Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Легче избавить Израиль от изгнания, чем изгнание от Израиля»Раби Мендл из Коцка

Письмо от бывшего антисемита.

Отложить Отложено

 

Здравствуйте!

Хотелось бы поблагодарить весь коллектив вашего сайта и организации за вашу деятельность, вы помогаете людям разобраться во многих сложных вопросах и реально помогаете людям преодолеть предрассудки по отношению друг к другу!
Изначально, в силу молодости (мне скоро будет 20 лет) и отсутствия объективной информации, я плохо относился к евреям и многого не понимал, но, случайно наткнувшись на ваш сайт, я был поражен качеству информации, учтивости и правдивости ваших ответов на самые сложные, порой даже провокационные, вопросы. Я проникся глубоким уважением к евреям и теперь всегда стараюсь вразумить сверстников и порой людей старше от антисемитских высказываний и тем более выходок.
Мне кажется, что в нашем обществе специально создается некоторыми людьми атмосфера ненависти к евреям, нацеленная в первую очередь на молодежь, и мне стыдно, что в определенный период жизни я тоже был подвержен этому! К счастью, теперь я многое понял!
Ваш сайт несет только пользу, очень мало таких источников информации, которые противостоят ненависти и обману!
Спасибо вам!
Больше всего мне нравятся ответы Реувена Куклина, Бенциона Зильбера и Овадьи Климовского, очень ясно, интеллигентно и понятно!
Еще раз с уважением! Желаю вам и вашему сайту процветания и всего самого лучшего! Ведь вы помогаете сделать мир лучше!
А. Л., 19 лет, студент гуманитарного вуза, г. Москва.

 

Можно ли спать ногами к двери?

Здравствуйте, уважаемый рав.
Можно ли спать ногами к двери?
Я слышал в интернете, что это убирает энергию человека, как иудаизм относится к теме?
Спасибо,
Шимон,

Атлит, Израиль.

Ответ

Уважемый Шимон,

В книге «Алей Сиах» приводится, что спросили у рава Хаима Каенвского, можно ли спать ногами по направлению к двери. Рав Каневский ответил, что не стоит спать ногами по направлению к выходу. А в книге «Шэлат Рав» приводит от имени рава Хаима Каневского, что причина, по которой не стоит так спать, – поскольку таков обычай хоронить мертвого ногами по направлению к выходу. 

 

Есть ли у животных душа?

Есть ли у животных душа? Если да, то это только душа животная, божественной души у них нет? Что происходит с ней после смерти? Можно ли молиться о выздоровлении животного?

Андрей,

Ростов-на-Дону, Россия.

Ответ

Уважаемый Андрей,

РАМХАЛь в книге Дэрэх Ашем (1, 5) пишет, что у животных есть только самая низкая часть души «нэфэш бээмит» («животная душа»).

Он добавлаяет, что эта душа более относится к материальному, нежели к духовному миру. РАМХАЛь её определяет как «наиболее тонкая (имеется в виду, наиболее близкая к духовности) из всей материи». Источник слов РАМХАЛя в книге Зоар (Мидраш Нээлам, парашат Берешит). Там также сказано, что животная душа после смерти истребляется.

Молиться о выздоровлении животного, несомненно, можно.


Почему евреи обворовали египтян?

Добрый день, уважаемый рав!
Скажите, пожалуйста, как объяснить поведение евреев во время исхода? Я имею в виду то, что они обокрали египтян. Разве это не воровство?

Ответ

Уважаемый…

Египтяне должны были евреям гораздо больше денег за все годы, в которые евреи были рабами египтянам. Выходит, что евреи взяли те деньги, которые им причитались по закону. И это то, что ответил Гвиа бен Псиса египтянам во времена Александра Македонского, которые требовали, чтобы евреи вернули одолженные вещи им вещи при выходе из Египта, как приводится в Талмуде (трактат Санедрин 91 а).

 

Какая рука у левши правая?

Здравствуйте, уважаемый Рав! Огромное спасибо за ответы на волнующие меня вопросы, несмотря на всю Вашу занятость! Это большое счастье, что у нас есть такой сайт!!!! Большое спасибо всем Равам и Рабанит, всем организаторам... всем-всем, кто работает над данным сайтом!!!  

У меня несколько разноплановые вопросы. Мой сын левша. Что он должен делать, начиная с левой руки, как левша? (омовение рук, браха на еду, держание цицт во время молитвы "Шма", закрывание глаз во время молитвы "Шма", одевание сначала правого или левого ботинка??).

Большое спасибо.

 

Ответ

Уважаемая Авигаиль,

Спасибо за тёплые слова.

Все вещи, которые Вы привели, необходимо даже левше делать правой рукой. Когда левша благословляет на какую-либо еду, по мнению сефардских поским, её необходимо держать в правой руке, а, по мнению ашкезских поским, в левой. Тфилин левша одевает на правую руку. Нефилат апаим делает на левую руку.

 

Почему евреи не приносят жертвоприношения в наши дни?

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему евреи не приносят в наши дни жертвоприношения, чтобы очистить себя от грехов, ведь в Торе четко сказано, что для прощения грехов нужно приносить жертвоприношения, в виде непорочного агнца или других творений, допустимых Б-гом.

Алексей,

Смела (Черкасская обл.), Украина.

Ответ

Уважаемый Алексей,

В главе Ахарей Мот (Ваикра 12, 13) Тора запрещает приносить жертвоприношения вне Храма. Этот запрет действителен с момента постройки Храма в Иерусалиме. Поскольку в наше время нет Храма, невозможно принести жертву. Однако, если евреи раскаиваются в сделанном и твёрдо решают не повторять свой грех, их раскаяние засчитывается им как жертвоприношение. И так говорит царь Давид (Теилим 51, 19): «Жертвы Б-жьи – сокрушающаяся (о грехах) душа». Также изучение законы жертвоприношений засчитывается еврею как будто он приносит жертвы, как говорят мудрецы в трактате Мнахот (110 а).

 

Всевышний – «Он», «Она» или, может быть, «Оно»?

Здравствуйте, уважаемый раввин. У меня, наверное, глупый вопрос, но, всё равно, не могли бы Вы ответить. Хочу узнать, можно ли применять к Б-гу местоимение "оно"? Ведь Б-г не мужчина - "он", и не женщина - "она". Или это неправильно? Всего Вам хорошего.

Максим,

Караганда, Казахстан.

 

Ответ

Уважаемый Максим,

В каббале определение мужчина и женщина следующее: мужчина – дающий, женщина – принимающая. В связи с этим, обращаться к Б-гу следует в мужском роде, а по отношению к Нему стоит употреблять местоимение "Он".

 

Мне кажется, что тут кстати привести мой ответ на похожую тему, несмотря на то, что он уже был опубликован на нашем сайте (https://toldot.com/urava/ask/urava_5668.html):

 

Почему мы не обращаемся к Всевышнему на Вы?

На русском языке есть разница в обращении на ты и на Вы, на иврите так говорят только бней ешивот. Я написал письмо на иврите профессору, обратившись к нему на Вы (атэм ктавтэм), что очень развеселило его. На моё объяснение ему, что это лишь форма уважительного обращения, он мне пишет: «По моему скромному мнению, это обычай, пришедший к нам из идиш и чуждый языку иврит. Мне кажется, что Вы обращаетесь ко мне во множественном числе. Это, без сомнения, второе лицо множественного числа: “вы правы”. Я знаю, что в некоторых языках выражают уважение к ближнему, обращаясь к нему в третьем лице или во множественном числе. Но при всём уважении к учителям — а я за то, чтобы выражать им уважение — мне кажется, что это всё-таки преувеличение: выражать им уважения больше, чем Всевышнему, к Которому мы обращаемся во втором лице единственного числа: “Ты избрал нас” и т.д. ». Мой вопрос: действительно, почему к В-севышнему мы обращаемся на ты (с множественным числом, понятно, есть проблема, но почему не в третьем лице? Аврех Йеуда, Иерусалим

 

 

Уважаемый р. Йеуда!

В данном случае профессор был прав — обращение к кому-либо во множественном числе чуждо ивриту. Иногда в Танахе множественное число при рассказе о ком-то используется для выражения уважения, например бэалим (см., например, Шмот 21, 29: «…и предостерегаем был хозяин его (бэалав)…»), или адоним (см., например, Бэрейшит 24, 9: «И положил раб руку свою под бедро Авраама, господина своего (адонав)…»), или Эл-ким (см., например, Бэрейшит 1, 1 — Бэрейшит бара Эл-ким…). Но ни в Танахе, ни в книгах мудрецов мы не находим обращения к кому-либо во множественном числе с целью выразить уважение.

Профессор был прав и в том, что обращение во множественном числе, принятое в мире ешивот, заимствовано из идиш. Люди из ешив обращаются так к тем, кто превосходит их в учёности или выше по должности, чтобы не разговаривать с ними, как с равными себе. Конечно, ничего дурного в таком обращении нет: ведь всё, что человек делает, чтобы выразить уважение к своему ближнему, достойно похвалы. Этот обычай свидетельствует о высоком человеческом уровне тех, кто его практикует: у них сохраняется само понятие уважения…

Однако светское общество не признаёт такого обращения, оно ему абсолютно чуждо. Этим объясняется искреннее удивление профессора.

Что же касается обращения в третьем лице, то мы его находим уже в Танахе. Так, Эсав говорит Ицхаку: «Да встанет отец мой и да поест от дичи сына его…» (Бэрейшит 27, 31). В соответствии с простым смыслом, он обратился к отцу подобным образом из уважения. Но удивительно: Яаков, от которого естественно ожидать более уважительного отношения к отцу, обращается к нему «на ты»: «И сказал Яаков отцу своему: я Эйсав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; поднимись, сядь и поешь от дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя». (Бэрейшит 27, 19)

Однако в книге Зоар сказано: именно Яаков говорил с отцом уважительно, не Эсав. Приведу слова книги Зоар: «Посмотри, каково различие между Яаковом и Эсавом. Яаков говорил стеснительно со своим отцом, скромно. Как написано? “И пришёл он к отцу своему, и сказал: «Отец мой!»” Насколько же они отличаются друг от друга, язык Эсава и язык Яакова. Яаков, не желая волновать его, говорил обычным языком: “…поднимись, сядь и поешь от дичи моей…”, а Эсав сказал: “Да встанет отец мой…”, как будто говорил не с ним» (Толдот 144, 1).

Из этих слов Зоара следует, что обращение в третьем лице выражает пренебрежение, как будто человека не хотят замечать и обращаться к нему. Как бросают деньги нищему, назад, не глядя на него, что выражает отстранённость и пренебрежение.

Правда, мы видим, что Йосеф обращается к фараону в третьем лице: «А что повторился сон Паро дважды… А теперь да усмотрит Паро… Да повелит Паро…» (Бэрейшит 41, 32—34), и делает он это, по-видимому, чтобы выразить уважение. И Яаков обращается к Эсаву в третьем лице: «Пусть же пойдёт господин мой впереди раба своего…» (Бэрейшит 33, 14). И здесь такое обращение, по-видимому, призвано продемонстрировать Эсаву уважение Яакова. Хушай тоже обращается к Авшалому в третьем лице: «Да живёт царь, да живёт царь!» (Шмуэль II, 16, 16). В Талмуде мы также находим, что ученики обращаются к своим учителям в третьем лице, например: «Сказал рабби Ицхак раву Нахману: “Господин не пришёл молиться в синагогу”» (Брахот 7 б). Там же (27) Талмуд делает вывод, что рабби Ирмия бар-Аба был другом Рава, из того, что рабби Ирмия обращался к нему «на ты», а не в третьем лице.

В книге же Кетэм Паз (раздел Толдот) сказано, что, действительно, обращение в третьем лице может выражать уважение, но это зависит от характера разговора. Если разговор ведётся вежливо, обращение в третьем лице демонстрирует уважение, но если говорят грубо или в гневе, обращение в третьем лице выражает презрение, пренебрежение к собеседнику, т.к. показывает, что он выглядит ничтожным в глазах «оппонента». В книге Ор Якар (Аль Зоар Хадаш 131 б) рабби Моше Кордоверо добавляет, что это следует и из знаков кантилляции, которые показывают, как надо читать текст Торы: Эсав говорил с отцом настойчиво и агрессивно.

Хатам Софер же объясняет (Торат Моше, раздел Толдот), что Яаков был ближе к отцу (ведь он был праведником, как и отец), поэтому обращался к нему «на ты». Иначе обстояло дело с Эсавом: он был далёк от отца, поэтому обращался к нему в третьем лице.

Хатам Софер добавляет: именно поэтому мы обращаемся к Всевышнему «на Ты» — это показывает нашу близость к Нему, т.е. великую любовь Всевышнего к нам и нашу любовь к Нему.

 

 

 

Теги не заданы