Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Не на небе она!

Отложить Отложено

Читая пятый лист трактата Брахот, дошли до места, где написано, что Всевышний, давший нам Тору, отличается от простого дарителя-продавца. Т.е., понятно, что Он во всем отличается от людей, но в чем Его отличие именно в этом акте деяния? Написано, что простой продавец печален, когда расстается с вещью (имеется в виду не лавочный торговец, а обыватель, вынужденно продающий свое добро ради денег), в то время как Всевышний, вручая евреям Свою Тору, радовался[1].

Студенты, присутствующие на уроке, сказали: но ведь вручение Торы нельзя назвать актом продажи, это скорее акт вручения подарка! Подарок всегда радует и дарителя, и одаряемого. Поэтому сравнение несколько некорректно, разве не так?

И еще: даруя евреям Тору, Всевышний отнюдь ее не утратил. Она ведь не вещь. Например, в процессе обучения ученика учитель отнюдь не забывает преподаваемый материал, он как бы остается у него, т.е. и ученик получает, и учитель не теряет, верно? Поэтому зачем Ему надо было печалиться, когда Он вручил евреям Свою Тору?

Ответ: Он отдал людям Свою Тору — и у Него ее не осталось. На небе ее нет! (Дварим 30:12.) Недаром ангелы негодовали, когда увидели, что Тора вручается не им, а Моше, смертному человеку.

Подобно тому как негодовал Эсав, когда узнал, что его благословение было украдено у отца Яаковом. Уж вроде, чего проще — повтори, отец, мне это благословение еще раз, скажи такое же, как сказал Яакову. Ан нет, оказывается, благословение не повторяется, оно одно. Как вещь, как предмет, который копированию не подлежит.

В чем загадка?

Обладание брахой — приобретение определенных обязательств, т.е. необходимости решать задачи, которые только тебе по силам. Другой с ними не справится, даже если получит эту браху. Т.е. обязанности у него появятся, но он с ними не сладит, а значит, благословение обернется для него проклятием, оно уничтожит его.

То же самое с Торой. Ее передача людям заключалась не в том, что отныне они обретают умение познавать ее законы, но им вменялось в обязанности ее развивать, взращивать, умножать. Людям вручалось задача управления миром: они теперь определяли, когда наступает новый календарный месяц, они устанавливали законы (по Торе), они объявляли вещи чистыми или нечистыми, святыми или будничными[2]. Люди, а не ангелы, которые с такой ролью явно не справились бы.

Как видим, Всевышний явно «умалил» Себя, ограничил. Он лишил Себя некоторых качеств. Например, по Своему произволу наказывать или награждать человека. Отныне уровень человека (а значит, и награда с наказанием) определяется им самим. «Все в руках небес, кроме страха перед небесами», читай: кроме того, каким быть человеку — хорошим или плохим, праведником или злодеем. Свой путь смертный определяет себе сам, и от небес здесь ничто не зависит. Они бессильны в нашем личном выборе!

Получается, что Всевышний дал нам Тору-подарок. Но причин для печали, если так можно выразиться, у Него было более чем достаточно. Творец отдал нам часть Самого Себя, вернее, ряд Своих функций по управлению миром.

** **

Об этом, кстати, заявил Корах, когда выдвинул свое возражение против абсолютного правления над евреями, врученного Моше и Аарону. Все мы тут святые, сказал Корах, не одни они! И мы сами будем устанавливать законы, а значит, и назначать коэнов, роль которых узурпировали себе Аарон и сыновья. И если Моше отвечает: завтра посмотрим, кого выберет себе Ашем, — то в ответ на это Корах мог патетически заявить, показывая рукой вверх и подражая раби Йеошуа, который отмахнулся от Голоса Небес: не на небе она!

Но не заявил. Потому что прекрасно знал, что процесс передачи Торы еще не завершен. Она передавалась все сорок лет именно через пророчество Моше, у которого была «прямая связь» с Творцом. Через Моше мы узнавали, каким должен быть Храм, кто должен был нести при нем службу и многое другое. И это был последний этап вручения нам Торы. После Моше — она действительно не на небе! Но только после него.

Так что Корах поторопился.

А уж о том, что он был жуткий завистник, вообще умолчим.

** **

Урок про зависть прошел на этой неделе в прямом эфире. Цикл "Еврейское поведение". Скоро (сБп) должен появиться как видео-файл на соответствующей странице нашего сайта. Урок # 110.

Впрочем, на уроке разговор шел о Корахе (в частности), но не о вручении евреям Торы. Это только в нашей статье! Спасибо, что дочитали до конца.


[1] נתן להם תורה לישראל ושמח שנאמר כי לקח טוב נתתי לכם תורתי אל תעזובו.

[2] ע' בב''מ נט: תנורו של עכנאי.

Теги: Хидуш, Недельный раздел