Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стремление сделать что-то хорошее само по себе хорошо»Раби Нахман из Бреслава

Тора – огонь

07 ноября 2010, 06:30

Отложить Отложено

 

В прошлом посте упомянул, что у меня есть еще два примера на ту же тему. Сейчас их приведу.

Сначала, напомню, о чем шла речь. – О том, что иногда человек делает другому больно, но руководствуется при этом самыми благими намерениями. Так вот, такая деятельность может привести того, кто делает больно другому, к весьма неприятным последствиям.

Говорили о раввине, который вынес тяжелый приговор одной из тяжущихся сторон. В результате умерла с горя молодая девушка. После смерти раввина ожидали неприятности.

А ведь так может случиться с любым раввином-судьей! Им всегда кто-то будет недоволен. Что делать?

А то и делать, что знать, что так устроен наш мир. Седлал больно другому человеку – ответишь за эту боль.

Об этом написал раби Хаим Шмулевиц[1], пояснив что к указанному свойству мира, созданного Творцом, надо относиться, как мы относимся к огню. Есть такая вещь – огонь, он обжигает независимо от наших намерений. Кто-то обжегся случайно (схватился за сковородку не той рукой), кто-то намеренно (пожарный бросился спасать людей), – во всех случай огонь не теряет своих обжигающих качеств.

Рав Шмулевиц приводит два примера.

Первая история – про Пнину и Хану. Это из начала Первой книги Шмуэля. Пнина, у которой были дети, расстраивала бездетную Хану. Комментаторы отмечают, что делала так с благой целью – злила ее, чтобы та в результате обиды и безысходности молилась от всего сердца. Так и случилось. В результате ханиных жарких молитв родился пророк Шмуэль. А у Пнины все ее дети умерли. Почему? Потому что стала причиной слез и боли другого человека. Несмотря на хорошее намерение.

Вторая история рассказана в Талмуде[2]. Раби Рхуми имел привычку каждый день накануне Йом-Кипура проводить дома вместе с женой. Но однажды засиделся над книгой в Доме учения – и забыл зайти домой. А жена весь день просидела, глядя на дверь и повторяя: "Вот, сейчас он войдет, вот, сейчас он войдет". Когда же до Йом-Кипура оставались считанные минуты, она поняла, что сегодня он уже не придет, и заплакала. Две слезы упали с ее глаз. В ту же секунду упал раби Рхуми со второго этажа, где учился, и умер.

Из этих примеров видно, что "наказание" человеку за то, что из-за него (даже без всякого на то желания или в результате благого намерения) другой человек расстроился, заплакал, испытал боль, – "наказание" за это присуждается небесами не для того, чтобы компенсировать потери пострадавшего[3]. Нет! Просто тот, кто пусть невольно, но стал причиной чужих страданий, – попадает в огонь. Который или обожжет, или спалит, – все зависит от разных обстоятельств: от духовного уровня причинившего боль, от силы боли и пр.

(Кстати, получается, что, обязывая нас делать замечания ближнему, нарушившего Тору, Всевышний посылает нас в огонь – ни больше ни меньше! Поэтому делаем замечания щадя, с любовью, минимизируя боль ближнего, а значит и собственный огонь.)

Причинил боль? – Знай, что играешь с огнем, будь осторожен.

Уже от себя приведу короткую историю-эпизод про одного раввина. Он нечаянно подслушал сплетню о самом себе, когда сплетники его не видели. И весь красный от стыда выбежал наружу. Спросили его: почему покраснел? Неужели такие страшные слова про него говорили? – Нет, ответил, я просто смутился, не доставил ли им боль своим разоблачением.

Теперь мы можем про этого рава сказать, что он не хотел обжигаться о пламя их боли.

Об этом сказал Илель своему одноногому посетителю: "Не причиняй боль другим, а то сгоришь".

Тот не понял: "Как это не причиняй! А если у меня нет выхода?"

"Ладно, – сказал Илель и снизил требование: – Не причиняй хотя бы тем, что тебе самому противно".

Теперь видим, что быть чутким к другим людям – не благое пожелание Торы, а насущная наша необходимость.

 


 

[1] שיחות מוסר, תשל''א-כד.

 

[2] כתובות סב:

 

[3] Навряд ли жена рава Рхуми получила за те две слезинки компенсацию тем, что стала вдовой.

Теги: Талмуд, Тора, Мусар, Танах