Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И праведнику недоступна та высота, какой достигает грешник своим раскаянием.»Раби Абау, Санедрин 99а

Яаков Авину тоже за это пострадал

Отложить Отложено

 

Продолжаю тему своих последних постов: за боль, которую один человек доставил другому – даже с хорошим намерением! – с него будет спрошено.

Недельный раздел "Вайеце". Бездетная Рахель говорит своему мужу, Яакову: "Дай мне детей. Иначе я мертва". И мы вправе ожидать, что Яаков сейчас ее поддержит, возродит в ней надежду, скажет, что, конечно, будет молиться, пусть не переживает.

Как еще должен поступить любящий муж? Тем более, перед нами – Яаков, тот самый, который настолько полюбил Рахель, что согласился ради нее работать годами, ради нее взять "в нагрузку" еще трех жен – лишь бы она была с ним.

И что он ей отвечает? Написано: "разгорелся гнев Яакова на Рахель".

За что? За то, что попросила его молиться за ее детей?!

Мало того, он ей еще и попенял: "Разве я вместо Всевышнего, Который лишил тебя плода чрева!"

Грубость какая-то.

И вот какая всему этому разгадка. Рахель сама умела молиться. Так умела, что в будущем именно ее молитва должна была спасать и спасала евреев каждый раз, когда они шли в изгнание, галут. Но она об этой своей силе еще не знала – иначе бы молилась сама. А я Яаков знал! Он вообще был пророком и многое знал заранее.

Например, написано, что, впервые повстречавшись с Рахелью, он заплакал. Раши поясняет: увидел в пророчестве, что в будущем лежать им в разных могилах.

И еще. В разделе "Вайхи" написано, что, благословляя Йосефа, Яаков сказал (48:7): "При моем переходе из Парана умерла из-за меня Рахель". Раши поясняет его слова: "Знаю, что ты, Йосеф, на меня в обиде (за то, что похоронил твою мать у дороги, а не в городе на кладбище, как принято). Так вот, я поступил так по требованию свыше. Потому что она будет помогать еврейским коленам (именно с того места, где лежит – у дороги, когда они по этой дороге пойдут в галут)".

Как видим, Яаков был осведомлен о свойствах молитвы Рахели. Тогда почему так грубо ей ответил?

Яаков не мог сказать ей о ее будущем: пророкам об их свойствах не сообщают, пока они их сами в себе не обнаружат (по первому обращению к ним Всевышнего). С другой стороны, он видел, что она не уверена в себе, во всем опирается на мужа, полностью от него зависит – что, вообще-то, неудивительно, ибо он был праведником всего поколения, на кого еще ей опираться?

И ему надо было срочно научить ее самостоятельности, внушить уверенность в свои силы и в силу своей молитвы. В конечно счете, он был обязан сделать это для нас!

Лишь поэтому он оказал ей, что она должна молиться сама. "Разве я тебе вместо Всевышнего?" Онкелос перевел: "Разве я адрес твоих молитв?"

Рахель начала молиться. И обнаружила в себе мощную силу – молитву, которой не было на земле ни до нее, ни после нее.

И именно эту свою молитву она – уже после кончины всех праотцев и праматерей – творила для защиты еврейского народа (Мидраш Эйха, 24).

А что с Яаковом? Мудрецы отметили в комментариях: хотя Яаков и поступил так с хорошим намерением (более того, без его усилий она бы так и не узнала, что умеет молиться сама), тем не менее, был наказан небом за то, что своими словами заставил Рахель страдать. Мидраш пишет: "Сказал ему Всевышний: за это будут твою жизнь сопровождать трудности – твои сыновья встанут против ее сына". Твои сыновья продадут Йосефа – и это будет самым большим расстройством твоей жизни.

Вывод: даже для хорошей, полезной и общественно значимой цели стараемся никого не расстраивать – ни словами, ни действием. Иначе, понесем (ндБ) наказание.

Теги: Хидуш, Мусар, Праотцы, Недельный раздел