Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«О каждой вещи, которую собираешься сказать человеку, надо хорошо поразмыслить: можно говорить или нет? Не вызовет ли это ссоры? Будет ли понято?»Рав Ицхак Зильбер

Еврейская община (1)

Отложить Отложено

 Конспект лекции, прочитанной мной пять лет назад перед молодежной аудиторией на семинаре "Еврейская община в современном мире".

Община, по Торе, – это большая семья.

Ибо просто семья – это и есть община.

1. Община в Торе. Адам и Авраам

Как известно, праотцы нашего народа – Авраам, Ицхак и Яаков – не были первыми людьми на земле. Первым человеком, созданным Всевышним, был Адам (имя которого и означает – Человек). Помимо прочего, отсюда следует, что создание еврейского народа не являлось целью Всевышнего[1]. Более того, народы появились в результате человеческих действий, а не как изначальная необходимость. Адаму не было обещано ни появление народов, ни, тем более, появление еврейского народа. Даже просто появление других людей, кроме самого Адама, произошло в результате поиска первым человеком себе подобного.

Другими словами, Всевышний создал Человека, и при некотором развитии мирового Сюжета этим было бы все ограничено. Но сам Человек повел себя таким образом, что ему надо было дать "помощника". Затем в результате совместных усилий морального плана (а не просто физических действий)[2], т.е. в результате сотрудничества Адама и Хавы появились прочие люди, а через несколько поколений народы и, в частности, еврейский народ.

Строго говоря, про общину в Торе нигде впрямую не сказано. Тем не менее, известно, что евреи на всех этапах своей истории живут именно общиной. То же самое и у других народов. Правда, еврейская община исторически самая древняя, ибо первый опыт расселения в гуще других племен и этносов приобрели именно наши соплеменники. До них ни о каком компактном включении представителей одной нации и культуры в среду других наций и культур говорить не приходится: любые инородцы всегда либо истреблялись, либо полностью абсорбировались (что, впрочем, позволяло титульной нации иногда заимствовать элементы чужой культуры, объявляя их своими). И если смотреть на общину как на объединение людей из одного племени, попавших в среду другого племени, то до евреев о такой возможности никто не помышлял[3].

Но если мы знаем об общинном способе жизни евреев, то где, тем не менее, в Торе о нем говорится хотя бы намеком? Оказывается, нигде. Сказано только, что весь еврейский народ – это один целый коллектив, эда, кеаль, общность. Тем же словом – эда – называется в Торе любая группа евреев числом не меньше десяти. В случае молитвы мы такое объединение называем словом миньян, что означает: число входящих в группу. Первый вывод: община – это объединение единомышленников, и появилась она первоначально в результате человеческих усилий, а не как выполнение заповеди Всевышнего, – подобно тому как появились все виды разделений на пол, национальность и пр.

Поясним на примере жены. Первый человек попросил Творца, чтобы Тот дал ему жену. Творец согласился, признав: "Нехорошо человеку быть одному". Т.е., ты, Адам, верно понял свою задачу: именно жена позволит тебе правильно ее выполнить[4].

Зачем создан человек, нам можно только гадать, но зачем создано разделение человека на две составляющих – мужчину и женщину, – вполне понятно. Один человек не являлся равноправным участником диалога с Творцом: Творец дает – а человек только берет. Адам попросил возможности давать, отделять что-либо от себя и давать другому, даровать, оказывать помощь, любить. Любовь к Создателю, как догадался Адам, не являла собой совершенное качество, поскольку была не чем иным, как чувством благодарности. Равноправный участник диалога нуждался в ком-то третьем, кого можно было любить не в силу благодарности, но исключительно в согласии со своей природой, бескорыстно. Человек как бы сказал: дай мне того, кому я могу отдать часть себя, ведь Ты совершенен, и Тебе я не нужен, даже если я отдам Тебе все, что у меня есть.

И Всевышний дал человеку жену. Причем дал ее, не используя элементы вне Адама, а взяв часть его самого. Тем самым Он показал: все, тебе нужное, уже есть в тебе самом, надо лишь это проявить, сформировать. Т.е., Творение закончено, осталось только позволить проявиться тем потенциям, которые в нем скрыто заложены. Как ты захочешь их развивать – так и будут раскрываться эти потенции. Захочешь жену (т.е. семью) – она уже есть в тебе. Захочешь народы – будет тебе и это дано. Захочешь общину – Я помогу тебе и в этом. Все есть в тебе. Ищи!

Итак, Творец дал человеку не просто женщину, но именно жену. Других гендерных качеств у людей, кроме как состоять во взаимном отношении муж-жена, не существует. Так появились люди – в результате стремления человека быть подобным Создателю, который творит для других, а не для Себя.

Семья – это продолжение рода. Человек рождается не только для саморазмножения, но это одна из его функций. Первых потомков захотели Адам и Хава. Им не нужен был народ, им нужны были всего лишь дети. И рожали они их, скорее всего, с мыслью о том, что Всевышний позволит этим детям вернуться в Ган-Эден. И снова настанет та первая Суббота, на которой человек, по слову Всевышнего, прочтет кидуш над ненадкушенным плодом. Так будет достигнута цель Творения.

Адам попросил (в молитве) у Творца жену; ребенка он не просил, тот родился сам. У Авраама была жена, и он попросил себе сына (тоже в молитве), ибо тот сам не родился. Рождение Ицхака не входило в планы Всевышнего, поскольку являлось не чем иным, как рождением еврейской нации.

Авраам должен был стать одним из рядовых людей, но он захотел помочь всему человечеству. Как помочь? Через преподанный урок морали. Каким образом можно было преподать такой урок? Только на основе личного примера. Что мешало Аврааму на этом пути? Скоротечность жизни (результат греха Адама). Как можно было этой помехи избежать? Только путем создания возможности передавать эту учительскую миссию от поколения к поколению. Так возникла идея народа-праведника.

Можно было ограничиться одной семьей. Одна на весь мир семья праведников. Но она могла бы научить людей только внутрисемейной морали. А требовалась еще мораль межсемейная, общинная. Так появились двенадцать еврейских колен, а внутри каждого колена – еврейские общины, названные Торой "домами отцов".

 

2. Праотцы

Любому человеку, хотя бы поверхностно знакомому с Торой, известно, что каждый из наших трех праотцев – Авраам, Ицхак и Яаков – нес в себе характерные для него черты, которые были необходимы для выполнения именно его задачи в деле становления будущего народа. Авраам – это милость, любовь, милосердие, терпимость, умение прощать и умение отказываться от того, что принадлежит тебе, в пользу других людей. Ицхак – сила и настойчивость в достижении праведных планов. Яаков – правда. Все эти три качества были переданы потомкам, которые на их основе построили то, что называется еврейской жизнью. Других оснований у еврейской семьи и у еврейской общины нет.

Но и становление этих качеств не стало для наших праотцев одномоментным актом получения подарка от Творца. Авраам не просил: дай мне умение любить. Ицхак не сказал: одари меня уверенностью в собственных силах. Яаков не молился: научи меня во всем поступать по правде и истине. Всевышний дал им одну задачу – быть евреями и обещал помочь на пути ее выполнения. Авраам понял, что нет приближения к Нему (или, если хотите, возвращения в Ган-Эден, см. выше) без приближения к людям. Поэтому он проповедал любовь и милость. Ицхак на практике убедился, что если любовь это мягкое поведение с людьми, то для ее реализации нужны твердые обоснования и убежденность. Яаков искал правды, жил по правде и проповедовал правду.

Если Авраам объявил людям, что надо делать, чтобы идти в Творцу, а Ицхак – как это делать, то Яаков пришел и объявил, куда надо идти. Цель как желаемое состояние, средство его достижения и направление – вот кем были праотцы еврейского народа.

Все указанные качества, повторяем, не были даны как подарок. Их надо было выстрадать, построить в себе, впервые ввести в мир, созданный Всевышним в виде множества заложенных в нем потенций. Эти качества надо было извлечь из потенций и реализовать, т.е. превратить в явный элемент Творения. Проще говоря, их нельзя было вымолить, их надо было сделать. выстрадать[5]. Как эти качества были сделаны? Абсолютно тем же способом, каким мы добиваемся улучшения своего характера, своего умения общаться с людьми: через испытания, перед которыми стоим в тот или иной момент жизни.

Своих детей мы учим при помощи дидактики – теоретических уроков поведения. И надеемся, что жизнь "доучит" их, преподав на практике те уроки, которые они слышали от нас в виде теории. Так устроен мир: он весь – в каждом своем элементе – состоит из ряда испытаний, практических уроков для каждого.

Отличие наших праотцев от нас состоит в том, что итоги их практических учений стали теоретической основой для всех нас. Так, известно, что Авраам выстоял в десяти испытаниях, без которых не было бы ни Авраама как учителя всего человечества, ни евреев[6].

Адам перед такими испытаниями не стоял. Более того, никто до Авраама (а он родился в двадцатом поколении после Адама) перед такими испытаниями не стоял. Первое, чему научился наш праотец, было самопожертвование. И только после этого началась проповедь любви.

Простой пример. Известно, что, когда евреи вышли из Египта, за ними понеслась фараонова конница с заданием или вернуть беглецов, или уничтожить. Евреи стояли перед морем, через которое они не могли перебраться. Неожиданно море расступилось – и они через него перешли. Когда море расступилось? Когда в него бросились первые смельчаки с молитвой на устах. Принято считать, что это был акт веры. Дескать, они вошли с явной верой в сердце, что Всевышний им поможет и совершит чудо. Вера во Всевышнего, Который помогает людям, нуждается в объяснении. Творец на самом деле помогает, но не всегда делает то, о чем Его просят. Подобно тому как врач выписывает больному нужный рецепт, но не всегда такой, о котором тот его просит, так и Всевышний оказывает нам истинную помощь. Вошедшие в море просили помощи, но не просили, чтобы расступилось море. На чудо нельзя надеяться, о нем не всегда имеет смысл просить. Вошедшие в то море шли на смерть. Они собирались умереть, проявив качество Ицхака, умереть во славу Творца, считая, что, возможно, именно для этого они и были созданы. Это то, что называется по-еврейски Кидуш Ашем, прославление имени Творца. Если чудо свершается, то только для людей, жертвующих собой для других.

Еще до прихода в Святую землю Авраам был брошен живым в печь – таков был приказ царя Нимрода, дабы наказать за призыв отказаться от поклонения идолам. Авраам вошел в печь с молитвой на устах, зная, что он сейчас умрет. С ним в печь вошел его родной брат, уверенный в том, что сейчас произойдет чудо для Авраама. Авраам выбрался из печи живым, брат погиб. Вывод: готовность к самопожертвованию, т.е., в конечном счете, отсутствие в мыслях человека и его поступках малейшего элемента самолюбия и самопочитания (самый тяжелый случай идолопоклонства) может привести к явной помощи со стороны Творца. Вернее, только это и приведет.

Все испытания Авраама были экзаменом на это качество – умение жертвовать собой. И все эти качества явились важным уроком для его потомков. Призыв покинуть дом своего отца и идти в Страну, "которую Я тебе покажу", актуален и для нас, так как в нем заложен приоритет духовного начала над физическим[7]. Поход в Египет (или как он назван в Торе – спуск) во время первой в Стране засухи – проверка на умение жить по требованиям Торы даже среди других племен, морали Торы не исповедующих. Повторный выход за пределы Страны – в землю, которой правил царь Авимелех, – это проверка на умение выжить в среде культурных вроде людей, но исповедующих, кроме ценностей Торы, также другие моральные ценности. Изгнание из дома Агар, служанки Сары, – приобретение опыта защиты своих ценностей перед внутренней угрозой. И т.д., и т.п.

Все приобретения, полученные Авраамом в результате испытаний, оказались полезными как будущему институту еврейской семьи, так и будущей общине. Решения давались путем мучительной борьбы против своих привычек и желаний. Ничто в былом опыте не говорило Аврааму, что именно так надо было поступить. Он как бы обращался за советом к Творцу – и Тот сообщал, что надо делать в каждом случае. Иногда это был прямой приказ, иногда совет, полученный через жену, но во всех случаях это был единственно возможный путь.

Всевышний как бы бросал Аврааму вызов (неразрешимую, на первый взгляд, ситуацию, или сложность, ведущую к прямой гибели) – и тот, приняв этот вызов, не просто спасался, а приобретал необходимый навык для новых испытаний. В результате он стал тем, кем стал – учителем всего человечества.

Аналогичная схема работает в случае любой еврейской общины (еврейского объединения): на каждом этапе она стоит перед новым вызовом, правильный ответ на который позволяет ей выжить и окрепнуть. А если продолжить аналогию, то можно сказать, что аналогичная схема работает абсолютно в каждом случае, где присутствует еврейская деятельность общинного типа. Например, то же самое в случае еврейского молодежного лагеря, выездного семинара, просто вечернего коллеля (где люди ежедневно учат Талмуд) и т.д. Если перед организаторами и участниками такой общины стоят трудности и проблемы любого плана, – то, надо знать, что (1) они преодолимы (иначе бы Всевышний их не давал); (2) они необходимы, потому что, только найдя на них правильный ответ, люди становятся сильной группой единомышленников; (3) они, проблемы, свидетельствуют о том, что Всевышний любит эту общину. Ведь только Он дает человеку то, что делает его сильнее, умнее и добрее, верно?

 

3. Община-семья

Авраам просил сына и народ, а получил сына и семью. И остался этим доволен. Значит, семья в его представлении и была народом, вернее, общиной в миниатюре со всеми ее главными атрибутами, задачами и механизмом работы. Назовем эти атрибуты.

Власть получает главный в семье, и он же несет всю тяжесть ответственности за ее существование. Еврейская семья (и община) – единственный, пожалуй, пример системы, которая не только появляется, имея четкую цель (в данном случае усвоение и передача ценностей Торы), но и продолжает жить, не изменяя своей основной цели[8].

Распределение функций внутри семьи диктует для каждого свою долю прав и обязанностей.

Семья – монолит, она едина в своем общении с окружением. Но она и открыта для всех, кто выходит, образуя новую семью. "Семья общин" – есть и такое понятие в еврейском мире[9].

Забота о финансовом обеспечении ложится на определенных членов семьи (тех, кто работает), но внутренне распределение поступивших средств остается прерогативой главы, который может советоваться с другими[10]. Если хотите, семья – это единственный род удачного осуществления идеи кибуца, где созидательном трудом (учебой или работой) заняты все, а доходы становятся общим достоянием.

Все перечисленные схемы можно впрямую обнаружить в рассказе о разросшейся семье нашего праотца Яакова. По поводу того, посылать ли братьев за хлебом в Египет в голодный год, принимал решение только патриарх. Он же решал, идти ли на "воссоединение семей" к правящему в Египте Йосефу. Любой поступок, совершенный втайне от отца, приводил к неуспехам и трагедии (месть, совершенная Шимоном и Леви по отношению к жителям Шхема; продажа братьями Йосефа). Тем самым Тора нас учит правильной организации семейной и общинной жизни.

В семье, как и в общине, нет места несправедливости, привилегированному положению одних и подавлению воли других. Абсолютная прозрачность во всем, что касается всех. Активная помощь каждого в адрес любого, кто в помощи нуждается. Забота и любовь, – вот два краеугольных камня, на которых стоит Дом Израиля. И все это при том условии, что честь и достоинство каждого частного лица являются такими же важными понятиями, как честь и достоинство всей семьи или общины.

Выводы: любая еврейская община – это большое семейство объединившихся семей; любая еврейская семья – это община в миниатюре. А весь еврейский народ – в согласии с идеалами Торы – это общинное, или семейное (!), объединение всех общин.

Все мы одна семья. Как и было с нами в эпоху становления семьи наших праотцев.

 


 

[1] Формально, Устная Тора заявляет прямо противоположное: цель создания мира – Израиль. Из множества толкований выберем самое простое: Творец создал людей именно для того, чтобы они жили по Его морали и в согласии с Его правилами. Эти правила записаны в Торе, врученной евреям. В будущем все люди земли воспримут эту мораль как единственно возможный метод существования в обществе себе подобных. Поэтому допустима такая формулировка: цель Создания – мир, живущий по морали Торы (это и называется Израиль).

 

[2] Имеется в виду грех с запрещенным плодом, совершенный первой парой людей (семьей), в результате чего на земле появились такие вещи как наказание, вина, искупление (исправление) и т.д.

 

[3] Что и сделало обещание Творца (данное в книге Дварим) расселить евреев среди других народов, если евреи, живя в Святой земле, оставят Тору, совершенно невозможным и неправдоподобным.

 

[4] Средства, предоставляемые Творцом человеку, всегда имеют двойственный характер, обусловленный наличием у человека полной свободы выбора (что обозначено в Торе как "уподобление" Творцу: человек "создан по Его образу и подобию"). Двойственность заключается в том, что приобретенное свойство можно применить для позитивного решения проблемы (задачи, испытания), а можно употребить в прямо противоположном качестве. Жена (или если хотите, супруг) была дана для помощи, но послужила средством нарушения первой заповеди, т.е. стала причиной вреда. И изгнаны были оба супруга, а не один Адам. (Хотя стоило ожидать, чтобы изгнали одного Адама, который снова стал бы бесполым, а его жену "убрали", как неудачный элемент мироздания. Ведь произошло же такое с бессмертием: сначала оно было даровано, а потом, после греха, изъято.) Вывод: способность жены помогать осталась такой же необходимой и насущной, что и ранее. Только теперь, Адам и Хава, не ошибайтесь, как ошиблись в Ган-Эдене, учитесь на своей ошибке преодолевать будущие соблазны и управлять своими чувствами.

 

[5] Так обстоят дела не со всеми качествами. Чтобы стать мудрым, надо уже иметь некую мудрость. Только мудрец может попросить помощи у Творца – чтобы стать еще более мудрым. Большинство людей такой "начальной мудростью" обладают. Но вот душевные качества (то, что называется чертами характера, по-еврейски – мидот) не обязательно требуют изначального наличия. Стать по-настоящему добрым может и недобрый по рождению человек. Все, что ему надо сделать, – осознать в том необходимость и предпринять определенные усилия. И тогда помощь Всевышнего ему обеспечена.

 

[6] См. цикл лекций "Наш праотец Авраам".

 

[7] Сделай из своего дома Дом Всевышнего (или, говоря другим языком, дом высокой нравственности, где все любят друг друга). Если дом твоего рождения этому критерию не соответствует, покинь его. Но для своих детей сделай именно такой дом, чтобы им не нужно было его покидать.

 

[8] В то время как для всех остальных социальных групп первой целью со временем становится желание выжить и только как побочная, при случае, – необходимость осуществить первоначальную цель, для которой группа была создана. Первоначальная цель, как правило, всегда отходит на вторую роль. Азы социологии.

 

[9] Такими двумя крупными множествами можно назвать традиционно сложившиеся еврейские общины христианского Запада и мусульманского Востока.

 

[10] В Торе выработаны конкретные рекомендации по этому поводу. Все они представляют собой некоторый диапазон мнений и практик, с которыми знаком тот, кто Тору учит и исполняет.

Теги: Община