в зле не остаётся ничего положительного, оно уже не привлекает людей.

Именно поэтому Талмуд в трактате Санедрин (97 а) утверждает, что Машиах придет тогда, когда всё царство превратится в грешное. Также говорит Талмуд (трактат Санедрин, 98а), что Машиах бен Давид придет тогда, когда все поколение будет праведниками, или тогда, когда все поколение будет грешниками. Почему? Потому что, когда плохое видится плохим, только тогда люди могут раскаяться. Рав Деслер объясняет, что тут идёт речь о поколении, в котором все люди будут либо праведники, либо все будут грешниками, а говорится о таком поколении, когда все праведники будут праведниками, а все грешники будут грешниками и не будет чего-то среднего. Когда есть что-то среднее, утверждает рав Деслер, тогда нет по-настоящему серьёзного отношения к греху и в такой момент не может прийти Машиах.

В трактате Хагига (14а) сказано, что Ишаяhу прклял евреев 18-ью проклятьями и не мог успокоиться,пока не сказал: «И будут притеснять люди друг друга и каждый – ближнего своего; и будет юнец вести себя дерзко пред старцем и презренный – пред почтенным». (Ишаяhу 3, 5) Спрашивается, почему он не прекратил раньше, что Ишаяhу так не любил евреев, почему он так желал из проклясть? Причина этому - только когда Ишаяhу увидел, что плохое доходит до самого последнего рубежа, когда юнцы ведут себя дерзко со старцами, он смог успокоиться, поскольку только тогда зло и нечистота дойдут до своей последней точки, и только тогда будет возможно раскаяться полностью. 

 

Почему обрезание на восьмой день?

В недельной главе сказано: «И говорил Господь Моше так:2. Говори сынам Исраэля так: «Если женщина зачнет и родит (дитя) мужского пола, нечиста будет семь дней…, А на восьмой день обрезана будет крайняя плоть его». Почему же обрезание делают именно на восьмой день?

Число восемь выражает способность материального становиться духовным, поэтому возможность исполнить заповедь, связанную с телом младенца (благодаря которой тело младенца станет в чём-то духовным), существует, только начиная с восьмого дня его жизни.

Подобно этому, не приносят в жертву животное, пока ему не исполнилось восемь дней, – только тогда оно может быть использовано для «духовного». Есть ещё много примеров.

 

Есть в наши дни прокаженные?

 

В Торе цараат это язва белого цвета на теле человека. Я не слышал ни об одном человеке, у которого была бы в наше время такая язва. Но в книге Толдот Адам (2, 2) сообщается, что у рава Зельмеле из Воложина (который жил примерно 250 лет назад) был струп белого цвета и врач сказал, что его необходимо удалить. Рав Зельмеле не согласился на удаление, потому что подозревал, что это язва цараат, а такую язву срезать запрещено (как пишет Рамбам в Илхот Тум-ат Цараат 10, 1).

Есть, правда, разновидностью язвы цараат, которую можно встретить у немалого процента людей. Эта разновидность называется нэтэк и она упоминается в главе Тазриа (Ваикра 13, 30). По мнению большинства ранних комментаторов, при нэтэке выпадают волосы, и посреди головы образуется лысина размером с чечевичное зерно, со всех сторон окружённая волосами. Такая лысина сама по себе считается «язвой», даже если цвет кожи в этом месте не меняется. Это заболевание, конечно, встречается и сегодня.

Но и те люди, у которых имеется подобная «язва», не становятся автоматически нечистыми: чтобы человек стал нечистым, необходимо, чтобы коэнмеюхас (коен, о котором известно без всяких сомнений, что все его предки с отцовской стороны были коенами), объявил его нечистым. В настоящее же время таких коэнов нет.

Существует ещё одна причина, по которой коэн сегодня не может объявить кого-либо прокаженным: объявить кого-либо прокаженным может только коен, который прекрасно разбирается во всех видах язв (нэгаим), знает, как каждый из них выглядит и называется (у каждого вида «язвы» свое имя в зависимости от степени белизны этой «язвы»). Этот закон учат мудрецы (Торат Коаним 5, 16) из стиха в конце главы Тазриа (17, 25). Знания о том, как называется каждый вид проказы, передавались по традиции, но со временем она прервалась.

 

Теги: Недельная глава, Проказа, Обрезание, Зло