Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Браха от правнука Хатам-Софера

02 марта 2011, 15:29

Отложить Отложено

Накануне Йом-Кипура побывал у раби Акивы Софера прославленный адмор из Белз, раби Аарон, четвертый белзский ребе. В конце беседы он попросил у рава браху, благословение.

Тот отказал, сославшись на то, что у него якобы слабая браха.

Адмор настаивал – сказал, что хочет получить браху от правнука великого Хатам-Софера.

Рав вздохнул – и благословил его.

Браху адмор выслушал, закрыв глаза, т.е. с максимальным вниманием. И вдруг заявил, что не так он просил сделать. А просил он очень серьезную браху: пусть рав положит ему на голову свою руку и снова благословит.

Услышав такую просьбу, рав категорически отказался ее исполнить. Сказал, что браха уже дана и он не может сделать больше, чем принято в их среде.

Тогда адмор молча взял руки раввина и положил их себе на голову.

Раби Акива Софер снова глубоко вздохнул, постоял, сосредоточившись, несколько секунд – и произнес полное благословение. После чего довольный адмор ушел.

На следующий день шли раввин и его секретарь по улице. Подошел к раби Акиве Соферу нищий и попросил цдаку. Рав дал. На это нищий его благословил.

"Не так, – сказал раби Акива Софер. – Положи свою руку мне на голову и повтори благословение".

Нищий наотрез отказался. Мол, кто он такой, чтобы давать раввинское благословение, да еще прославленным мудрецам.

Тогда раввин взял его руки, положил их себе на голову и сказал: "Благословляй!"

Делать нечего, тот благословил. И раввин с секретарем пошли дальше.

Удивился секретарь, спросил, какой во всем этом смысл. Можно было удовлетвориться простыми словами, которые произнес благодарный бедняк.

Раби Акива Софер объяснил: "Если этого потребовал от меня прославленный адмор из Белз – а я много меньше него как по мудрости, так и по уважению, – то, тем более, так может благословить меня бедняк на улице".

** **

Сказано в трактате Мегила (15а): "Да не будет в твоих глазах браха небольшого человека незначительной. Не пренебрегай ею".

Анецив разъяснил (בספר מרומי שדה): нет различий в благословениях – будь они сказаны большими людьми или малыми. От брахи простого еврея будет такая же польза, что и от брахи большого цадика и мудреца.

И это уже удивительная новость! Неужели можно не ходить за брахой к большому раввину, не молиться на могилах великих праведников прошлого, не просить ребе своей общины благословить наших детей?

Неужели достаточно выслушать приятное пожелание от самых обычных евреев, которых постоянно встречаем в жизни?

Например, говорят нам соседи по дому: "здоровья вашим детям", – и у детей что, прибавится здоровья? Друг навестил нас приболевших и говорит, чтобы поскорей выздоравливали, – мы что, поправимся быстрее обычного? Допустим, устраиваем финансовую сделку, и наш раввин произносит: "да будет у вас успех", – мы что, тут же схватим птицу удачи за хвост?

Оказывается, да. Согласно Анециву, да! Благое пожелание простого еврея действует так же, как серьезная браха великого рава, произнесенная со всем сопутствующим антуражем: наложением рук на голову благословляемого, высокими словами и самым искренним чувством.

Вся разница только в том, что пожелание праведника и мудреца исполняются небесами тщательно, быстро и ч.н. на месте. Ибо для этого у праведника есть свои заслуги. В то время как доброе пожелание простого человека тоже сбудется, но тут уже начинают играть большую роль такие параметры, как его уровень соблюдения Торы, степень его любви к людям, уровень его праведности и пр. Рано или поздно – да; но не на месте.

Так или иначе, браха остается брахой. Недаром сказано Аврааму, нашему праотцу: "Всякий, тебя благословивший, становится благословленным". Честное слово, не пустые слова. За что он получит благословение от Всевышнего? – Только за то, что сказал искреннее, доброе слово другому еврею. А раз так, то видим здесь два следствия. (1) Творец хочет, чтобы евреи благословляли друг друга. (2) Творец делает их браху действенной. В этом все дело.

Выводов тоже два. (1) Говорим друг другу только хорошие пожелания. Даже если оппонент, на наш взгляд, этого не очень достоин. (2) Ищем позитивные пожелания в свой адрес у других евреев, просим их говорить нам только хорошее, благое, приятное и полезное. А для этого соответственно ведем себя – любим людей, не спорим с ними, стараемся обходиться без критики в любой адрес и на любую тему.

** **

Строго говоря, каждое наше слово – либо браха, либо клала (анти-броха; не хочу переводить этот термин). Шалом при встрече или расставании – браха (сюда же относится "ай-бай", "привет", "салют", "как дела?" и пр.). Поздравление с покупкой (с любой покупкой!) – браха. Любой комплимент – браха (а значит, фраза: "Что это у тебя, любимый, пузыри под глазами?", "Ах, какое на тебе мятое платье" и пр. – все это анти-браха).

На то пошло, любая наша улыбка в адрес знакомых, друзей и, тем более, членов нашей семьи – браха, да еще какая!

А если нам трудно в какой-то конкретной ситуации улыбнуться, поздравить или просто пожелать добра и здоровья – то хотя бы смолчим. Не опустимся до анти-брахи (даже когда очень хочется, поскольку есть за что). Ибо сказано в продолжении тех слов Аврааму, нашему праотцу: "А любой, кто тебя будет анти-благословлять, уже анти-благословлен". Нам это надо?

Спасибо за внимание. И всего вам хорошего!

** **

Рассказ про рава Акиву Софера приведен мной на уроке в прямом эфире сайта Толдот. Скоро сБп выйдет в прокат.

Недельный раздел Торы Пкудей

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел