Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Спросили ученики у раби Нехонии: чем продлил ты дни свои? Ответил им: никогда в жизни я не возвышался засчёт унижения другого»В. Талмуд, Мегила 28а

Рекомендуем:

Как сложился еврейский календарь?

Отвечает Рав Овадья Климовский

Тора — источник реальности

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Семь заповедей сынов Ноаха

Рав Ефим Свирский

Что произошло с душой первого человека?

Отвечает Рав Натан Агрес

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Тора – огонь

07 ноября 2010, 06:30

Отложить Отложено

 

В прошлом посте упомянул, что у меня есть еще два примера на ту же тему. Сейчас их приведу.

Сначала, напомню, о чем шла речь. – О том, что иногда человек делает другому больно, но руководствуется при этом самыми благими намерениями. Так вот, такая деятельность может привести того, кто делает больно другому, к весьма неприятным последствиям.

Говорили о раввине, который вынес тяжелый приговор одной из тяжущихся сторон. В результате умерла с горя молодая девушка. После смерти раввина ожидали неприятности.

А ведь так может случиться с любым раввином-судьей! Им всегда кто-то будет недоволен. Что делать?

А то и делать, что знать, что так устроен наш мир. Седлал больно другому человеку – ответишь за эту боль.

Об этом написал раби Хаим Шмулевиц[1], пояснив что к указанному свойству мира, созданного Творцом, надо относиться, как мы относимся к огню. Есть такая вещь – огонь, он обжигает независимо от наших намерений. Кто-то обжегся случайно (схватился за сковородку не той рукой), кто-то намеренно (пожарный бросился спасать людей), – во всех случай огонь не теряет своих обжигающих качеств.

Рав Шмулевиц приводит два примера.

Первая история – про Пнину и Хану. Это из начала Первой книги Шмуэля. Пнина, у которой были дети, расстраивала бездетную Хану. Комментаторы отмечают, что делала так с благой целью – злила ее, чтобы та в результате обиды и безысходности молилась от всего сердца. Так и случилось. В результате ханиных жарких молитв родился пророк Шмуэль. А у Пнины все ее дети умерли. Почему? Потому что стала причиной слез и боли другого человека. Несмотря на хорошее намерение.

Вторая история рассказана в Талмуде[2]. Раби Рхуми имел привычку каждый день накануне Йом-Кипура проводить дома вместе с женой. Но однажды засиделся над книгой в Доме учения – и забыл зайти домой. А жена весь день просидела, глядя на дверь и повторяя: "Вот, сейчас он войдет, вот, сейчас он войдет". Когда же до Йом-Кипура оставались считанные минуты, она поняла, что сегодня он уже не придет, и заплакала. Две слезы упали с ее глаз. В ту же секунду упал раби Рхуми со второго этажа, где учился, и умер.

Из этих примеров видно, что "наказание" человеку за то, что из-за него (даже без всякого на то желания или в результате благого намерения) другой человек расстроился, заплакал, испытал боль, – "наказание" за это присуждается небесами не для того, чтобы компенсировать потери пострадавшего[3]. Нет! Просто тот, кто пусть невольно, но стал причиной чужих страданий, – попадает в огонь. Который или обожжет, или спалит, – все зависит от разных обстоятельств: от духовного уровня причинившего боль, от силы боли и пр.

(Кстати, получается, что, обязывая нас делать замечания ближнему, нарушившего Тору, Всевышний посылает нас в огонь – ни больше ни меньше! Поэтому делаем замечания щадя, с любовью, минимизируя боль ближнего, а значит и собственный огонь.)

Причинил боль? – Знай, что играешь с огнем, будь осторожен.

Уже от себя приведу короткую историю-эпизод про одного раввина. Он нечаянно подслушал сплетню о самом себе, когда сплетники его не видели. И весь красный от стыда выбежал наружу. Спросили его: почему покраснел? Неужели такие страшные слова про него говорили? – Нет, ответил, я просто смутился, не доставил ли им боль своим разоблачением.

Теперь мы можем про этого рава сказать, что он не хотел обжигаться о пламя их боли.

Об этом сказал Илель своему одноногому посетителю: "Не причиняй боль другим, а то сгоришь".

Тот не понял: "Как это не причиняй! А если у меня нет выхода?"

"Ладно, – сказал Илель и снизил требование: – Не причиняй хотя бы тем, что тебе самому противно".

Теперь видим, что быть чутким к другим людям – не благое пожелание Торы, а насущная наша необходимость.



 

[1] שיחות מוסר, תשל''א-כד.

 

[2] כתובות סב:

 

[3] Навряд ли жена рава Рхуми получила за те две слезинки компенсацию тем, что стала вдовой.

Теги: Талмуд, Тора, Мусар, Танах

Оставить комментарий

40 комментариев

OtetzReh, 07-11-2010 13:47:41

Я делаю многие такие вещи, от которых другим плохо, при этом руководствуясь хорошими мотивами, но теперь вижу, что это все равно неправильно. Ну а если быть честным, то и "хорошие мотивы" чаще всего не предпосылка для действия, а его оправдание грустный

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-11-2010 13:52:46

Абс. верно.
Если с предпосылками так, то с оправданиями тем более.

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 07-11-2010 14:04:43

Шалом! Спасибо.
Но ведь боль может причинять не человек, а раскаяние. Получается, сам виноват, а отвечает другой? Наверное, надо сразу понимать, что за всё- слава Б-гу и не связывать это с человеком? Или это не имеет значения? Ой, а этим опять угли собираешь? грустный
И что же делать? Не могли бы Вы продолжить эту тему? Спасибо.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-11-2010 14:49:54

Причины для боли бывают разные. Человека могут обидеть: он сам, другой человек, обстоятельства (мой сын обижался на ветер. который задувал в лицо).
У меня речь шла о боли, которую человек делает другим. Она - как огонь!
Теперь про боль самому себе. Зависит от того, кто ее инициирует. Если йецер-ра (говоря ему: завидуй такому-то; ответь покрепче такому-то, а то он тебя ни в грошь не ставит, вишь, как обидел), то это боль, которая уже настолько сама по себе тяжела и плоха, что наказывать за нее уже не имеет смысла. Но за такую боль ответит - как у нас в статье - тот, кто послужил ее причиной (тот, кому мы завидует, тот, кто обидел нас и теперь ждет о нас хулиганского ответа, и т.д.).
Однако есть боль т.с. с правильной стороны - если хотите, то со стороны йецер-тов. Это когда ты завидуешь человеку "белой завистью", и ты любишь его и хочешь стать таким, как он. Это хорошая боль, продуктивная. Называется - требовательность к себе. Или самокритичность. Или повышенный порог ответственности за других. И пр.

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 07-11-2010 15:37:27

Спасибо. улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 07-11-2010 17:10:33

Уважаемый рав Реувен! Сейчас только прослушала Ваш 78 урок "Облегчить жизнь другим". Спасибо Вам огромное. Удивительно, что Вы его построили так, что сразу отвечали на появляющиеся у меня вопросы. улыбка (Не знаю, какой смайл выражает удивление). Если бы я прослушала его раньше, то не задавала бы свой вопрос. Так много в одном уроке... Спасибо Вам. И за предыдущие тоже.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-11-2010 22:56:51

Приходите еще. Я вам всегда рад.

ответить         Ссылка на комментарий
shana, 07-11-2010 17:04:52

А если вам невольно причинили боль. Можно ли это расценивать так, что Вс-вышний, быть может, специально свел с этим человеком, чтобы тебе дали что-то понять или проверить. Может ли быть боль полезной? И отразится ли это все равно на человеке, если он даже не понял, что обидел другого?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-11-2010 23:06:33

У вас сразу несколько вопросов.
Любая боль - как и все остальное - это реакция небес (если можно так выразиться) на наши действия, на наш выбор.
Боль, нам причиненная кем-то, пришла по решению сверху. Но ее причинил нам конкретный человек, у которого был свободный выбор - так не поступать или поступать. Если он причинил нам боль ч.н. не по закону, он будет наказан. Но нас это не касается - ибо мы получили свою боль - например, как наказание за свои прошлые выборы.
Впрочем, боль бывает и как награда. Например, трудности преодоления нужного пути, которым мы идем.
Или, скажем, роды у матери, которая долгое время была бездетной, а теперь она кричит - и счастлива. (Не знаю, насколько такой пример легитимен.)

Что касается главной мысли статьи - то да, любая боль, доставленная одним человеком другому, будет с него востребована. Даже если он причинил ее начаянно или с благими намерениями, или по долгу "еврейской службы" (меламед, даян и пр. случаи).

ответить         Ссылка на комментарий
shana, 08-11-2010 09:41:59

Спасибо, уважаемый Рав! Стало понятно.
Вот только какой вывод теперь сделать: если это так опасно, стоит ли по своему выбору становиться "палачом" или же все-таки лучше "непротивление пожару тушением"?
В то же время, бывало в моей жизни так, что приходилось быть невольным наказанием человеку, т.е. причиной этому, хотя никогда не выбираю себе эту роль самостоятельно, но стечение обстоятельств порой не оставляет выбора.
Тема статьи говорит о некой безвыходности, что больше всего пугает, ведь не хочется получать боль, но тем более не хочется быть орудием наказания или причиной боли..замкнутый круг, но, видимо, в итоге каждый получает свое. Такой круговорот боли и наказаний в природе((

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 08-11-2010 12:58:24

Да нет, все не так страшно. Просто такое свойство у мира - не обижай, а то обожжешься.
Тут нет безвыходности. Ходить надо там, где другим не больно.
Если стечение обстоятельств сделало меня причиной чужой боли - это явно неслучайно. Уже одно это является для меня наказанием. К примеру, мы отмечаем на Седере, что не хотели стать причиной того, что египтяне утонули в море.
Об этом мы молимся: не делай так, чтобы я стал причиной чужого проступка. "В молитве на кровати" добавляем, что прощаем всех, кто нам сделал плохо.
Тема большая, на Толдот нет места развернуть ее шире, поскольку тут нельзя приводить внешние ссылки. Поэтому подробно пишу об этом в другом месте.

ответить         Ссылка на комментарий
shana, 08-11-2010 13:41:09

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 08-11-2010 23:03:40

Это очень трудный вопрос. Ибо касается частной жизни конкретного человека. Я несколько раз затрагивал эту тему - каким должен быть раввин, к которому обращаются люди. Очень умным и знающим в Торе, очень добрым, знающим вас лично или ваш круг. Но как и где отыскать такого - не могу сказать отвлеченно. Знаю только, что таким раввином не может быть просто друг или знакомый, ибо условия остаются те же самые.
А насчет ответстветсвенности - да, без этого нет рава. Можно ли ему навредить, взвалив на него груз такой отвественности? Ну, это как врач, который может и заразиться от больного, - но для него в этом суть его работы.
Насчет "теоретического рава", который будет давать общие ответы на неконкретные вопросы? Не вижу необходимости в таком. Теорию можно спрашивать и письменно - обращаясь, например, на Толдот.ру

ответить         Ссылка на комментарий
shana, 09-11-2010 10:34:26

Спасибо Вам. Все ясно.

ответить         Ссылка на комментарий
Nata0206, 22-10-2014 01:37:07

Шалом. Вроде и не так уж и страшно, когда человек понимает, что он явился причиной чужой боли и понимает почему. Во всяком случае, есть возможность меняться к лучшему, и меня это радует. Спасибо за статью! НО!
У меня другая ситуация: отношусь очень хорошо, проявляю все свои добрые чувства к этому человеку. Но ко мне претензии, обиды, вплоть до скандалов.
Получается, что я являюсь этой причиной боли и слез человека, не желая этого. Как понимать мне себя в таких ситуациях? Я вынуждена все равно быть обоженной, потому что тем, что я существую, тем, что я есть такая, какая есть, вызываю боль и страдание?
Не общаться с этим человеком я не могу.
В "молитве на кровати" добавляю слова о прощении...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 22-10-2014 10:29:39

Знаю случай, когда человек ухаживал за больным, который его видеть не мог. Ругал, плевался, оскорблял. Но без помощника бы умер, потому что другого не было.
Есть разные случаи. Иногда надо уйти - хотя ты любишь, потому что он испытывает от тебя боль (придуманную или реальную - во втором случае тем более). Иногда придется остаться - но потом получить за это по полной. Выбор за нами.

ответить         Ссылка на комментарий
Fain, 08-11-2010 06:24:40

Уважаемый рав Рувен!
Огромное спасибо за интересную статью.
Почему же, если грех причинять боль - такой суровый, мудрецы не сделали вокруг него "ограду"? Есть столько "гдарим" для соблюдения субботы, кашрута, скромности и т.д.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 08-11-2010 13:05:33

А какую ограду вы тут можете предложить?
Нет такого закона: не причиняй боль. (Даян, к примеру, явно связан с деятельностью, когда нельзя не причинить боль; см. предыдущий пост про рава Банета). Поэтому тут нечего ограждать. Это просто правило мира: причинил боль - обгорел сам.
Вы, наверное, хотите сказать: почему мудрецы не бросили все силы на то, чтобы разъяснить людям опасность взаимного обижания? Так?
Так вот, они очень даже бросили все силы. Об этом сказал Старый Илель. Причем добавил, что в этом вся Тора, другой нет. Т.е. это самое важное свойство нашего бытия.
А потом добавил: теперь иди и учись. Т.е. учись, как не причинять людям боль.

ответить         Ссылка на комментарий
station5, 09-11-2010 20:49:47

не ну что такое.
Хочет мужчина поучиться. Он же не должен быть рядом с женой просто потому, что ей так хочется постоянно. Ведь он в хорошем месте.

Или же вариант - дома учиться, сделать себе уголок метр не метр стол стул и сидеть, слушать как дети бегают, дергают тебя за уши и руки, а ты учишь. Потом на голову дочка залезет и ты так сидишь и учишься ... ааа
А в синагоге - почему не приходишь? Забыл совсем. Надо распределять время очень грамотно, это сложно.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 09-11-2010 22:21:00

Спасибо за пару слов. Но если серьезно - история с равой Рхуми вовсе не о том, что, где и как учить, приходить домой или нет, как относиться к жене и дочке, - совсем не об этом.
А о том, что любая боль, которую человек доставляет другим людям, будет рано или поздно с него спрошена.
Кстати, уровень рава Рхуми был необычайно высоким. Он учился в хавруте с раввинами, слова которых повсеместно приводятся Талмудом. Его друзья - амораим, были теми, кто мог запросто оживить умершего, а уж убить врага - так вообще, одним взглядом (н.п.н.б.с.). Очень высокий уровень. А значит, и расплата за любую ошибку, даже самую малую, огромная.

ответить         Ссылка на комментарий
station5, 10-11-2010 09:32:57

если такой уровень что же он не почувствовал, что его ждут, ведь это чувствуется.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 10-11-2010 09:56:11

Ваш вопрос можно задать любому, кто ошибся. И нам с вами, и праотцам во многих случаях,и крупным раввинам, которые тоже не ангелы, и - абсолютно каждому.
И еще ответ. Говорят, чем выше уровень человека, тем сильней его йецер. Рав Рхуми позволил себе так глубоко погрузиться в Тору, что перестал чувствовать чужие боли.

ответить         Ссылка на комментарий
station5, 10-11-2010 10:00:48

спасибо за пояснения!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 10-11-2010 10:14:20

Та заходите еще!улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
uri1, 10-11-2010 11:39:30

Ув.Рав.Вынаписали"Навряд ли жена рава Рхуми получила за те две слезинки компенсацию тем, что стала вдовой"-.а ведь вопрос достаточно щепетильный тем более с учетом того что р.Рхуми не на каруселях катался.вразумительного ответа не нашел.Тосфот Ри"д пытается обьяснить наказание полученное р.Рхуми тем что он уже в то время как бы находился в распоряжении жены,но это объяснение как-то с моей точки зрения выглядит не очень убедительно(с моей точки зрения).и уж ни как не объясняет последующие страдания вдовы.есть еще одна ссылка на "беседы по муссару" р.Шмулевича -но сами "беседы"не нашел

ответить         Ссылка на комментарий
uri1, 10-11-2010 11:47:28

еще одно наблюдение-о смерти р.Рхуми сказано-"нах нафшия"-успокоилась его душа...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 10-11-2010 12:16:07

Ну да, так сказано. Эвфемизм для "умер".
Что означает "наблюдение"?

ответить         Ссылка на комментарий
uri1, 11-11-2010 11:13:52

просто интересно-почему не "умер" а всетаки "успокоилась душа"?хотя м.б. и не надо искать ни каких скрытых смыслов.не помню какое выражение использованно в рассказе о смерти р.Кгане(при его споре с р.Иохананом)-надо посмотреть...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-11-2010 12:09:59

Потому что не умер, а успокоилась душа. В Талмуде эвфемизмов слову умер великое множество.
Да и сейчас говорят - ушел в свой мир. И все понимают!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 10-11-2010 12:18:53

"Вразумительного ответа не нашел".
Ответ на какой вопрос?
Ссылок на статью рава Шмулевица дать не могу - тут это запрещено, лецаари.
Скопировать вам текст из его статьи тоже не могу - тут в комментариях нет иврита, лецаари.
И еще. Вроде, выше в ответах на комментарии я все описал. Да и в моей статье меня все устраивает. В чем, извините, проблема?

ответить         Ссылка на комментарий
daudov, 10-11-2010 17:04:46

проблема всего лишь в том, что оглянувшись и задумавшись, становится страшно.
Не жить, нет - умирать.
Хочется прожить дольше, чтобу успеть исправить (компенсировать?) хоть частичку...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 10-11-2010 17:10:47

Серьезное замечание, согласен.

ответить         Ссылка на комментарий
uri1, 11-11-2010 11:09:13

в том что все найденные мной коментарии на данный скучай(а их на удивленее не очень и много) рассматриваут причину смерти р.Рхуми.но ведь наказание постигло так же и его жену-оно стала вдовой-ей то за что?как именно Вы правильно указали-не слабая компенсация за 2 слезинки!
данная история приводится в контексте разбора очень интимной,кстати,темы-с какой частотой еврейские мужчины из различных групп населения должны исполнять свой супружеский долг.как я понял(если не прав-поправьте!) что р.Рхуми-приходил домой только раз в год на один день-в канун Йом-Кипура.но ведь в ночь Йом-Кипур супружеская близость запрещена!какие тогда притензии м.б. у его жены вообще?максимум-подожди до моцей-Йом-Кипур!может быть ответ находится где-то в этой плоскости?не знаю.И еще,какой чистотй и силы должна быть вера что-бы оправдать подобные решения Небесного суда!честно?для меня это до сих пор очень тяжело.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-11-2010 12:22:29

1. Мне кажется, искать связь с законом о частоте супружеских встреч - в данном случае - ложный ход. Здесь не об этом. (Кстати, на эту тему есть прямая мишна.)
2. Причина его смерти - в том, что сделал больно. Но это не наказание. Посмотрите в тексте - специально взял слово в кавычки. Рав Шулевиц подчеркивает - это не наказание, а закон природы, вроде физического: сунул руку в огонь - обжегся. Если не хочешь обжигаться - не суй руку в огонь. Собираешься сунуть - будь готов к ожогу.
А как быть с теми случаями, когда необходимо сунуть руку в огонь? Например, быстро достать упавшую туда дорогую, скажем, вещь? - А то и делай, что считаешь нужным: можешь быстро сунуть и достать, - но знай, что огонь обжигает.
Если не можешь не сделать человеку больно (например, ты судья) - знай, что боль, доставленная тобой другому, может тебя обжечь.
А иногда - как в случае с раби Рхуми - спалить. Это уже зависит от степени дороговизны той вещи, которую мы хотим достать из огня.

ответить         Ссылка на комментарий
shana, 11-11-2010 12:44:48

Скажите, пожалуйста, возможно ли как-то изменить ход закона? сложно запретить себе чувствовать боль, если тебя обидели, но есть ли возможность повлиять (молитвой, например) на ход дел так, чтобы о твою боль не обжегся причинивший ее. в этой истории это помогло бы несчастной вдове..

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-11-2010 13:06:38

Для этого у нас есть молитва аль-амита, перед сном (нусах ашкеназ).
Даю в своем переводе (взял из своего сидура на субботу):
"Владыка мира! Вот я прощаю всякого, кто меня расстроил, обидел или согрешил против меня – нанеся физический, материальный или моральный ущерб мне самому или тому, что у меня есть, – вынужденно или по желанию, нечаянно или умышленно, словом или делом, помыслом или намерением, – в этой жизни или другой, – прощаю любого еврея, – чтобы никто не был наказан из-за меня. Да будет Тебе угодно... и т.д."

ответить         Ссылка на комментарий
shana, 11-11-2010 13:24:18

Спасибо

ответить         Ссылка на комментарий
jenja, 11-11-2010 16:02:46

Спасибо! улыбка

ответить         Ссылка на комментарий
shana, 09-12-2010 15:13:12

Уважаемый Рав! Поясните, пожалуйста качество "иштавут" - бесстрастие ("служение Творцу должно совершаться только ради выполнения Его воли и никак не зависеть от любой другой причины").
Объясняют, что необходимо проявлять бесстрастие в служении Творцу, независимое от благосклонности людей. Получается здесь: мудрец учит Тору, выполняя волю Творца, при этом не знает, что его жена плачет, за что умирает, или, Яаков Авину говорит Рахели, чтобы молилась сама, обижая ее, за что был наказан. Так в чем все-таки приоритет? Выполняя волю Творца необходимо сосредоточиться на этом, но если при этом побочно кто-то по какой-то причине страдает, как тогда поступать?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 09-12-2010 17:31:44

Ничего не знаю - очень часто, если кто-то плачет от твоих дел, то никакое это не исполнение воли Творца. И только в случаях, когда действ. исполняешь Его волю (молишься, судишь суд Торы и пр.) - только тогда чужие слезы - не твоя вина. Хотя и за них ты ответишь.
Сказано, что даже судья должен так разговаривать с людьми, чтобы не было больно тому, кто суд проиграет.
Про Якова и Рахель (которую он обидел, когда сказал ей резкие слова) есть у меня перевод чудесного короткого ворта. Но тут нельзя давать внешних ссылок.((
Впрочем, кто хочет читать мои тексты, тот такую возможность находит.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий