Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

На тему авдалы

Отложить Отложено

В последние дни интенсивно занимаюсь подготовкой окончательного макета книги. Рабочее название "Субботний свет". Книга должна выйти в свет и разлекламирована до Рош-Ашана этого года.

Почему именно до Рош-Ашана? Потому что у книги есть особенность – ее текст разбит на главы, каждую из которых рекомендуется читать за субботним столом всей семье. Глав ровно столько, сколько в годовом цикле Торы недельных разделов.

Да, забыл сказать самое главное. Это перевод! Оригинал называется מאורות השבת. И он весьма популярен на иврите. Книгу читают тысячи израильских семей – и не только израильских.

Ой, самое главное опять оставил на потом. Дело в том – что это сборник субботних законов!

Первая книга (вернее, наш перевод) содержит разделы: законы зажигания свечей, подготовка к субботе, законы кидуша, законы субботних трапез, исход субботы и авдала.

На пробу даю вам одну главу на тему авдалы.

[За "невызываемыми" квадратными скобками подразумевается отсылка к источникам. Здесь мы обойдемся без источников, они на святом языке.]

Надеюсь, с изданием перевода в свет все нужное будет вставлено, откорректировано, отредактировано и отрежиссировано.

Замечания принимаются, критика приветствуется, для того и вывешиваю.

** **

Сделать авдалу для других

Если человек уже сделал авдалу, он, тем не менее, может произнести благословение авдалы ("Амавдиль") для других, освободив их тем самым от необходимости самим произносить это благословение [1]. Так со всеми заповедями: если ты сделал заповедь для себя, но другой человек ее еще не сделал, можешь считать себя не сделавшим, чтобы выполнить ее для другого человека, поскольку "все евреи ответственны один за другого". Поэтому можно произнести благословение для другого, после чего считается, будто тот произнес его сам[1] [2]. (По поводу авдалы для женщины см. ниже.)

** **

Благословение над благовониями

Тем не менее, тот, кто уже сделал авдалу и теперь делает ее для других, может произнести благословение над благовониями, только если сам вдыхает их запах[2] [3]. Причина заключается в том, что законоучители постановили, что благословение над благовониями входит в класс тех благословений, что относятся к получению удовольствия (или пользы); причем их может произносить лишь тот, кто сам получает удовольствие, – и лишь в таком случае он может освободить других от необходимости их произнести[3] [4].

** **

Благословение над свечой

Благословение, которое произносится над горящей свечой, не входят в класс благословений, связанных с удовольствием[4] [5], а поэтому тот, кто уже сделал авдалу, может произнести это благословение для других [6].

Впрочем, некоторые учителя с этим не согласны[5] [7], а поэтому, если человек уже сделал авдалу и теперь делает ее для других, ему не надо произносить благословение над свечой для других, но пусть его пропустит, – а другие сами произнесут его для себя [8].

** **

Женщины и авдала

По поводу обязанности женщины участвовать в авдале разошлись мнения мудрецов.

Есть мнение, согласно которому, хотя заповедь авдалы связана со временем ее исполнения, а женщины свободны от такого рода заповедей, тем не менее, женщины тоже обязаны делать авдалу – в силу того, что по отношению ко всему, что связано с заповедями субботы, обязанность женщин такая же, как обязанность мужчин[6] [9]. Но другие полагают, что, поскольку авдала делается уже после окончания субботы, заповедь авдалы не касается женщин, ибо она связана со временем исполнения, а от таких заповедей женщины свободны [10].

** **

Мнение "Шульхан-Арух"

По мнению "Шульхан-Арух", которое совпадает с первым из выше приведенных мнений, на женщин тоже возложена обязанность делать авдалу. Поэтому они могут делать авдалу для себя[7] [11].

** **

Мнение Рамо

Рамо считает, что, поскольку некоторые учителя полагают, что женщины не обязаны делать авдалу, то лучше, если она выслушает авдалу от мужчины [12]. Тем не менее, законоучители написали, что, если у женщины нет возможности выслушать авдалу от мужчины, она может ее сделать сама себе, выпив вина из бокала – чтобы благословение над вином не было сказано напрасно[8] [13]. Но она не обязана произносить благословение над свечой[9] [14].

** **

Женщины и бокал авдалы

Принято, чтобы женщины не пили из бокала авдалы (когда авдалу делает мужчина) [15]. Но, если у нее нет возможности выслушать авдалу от других и ей приходится делать авдалу для себя, как сказано выше, она пьет из бокала авдалы [16].

 


 

[1] Благословляющий имеет в виду, что благословление произносится для другого. Тот, кто его слушает, имеет в виду, что благословление произносится для него (после чего считается, что он произнес его сам). Для этого он старается его выслушать очень внимательно – с начала до конца.

 

[2] Мнение "Шульхан-Арух": может благословить над благовониями для других (которые сами не умеют благословлять), даже если сам их не нюхает. Объяснение: когда мудрецы установили обычай использовать в авдале благовония, он стал обязанностью, а следовательно, один еврей может исполнить эту заповедь для другого (потому что каждый еврей является "поручителем" для другого).

Мнение "Мишна-Брура": поскольку другие учителя не согласны с мнением "Шульхан-Арух", тот, кто делает авдалу для других, не может благословить для них над благовониями, если сам их не нюхает. Объяснение: нюхать в авдале благовония – всего лишь обычай, и, если нет благовоний, их не надо искать, т.е., авдала не отменяется. Получается, что это благословение – из класса тех, что произносятся при получении удовольствия (пользы), а значит, его не произносят для других, если сами не получают удовольствия.

 

[3] Это касается только тех случаев, когда некоторая обязанность возложена на всех евреев – и тогда работает правило "каждый еврей является "поручителем" другого (в нашем случае необходимость делать авдалу возложена на всех). Но когда речь идет не об общей обязанности, а о праве каждого делать некоторое действие или не делать – такое действие нельзя совершить для другого (чтобы он считался исполнившим его). Пример подобных действий – благословение, связанное с едой. Оно обязательно, если человек ест, но человек не обязан есть, а поэтому благословение еды каждый говорит только сам себе.

Тем не менее, если уже сделал себе авдалу, может произнести благословение для своих маленьких детей, вошедших в возраст, когда их воспитывают в духе Торы, даже если он сам не нюхает благовония.

 

[4] Благословение над свечой установлено не в силу того, что человек получает от нее пользу, но оно установлено в память о появлении огня на исходе первой субботы, как объяснялось выше.

 

[5] Они считают так: хотя благословение над свечой не связано с получением удовольствия (пользы), тем не менее, поскольку свечу не надо искать для авдалы, если ее нет (т.е. авдала из-за отсутствия свечи не отменяется), благословение над свечой отличается от тех, которые можно произнести для других.

 

[6] В законах субботы мужчины и женщины равны. Написано: "Помни субботний день, чтобы его освятить". И написано: "Соблюдай субботний день, чтобы его освятить". Поскольку эти слова были произнесены одновременно, можно сделать вывод: кого касается заповедь "соблюдай", т.е. он обязан соблюдать субботние запреты на работу (а они возложены также на женщин), – того касается и заповедь "помни", "упоминай". По мнению тех мудрецов, которые считают авдалу заповедью Торы, она входит в класс "упоминай" (а значит, возложена также на женщин). По мнению тех, кто считают авдалу установлением учителей, женщина тоже обязана в ней участвовать, ибо авдала подобна кидушу.

 

[7] "Шульхан-Арух" и др.: "Женщины обязаны делать авдалу так же, как обязаны делать кидуш. Но есть такие, что с этим не согласны".

Хафец-Хаим отмечает, что, даже по мнению тех, кто считает, что женщины обязаны делать авдалу, тем не менее, они не обязаны произносить благословение над свечой.

 

[8] Освобождение от обязанности, не запрещает возложить ее на себя.

 

[9] Некоторые считают, что, когда она делает авдалу для себя, произносит благословения над благовониями и свечой с упоминанием Имени и Его Царства, но благословение авдалы произносит без упоминания Имени и Царства.

Теги: законы