Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Вы знаете, что у вас много недостатков, и ,тем не менее, себя любите? Вот так же вы должны относиться и к вашему другу — несмотря на его недостатки, любить его»Баал Шем Тов, Ликутей Авраам

Раввины! Не заставляйте девушек страдать

01 ноября 2010, 18:42

Отложить Отложено

Триллер, в котором гроб с телом известного раввина переезжает с места на место.

Ничего так начало? Это был анонс. Дело в том, что сегодня кое-какие авторы нашего сайта получили рекомендации на тему, как вести свои блоги. А я, будучи покладистым учеником, всегда выполняю пункты любой спущенной сверху инструкции. И еще ни разу мне это не помогло не показалось трудным. Поэтому, согласно рекомендации, я вывел в анонс статьи слова-транспарант, которые должны способствовать привлечению широкой публики на наш сайт. Привлекайтесь, пжлста. 

** **

А теперь серьезно. Сегодня я дал урок в прямом эфире в рамках цикла "Еврейское поведение". Назывался урок "Облегчить жизнь другим", в смысле – не стоит другим отравлять существование, а наоборот, надо помогать людям.

Первой иллюстративной историей был эпизод из жизни, вернее, из смерти известного талмудиста и праведника, раби Мордехая Банета, главного раввина Никльсбурга (ניקאלשבורג, это в нижней Моравии, на бывших австрийских землях, где издавна селились евреи; ныне Mikulov, в ста километрах от Вены).

Так получилось, что он умер, находясь на отдыхе в курортном городе Карлсбад. И его тело перевезли в соседний город Лихтейнштадт, причем никто так и не мог объяснить, почему это случилось. Ведь все прекрасно знали, что хоронят главного раввина Никльсбурга, а это далеко к востоку от Карлсбада, а не близко к западу, где лежит Лихтейнштадт. Очень странная история.

Так или иначе, как только тело раввина привезли в Лихтейнштадт, евреи тамошней общины заявили, что ничего случайного в мире не бывает – и видимо, за какие-то заслуги они удостоились, чтобы останки праведника были похоронены именно на их кладбище.

Понятно, что еврейское население Никльсбурга тут же запротестовало. Во-первых, так обычно не поступают, т.е. раввинов хоронят там, где они руководили общиной. Во-вторых, в родном Никльсбурге уважаемая и старинная семья Банетов владеет фамильным склепом, или что там бывает по аналогии со склепами – ну, скажем, своим почетным рядом могил в особом месте кладбища. Да и вообще, это чей раввин – их или не их?!

С другой стороны, без весомых причин останки евреев не перезахоранивают, ибо с телами умерших положено обращаться осторожно и уважительно. Так принято в еврейском мире.

В конце концов, обратились с запросом к главному раввину той эпохи – к Хатам-Соферу.

Хатам-Софер запрос получил – и не ответил. Вернее, долгое время не отвечал. Шли месяцы, его снова и снова спрашивали – а он молчал, будто не знает, что делать, на чью сторону в споре о захоронении знаменитого праведника встать.

Могила тем временем пребывала в Лихтейнштадте.

И вот через полгода Хатам-Софер, наконец, объявил решение, обязывающее жителей города Лихтейнштадт перенести останки рава в город Никльсбург, что незамедлительно и было сделано.

Лишь через много лет сын Хатам-Софера, раби Шимон Софер, рассказал, что его отец принял это решение с самого начала. Т.е. как только он получил запрос, ответ ему был известен – надо перенести останки на кладбище Никольсбурга. Но что-то помешало. Что?

Оказывается, в первую же ночь после поступления запроса увидел Хатам-Софер во сне образ покойного рава Банета. (Извините, из песни слов не выкинешь. Так написано в книгах про Хатам-Софера: увидел он его "дух".) И тот рассказал спящему раввину, что небесами ему, Банету, поставлено в вину одно судебное решение, которое он принял давно, еще в свою бытность даяном, судьей раввинского суда.

Оказывается, много лет назад в суд Никльсбурга обратились из Лихтейнштадта за разрешением "разбить" один шидух.

(Шидух – договоренность двух сторон о будущей свадьбе. Разбить шидух, т.е. отменить договоренность после того, как жених и невеста дали на свадьбу свое согласие, а их родители обговорили все условия, – считается очень тяжелым деянием. Для этого нужно иметь весьма серьезные причины. Да и то, инициатор такого "разбития", как правило, платит другой стороне немалый штраф.)

 И так получилось, что, взвесив обстоятельства дела, рав Мордехай Банет тот шидух разрешил "разбить". Но невеста так переживала, что от горя умерла через полгода после суда. И ее похоронили на кладбище родного города – в Лихтейнштадте.

Так вот! Теперь на небе решили, что муки и страдания ей достались из-за рава Банета, и поэтому пусть его тело пролежит в могиле рядом с могилой той невесты.

Услышав об этом, Хатам-Софер тут же послал в город Лихтейнштадт посыльных, чтобы проверили, кто лежит по соседству с могилой рава. Ему ответили – что рядом похоронена та самая девушка и на ее могильном камне написано: умерла с горя в юном возрасте

После этого Хатам-Софер решил ждать ровно полгода, пока не выйдет весь срок – поскольку таково постановление небес! После чего распорядился перенести останки рава Банета в Никльсбург, что и было незамедлительно сделано.

** **

Обратите внимание, рав Банет принял верное судебное решение, опираясь на еврейские законы. Но, тем не менее, поскольку формально он стал причиной страданий невесты – ему было присуждено полгода после смерти провести вдали от могил отчего дома.

И уж тем более, нам надо избегать случаев, когда мы осознанно (ндБ) расстраиваем другого человека. Тогда не поможет никакое оправдание: мол, он сам напросился, вынудил нас, или обстоятельства заставили, или мы так поступили по незнанию, что для него это закончится настолько болезненно. И даже наши благие намерения нам не помогут – мол, мы старались ему во благо.

Во! Именно о благих намерениях у меня есть одна изящная история, но уже поздно, и я иду спать. Расскажу как-нибудь в другой раз (б/н), при случае.

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел