Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рав Реувен Пятигорский

БлОготворительность

Об авторе Написать напрямую Все записи автора списком

Свобода воли: как ею распорядиться?

21 мая 2010, 11:31

Отложить Отложено

Уведомление. Это одна из тех статей, которые я примерно в 95 году написал как конспекты лекций для молодых лекторов "Эш-Атора", есть такая "мировая" организация. В основу статьи, которую ныне вам предлагаю, положены некоторые тезисы рава Ноаха Вайнберга, при жизни бывшего основателем и руководителем упомянутой организации.

Перед вами чисто "американский текст" – для людей энер­гичных, деятельных и конкретных, рассуждающих примерно так: вот вы говорите, что в иудаизме есть такое понятие как свобода воли; но что нам с этой свободой делать? Как ею распорядиться? Как заставить работать на себя, чтобы стать, как вы утверждаете, по-настоящему свободными людьми?

На "американском языке" это звучит так: "У вас есть богатство на пять миллионов долларов. Знаете ли вы об этом? Знаете ли вы, что с ним делать?"

 

 

Содержание

А. Свобода воли (она же свобода выбора) – одно из самых драгоценных наших приобретений. Она – самое яркое свидетельство любви к нам Всевышнего.

Б. В ней проявляется наше "божественная" составляющая. Ибо, кроме нас, сво­бодой воли обла­дает только Творец – правда, в более полной и совершенной, в бесконечной степени.

В. Обладая свободой выбора, между чем и чем мы выбираем? – Между жизнью и смертью!

Г. Первый уровень свободы воли: осознавайте, что за выбор вы делаете. Отда­вайте себе отчет в своих решениях. Выбирайте активную тактику!

Д. Второй уровень: не будьте марионеткой в чужих руках! Не подчиняйтесь ни диктату извне, ни даже диктату своих старых решений.

Е. Третий уровень: отдавайте себе отчет, что вы постоянно ведете бой. Делай­те то, что вы хотите делать, а не то, о чем вам кажется, будто вы это хотите. Не идите на поводу у своих желаний!

Ж. Четвертый уровень: отождествляйте себя с душой, а не с телом. Не берите себе в союзники тело с его желаниями и страстями. Пусть тело подчиняется жела­ниям вашей души.

З. Пятый уровень: пусть ваша воля следует за волей Всевышнего! Это и есть то, ради чего вам дана свобода воли. Осознайте это. И вы станете свободным человеком.

 

* * *

Законы Торы касаются двух областей: 1) отношение человека ко Всевышнему и 2) отношение человека к другим людям. Сегодня мы займемся самой мало изученной областью: отношением человека к самому себе. Поговорим об ответ­ственности, которая возложена на каждого из нас. Как распорядиться собствен­ной жизнью? На что ориентироваться?

 

 

1. Свобода воли – величайший дар

В трактате Авот (3:14) приводится высказывание раби Акивы: "Любим (Всевышним) человек, созданный по образу (Всевышнего). Добавочная любовь к нему заключается в том, что ему (человеку) дано знать, что он создан по обра­зу (Всевышнего)".

Комментаторы толкуют фразу так. Всевышний дал человеку знать, что тот обладает уникальной способностью, которая присуща, кроме человека, только Самому Творцу. И по одному этому мы видим, насколько человек дорог Всевыш­нему.

Человек драгоценен!

Какой "божественной способностью" он наделен? Рамбам пишет: "способно­стью мыслить"[1].

Способность мыслить сама по себевсего лишь инструмент. Важно, что этим инструментом делается.

Человек при помощи этого инструмента осуществляет выбор!

Это и есть "божья искра в человеке". Выбирая, человек совершает поступок, оказывает некое влияние на мир, переделывает его, изменяет.

Т.е., из всех созданий только человек участвует в строительстве мира, или иначев его создании, являясь, с этой точки зрения, соучастником в процессе Творе­ния, партнером Всевышнего.

Правильно используя свободу воли, человек возвеличивает мир. И значит, ста­новится его украшением. Используя эту способность неправильно, человек портит мир, разрушает его, становясь его проклятием.

Недаром, правильная, умелая реализация свободы воли называется силой воли.

Действительно, свобода волинаша сила. Выражая благоговение перед этой силой, царь Давид сказал в Теилим (в Псалмах): "Лишь посмотрю на Твои небеса, на дело Твоих рук, на луну и звезды, которые Ты устроил, (как сразу начинаю раз­мышлять)что есть человек, чтобы Ты помнил о нем, и сын человеческий, чтобы Ты его посетил? Не многим Ты умалил его перед ангелами, увенчав его славой и ве­личием. Ты наделил его властью над созданиями Твоих рук, все положил к его ногам".

Как видим, Творец создал человека, обладающего величием и силой, не намно­го меньшими, чем Он сам. Поэтому у каждого из нас есть возможность усовер­шенствовать наш мир. Надо только научиться применять эту возможность.

 

 

2. Знание, что у нас есть свобода для проявления во­ли, – более великий дар, чем сама свобода воли

Знание своих способностей открывает перед человеком новые горизонты.

В одном из фантастических рассказов описывалось некое оружие, ко­торое принимало волны, испускаемые мыслями человека. Работало оно так. Человек, зная, что перед ним находится абсолютное по мощи оружие, начинал представлять, каким образом оно его уничтожит: польет свин­цом из пулеметов или раздавит гусеницами, накроет тяжелыми бомбами или обдаст рекой напалмового огня, жесткого излучения или еще чего-нибудь смертоносного. Сенсорный приемник оружия, настроенный на волны определенного поля, принимал эти страхии в точности реали­зовал рисуемую ими картину. Во время испытаний на одиноком острове, естественно, погибли все испытатели, представители военных, журналис­ты, наблюдатели от Госдепартамента. Остались в живых только местные туземцы. Они использовали оружие, которое и по сей день стоит на бере­гу океана, по прямому назначениюразвешивали на его стволах белье после стирки. И не догадывались, что в их руках, по существу, находится страшная убойная сила.

Это отрицательный пример могущества, которое можно употребить только тогда, когда знаешь о его наличии.

Свобода воли, которой мы обладаем, имеет то же свойство. Она у нас есть, только когда мы об этом знаем.

Вот почему раби Акива, сказав, что человек любим Всевышним, Который со­здал его по Своему подобию, добавил: "Но еще большая Его любовь проявляется в том, что человеку дано знать, что он создан по подобию Всевышнего".

В одном фильме рассказывалось, как богатый человек, встретив своего боевого товарища обнищавшим за годы после войны и опустившимся, решил ему помочь. Чтобы не обижать его прямым денежным подарком, он подкинул несколько сотен тысяч долларов в грязную торбу, с которой тот ходил побираться по улицам Парижа. Сумма весомая, но в торбе ле­жало много тяжелых предметов,все, чем владел нищий. Он даже не заглянул на дно сумки, и те деньги пролежали там много лет, пока он не умер. Знай, чем обладает, наверное, смог бы поменять многое в своей жизни.

Отсюда следует, что мало наделить человека большой силой. Ему надо об этом сообщить!

Этому и пытаются научить нас раввины. Дарованная нам свобода волиа только она и может называться Свободой с большой буквы, единственной на­стоящей Свободой человекадает каждому из нас огромную силу и потенциал. Но если мы ясно не представляем себе, что эта сила у нас есть, то как мы сможем извлечь из нее выгоду? Остающийся в неведении рискует оказаться в положении нищего, который даже не догадывается, что обладает большим богатством.

Поэтому теперь, когда мы знаем, что свобода воли у нас есть, давайте точно выясним, что это такое и как ее применить с максимальной пользой.

 

 

3. Что в точности представляет собой свобода воли?

Рабочие определения: свобода – это предоставленная нам возможность рас­поряжаться собой по своему усмотрению; воля – реализованное желание. (По-русски воля и есть свобода: "я пришел дать вам волю".) Свобода волиэто свобода сделать выбор[2], не навязанный мне другими.

Свобода воли и свобода выбораодно и то же. На иврите воля – ршут, то же самое, что и право. Мое право: как хочу, так и поступаю.

Но далеко не все то, что мы свободно выбираем, можно смело назвать выбором нашей свободной воли.

Выбор, перед которым стоит маленький человек, получивший от мамы два доллара, коих может хватить лишь на одно мороженое, поистине мучителен, особенно если учесть, что перед ним огромный прилавок, за­валенный сорока видами сластей. Но это не выбор свободной воли. Это проявление способности решать задачу на приоритеты: от какого моро­женого можно получить максимум кейфа в расчете на каждый доллар?

Животные такие задачи решают на каждом шагу. И человек тоже. Но живот­ные не решают то, что дано во власть только человеку. Никто, кроме хомо-сапи­енса, не решает моральных проблем.

Поездка в ночной подземке не обязательно связана с мучительными раздумьямисесть или продолжать стоять. Но та же проблема в днев­ном переполненном вагоне относится уже к области морального поступ­ка. Особенно когда к вам приближается старик с клюкой.

Принято считать, что понятие свободы воли касается выбора между добром и злом.

Это правильно (иногда), но все еще расплывчато.

 

 

4. Свободная воля – это выбор между жизнью и смертью

Посмотрим, какое определение дает иудаизм.

В книге Дварим (в главе 30, стихи 15-19) написано со слов Всевышнего: "Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло... Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь!"

Последние словане приказ, это совет. Будь они приказомне было бы ни­какой свободы.

Выбор между жизнью и смертью понятен. Но путаница начинается, как только мы ставим знак равенства между жизнью и добром, между смертью и злом.

Конечно, в большинстве случаев противостояние жизни и смерти представляет­ся нам, как противоборство между добром и злом. Но заметьте, Тора не дает совет: выбирай добро. Или выбирай благословение. Она прямо говорит о жизни.

Почему? Потому что любой, не лишенный рассудка человек, всегда выбирает добро и благословение (что в рамках нашего разговора одно и то же).

Даже самый страшный преступник, если он вменяем, обоснует свой по­ступок стремлением к добру. Он считает, что он хороший. Не ангел, ко­нечно, но кто в нашем обществе назовет себя ангелом? Однако в рамках принятой морали и кровавый Чикатило считает себя вполне в норме. Да­же Гитлер, да сотрет Всевышний его имя, верил, что вершит правое дело, истребляя евреев. У него была шкала этических ценностей, пусть своя, но интересно, что шкала была! Нельзя сказать, что лидер нацистов был бес­совестным человеком: в последний момент у него, наверное, совесть боле­ла за то, что он не все сто справился со своей задачей. Он верил, что был призван выполнить миссию добра.

Но согласно Торе, человек выбирающий стоит перед другой проблемой. Он выбирает не между добром и злом. А между жизнью и смертью. Потому и сказано: "Избери жизнь!"

Не доброа жизнь! Это и есть та арена борьбы, на которой сражается человек: жизнь и смерть.

А теперь вопрос. Что такое жизнь? Вернее, что такое смерть?

 

 

5. Смерть – на самом деле бегство

На первый взгляд кажется страннымкто выберет себе смерть?

Чтобы понять, о чем мы говорим, давайте посмотрим на такой акт, как само­убийство. Посмотрим на человека, который действительно выбрал смерть. Что его на это толкнуло?

Обратите внимание, мы применили вполне естественное в таком случае выра­жение"толкнуло". Человека что-то заставило свести счеты с жизнью. Подвести последнюю черту.

Он уходит из жизни не потому, что его привлекает смерть. А потому, что его отталкивает жизнь. Он не может больше жить. Ему что-то мешает. Мешает сильнодо боли, до невозможности продолжать существование. Страх, боль, ужас, горечь, обида,что угодно. Он боится жить дальше. Не видит в будущем об­легчения от страданий.

Он убегает от жизни.

Это и есть то, о чем мы говорим: смертьэто бегство, побег, исчезновение.

Проблема известна и описана:

 

Быть иль не быть? Вот в чем вопрос.

Достойно ли смиряться под ударами судьбы?

Иль надо оказать сопротивление

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними? Умереть.

 

Но давайте посмотрим, от какого "моря бед" бежит человек.

Представьте себе, что вы репортер "горячей" газеты. Только что в ре­дакцию сообщили, что на перилах Бруклинского моста стоит человек с камнем, привязанным к шее, и ждет репортеров. Редакция "Заря Нью-Йорка", в которой вы работаете, от места события далека, но вы догады­ваетесь связаться с потенциальным утопленником по радиотелефону. Вот ваш разговор:

Вы: Алло, погодите, не прыгайте. Вы меня слышите? Почему... вот черт, помехи... Почему вы решили броситься в воду?

Он: Алло, потому что я проиграл на биржевых операциях сорок мил­лионов. Это конец.

Вы: У вас есть жена, дети, вилла? Долги? Фу ты, опять помехи на ли­нии.

Он: Нет, я не переживу такой трагедии!

Вы: Стойте, не прыгайте, алло. Как насчет долгов? Вы разоряете кре­диторов?

Он: Никого я не разоряю. У меня вилла под Женевой на пять милли­онов. Но какое горея разорен!

Вы: Однако на пять миллионов можно прекрасно устроиться. И снова возобновить операции на бирже. Не правда ли, мистер? Алло, вы меня слышите или уже прыгнули?

Он: Чернильная душонка. Сколько ты получаешь в год?

Вы (делая паузу, чтобы понять, к кому он обращается; наконец пони­мая, что к вам): Я? Двадцать тысяч.

Он: Так о чем с тобой говорить? Ты даже не знаешь, что это значитпотерять сорок миллионов. Алло, ты меня слышишь? Жуткая обида. Прощай. (И прыгает.)

Почему он прыгнул? У него осталось как минимум пять миллионов. Нам с вами таких денег, скорее всего, не видать.

Он прыгнул, потому что не мог справиться с болью потери. Он выбрал самый легкий путь, чтобы избежать этой боли. Он решил уйти от пробле­мы, для него неразрешимой. Ему надо перестать эту боль чувствовать, преодолеть ее.

Самоубийца спасается бегством. Звучит жутко: самоубийцаи вдруг спаса­ется. Какое спасение, когда, кажется, наоборотпризнание поражения, проиг­рыш, финал. Но это и есть спасение. Ибо человеку мучителен не проигрыш, ему мучительна трудность борьбы.

Потому и сказано: выбирай жизнь! Это совет. Трудный совет. Ибо не каждый и не в любом случае согласен на него.

Означает: выбирай борьбу, преодоление, усилие, боль. Выбирай существование со всеми ему сопутствующими ударами и неприятностями.

Понятно, что самоубийствокрайняя форма побега. В реальности есть много способов уйти, уклониться, спрятаться. Много способов избежать действительно­сти[3].

Кто-то спасается наркотиками, кто-то другими менее опасными способами. Убивать времятоже бегство. Бегство в ничего-не-деланье. Уклонение от дей­ствий. Тоже форма самоубийства.

Ежедневное включение теле-ящикасамый распространенный и про­веренный способ убить себя. Но время можно использовать с большей пользой. Перед человеком так много задач! Он бы мог с ними справиться, если бы начал учиться искусствукак с ними справляться. Но он увили­вает, потому что решать задачи трудно.

Кто сказал, что жизньпикник?[4] Жизнь чертовски трудна.

И тем не менеевыбирайте жизнь!

 

 

6. Слабый человек не только пытается убежать от проблем. Он пытается убежать даже от собственного величия

Сознательно уходя из жизни, самоубийца избегает решения своих проблем. От­нюдь не обязательно иметь сложные проблемы, чтобы искать бегства. Иногда человек выбирает побег, чтобы не совершать усилий в области удовлетворения собственного честолюбия.

Он знает, что имеет определенные способности для решения трудных задач. Он даже мечтает об общественном признании. Ему приятны мечты о славе. Но он не знает, как подступиться к реализации своих задатков. Поэтому уходит в сторону. Бежит от того, кем на самом деле является. Притворяется полным "чайником".

Человек постоянно занят этим выборомсамореализация или побег?

Но кто нам сказал, что наше величие, величие человека, связано с борьбой? Во многих восточных философиях, например, все как раз наоборот: уход от борьбы и является самым правильным жизненным актом.

Иудаизм смотрит на призвание человека по-другому. Сейчас мы рассмотрим пять стадий того процесса, который мы назвали проявлением сильной воли.

Всю концепцию можно изложить за пять минут. Но потом потребуется немало практики, чтобы попробовать ее в реальной обстановке и оценить все ее положи­тельные стороны.

Теоретический урок можно провести и в баскетбольной команде. Тре­нер говорит: Смотрите, сейчас я вас за пять минут научу правильному броску. Наблюдайте за моими руками. Берем мяч. Записывайте: берем мяч. Записали? Я его поднимаю. Вот так, правой рукой, левая слегка при­держивает. Записывайте! Прицеливаюсь. Глаза открыты. Смотрю на кор­зину, а не на зрительниц в первых рядах. Наполняюсь уверенностью, что сейчас не промажу. Наполнились? Записывайте. Теперь мягко, вот так мягонько, чуть замедленно, но решительно и быстрораз!записали? Бросаю... Это я в теории бросаю. А вам придется пару месяцев посвятить тренировке. Будем учиться держать мяч в руках.

 

 

7. Первый уровень свободной воли: самосознание

Прежде чем сделать свою волю сильной, надо осознать, что мы заняты выбо­ром.

В жизни мы постоянно принимаем решения. Или, по крайней мере, стоим перед необходимостью принимать решения. Поэтому, во-первых, вам надо усвоить, что вы постоянно осуществляете выбор, а во-вторых, вы должны держать свой выбор под контролем. И только затем научиться использовать свою свободную волю в активном режиме, а не пассивно.

Решения на уровне человека (а не физиологического, скажем, характера) при­нимаются постоянно. Слушатель внимает словам лектора. Лектор играет актив­ную роль. Он старается, из кожи лезет вон, чтобы донести свою мысль аудитории. Слушатель слушает, он из кожи не лезет, у него пассивная роль. Но решение именно за ним. Лектор уже давно решил прочесть интересную лекцию. А слуша­тель решает по ходу дела и только сейчас: слушать или вздремнуть с открытыми глазами? То ли это, что мне надо? Пригодится ли мне сей урок?.. И так почти в любом случае. Нужно ли мне то, что я сейчас делаю? И даже когда человеку кажется, что он обречен заниматься несусветной рутиной и от него ничего не зависит, а во всем виноваты тупые начальники,и тогда он решает. Ибо свобо­да всегда есть: дверь остается открытой.

Осознайте этот банальный факт, что вы всегда принимаете решения. Это все, что от вас требуется на первом этапе.

Главное, каковы ваши решения. Не позволяйте им быть случайными, спон­танными, проходящими сквозь вас без вашей регистрации. Регистрируйте их!

Можно любить живопись и думать, что ты ее любишь, постоянно хо­дить на выставки, не пропускать ни одну из них, а на самом деле, не лю­бить сидеть дома. Хорошо бы давать в таких делах отчет себе, что проис­ходит.

Почаще спрашивайте себя: это ли решение я хотел принять? Насколько оно мне полезно? Не бойтесь давать им оценку, даже если оценка связана со страшной перспективой отменить решение, принятое автоматически.

Молодой человек пошел в колледж, чтобы не расстраивать родителей, которые видят его адвокатом. Хотя ему больше по нраву торговать буса­ми с передвижного лотка, разъезжающего по пыльным просторам Смо­ленщины или Южной Дакоты. Он должен постоянно спрашивать себя, что ему дорожесобственная свобода или будущая скучная специаль­ность, за которую надо платить годами каторжной зубрежки?

Молодой муж живет со своей сварливой женой. Он постоянно должен взвешиватьразвестись и отдохнуть от ее замечаний, но зачахнуть от тоски, потому что, несмотря ни на что, он продолжает любить ее, или не разводиться и терпеть непрерывные ссоры, но, по крайней мере, знать, что у него нет ничего более драгоценного в жизни, чем эта взбалмошная женщина,потому что они любят друг друга. Почему это решение надо принимать постоянно? Да потому что мир изменяется. Сегодня онавзбалмошная, завтрасама кротость и уступчивость. Сегодня он ее лю­бит, завтратоже, но чуть поменьше. Или наоборот...

От ваших решений зависит, в каком направлении пойдет ваша жизнь.

Их надо принимать с полной ответственностью. Потому что никто, кроме вас, ответственности за вашу жизнь не несет.

Иначе выпрохожий, зевака на улице, мимо которого прошла жизнь.

 

Повторяем пункты Первого уровня, который мы назвали "Самосознание":

а) убедитесь, что вы постоянно осуществляете выбор,

б) держите выбор под контролем (регистрируйте его),

в) держите связь с собой для сознательного принятия решений,

г) контролируйте себя.

 

 

8. Второй уровень: не будьте марионеткой, зависимой от общества или от ваших прошлых решений

Приняв однажды решение, надо сосредоточить внимание на оценке генераль­ной линии. Не будьте похожи на того мальчика, который, твердо решив научиться плавать, прыгает в воду, не прихватив с собой круг или хотя бы не предупредив взрослых.

Генеральная линия (методы осуществления) должны зависеть только от вас. В рамках иудаизма это правило сходно с высказыванием мудрецов: нельзя наде­яться на чудо.

Оставайтесь самим собой. Не принимайте на себя обязательств, навязанных кем-то другим, например, общественным мнением[5].

Человек склонен принимать оценки общества за свои собственные. На этом, собственно говоря, работает механизм политического манипулирования массами. Человеку дают понять, что думает и как считает общество. И он начинает считать точно так же.

Старайтесь во всем разобраться сами. Докапывайтесь до сути во всем. Будьте в ответе только за СВОИ решения.

Пора начать новую, ответственную жизнь. Если вы видите, что общество не думает о вас, то начинайте думать о себе, а не об обществе. Это не призыв к эгоизму. Это призыв к пересмотру стереотипов, навязанных обществом[6].

Оказывается, человек является носителем огромного числа стереоти­пов, т.е. предвзятых мнений. Стереотипы живут в нас, как вирусы и мик­робы, войдя с человеком в своего рода симбиоз и не спрашивая, выгодно ли ему это. Например, все советские люди десятилетиями искренне вери­ли, что они живут в самой счастливой и обеспеченной стране. Жизнь раз­била ошибочную веру, ткнув людей, что называется, лицом в их жуткую нищету.

Другой пример стереотипа: многие считают, что наука и Тора занимают прямо противоположные позиции по всем вопросам знания. С этим стереотипом мы успешно боремся на семинарах.

И наконец третий пример: постсоветский человек средней интеллигентности искренне уве­рен, что культура, им усвоенная, представляет собой истинную культуру мирового уровня, а все остальные люди, не знающие имен Горького, Че­хова, Мусоргского и Туликова, остаются за пределами всякой культуры. Природа возникновения этого стереотипа проста: встречаясь в России с людьми, не обремененными знаниями, он убеждался, что при этом они почему-то на самом деле некультурны практически во всем. Переехав в Рамат-Ган или Цинцинатти, он снова встречается с людьми, которые не читали Чехова, и по привычке переносит на них то же суждение: ага, вот оно, бескультурье... Пора изживать в себе эти издержки старого советско­го сознания. Или как говорят: надо по капле выжимать из себя Чехова[7]...

Не менее опасно стать марионеткой своих старых решений. Вчерашний день давно прошел. Он от нас так же далек, как и 19 век. Все они остались в далекой стране, имя которойПрошлое. Выбирайте сегодня. Заново! Кроме того что это даст вам уверенность, что вы выбрали то, что надо ("надо же, вчера я выбрал то же самое, что выбрал бы и сегодня"), это позволит вам держать руку на пульсе событий. Тот же контроль!

Убеждайтесь, что собой руководите выа не кто-то иной.

Вы командуете своими решениями. А не они командуют вами!

Не считайте, что если вы избрали для себя поле деятельности пять лет назад, то оно по-прежнему хорошо для вас[8].

Не считайте, что, если вы однажды решили, что Всевышнего нет, вам навсегда закрыт путь возвращения к Торе.

Не используйте свои решения и возможности, чтобы жить той жизнью, кото­рую вам навязывает общество.

Ваше окружение считает, что стать “соблюдающим” евреем в наше времясмешно. Но вы тянетесь к ним! Поэтому оцените, что вам нужнее: не выглядеть смешным в глазах вашего окружения или, не боясь за последствия (а вдруг затянет!), попы­таться узнать, какой жизнью они живут.

Используйте свое решение, чтобы жить жизнью, в которую вы верите и какую для себя хотите[9].

Проверяйте свои цели и обязательства, чтобы быть уверенным, что они при­надлежат вам.

 

Повторяем пункты Второго уровня, который называется "Не будьте марио­неткой":

а) выбрав цель, оценивайте средства (они же ресурсы, обязательства и пр.),

б) старайтесь не изменить себе, т.е. постоянно отказывайтесь от навязанных решений, не доверяйте стереотипам,

в) не бойтесь проводить ревизию уже принятым решениям,

г) проверяйте авторство своих решений: автором должны быть вы!

 

 

9. Третий уровень: душа и тело

А теперь одна из самых трудных задач. Убедившись, что ваши решения прини­маются только вами и никем другим, загляните в себя: кто в вас несет за них ответственность?

Это не праздный вопрос. Он связан с вопросом: что есть человек?

Короче говоря, уже при самом беглом взгляде мы осознаем несоответствие между приземленными желаниями тела и высшими устремлениями души.

Мудрецы отметили, что в каждом из нас постоянно бушует жестокая битва между тем, к чему стремится душа, и тем, чего жаждет тело.

Мидраш приводит притчу о солдатах, с победой возвращающихся домой. По пыльной дороге идет усталый, но довольный полк солдат. Их встречает старик и, пока те устраивают привал, говорит им: Чему вы рады? Тому, что выиграли битву и разбили врага? Еще больший враг ждет вас дома. Еще более горячая битва испытает ваше мужество. Тот враг живет внутри вас. Его имяваши страсти и желания.

С кем вы воевали за границами отечества? С войском, которое разбежалось. Но ваш внутренний враг не отступит ни на миг. Земные враги вынуждены собираться с силами, чтобы ударить снова, или пойдут на перемирие. Внутренний враг пере­мирий не знает. От земного врага вы можете убежать или откупиться. Внутренний враг всегда стоит против вас, и он не берет трофеев или контрибуций. От внешне­го врага мы можете отгородиться частоколом военного лагеря. Внутренний враг всегда в центре вашей цитадели. Он уже ведет бой. Он в вас. И он безжалостен!

Пора научиться давать себе отсчет: кто в нас принимает то или иное решениемоя душа или мое тело? Кому это надо? Кто поставил этот вопрос на повестку голосования и протащил его через наш внутренний кнессет? Душа или тело?

Человек курит. Однажды он решил начать курить. Почему? Почему я вдруг испугался, что на меня будут смотреть, как на ребенка, если в на­шей компании все остальные мальчики взяли в рот по сигарете? И почему я всю жизнь должен нести взятое перед телом обязательство, если уже те­перь я вижу, насколько пагубна эта привычка для того же тела?

Человек все время находится на ничейной полосе между двумя фронтами, ко­торые обмениваются тяжелыми артиллерийскими ударами.

Тело говорит: я хочу спать; душа отвечает: надо подготовиться к экза­мену. Тело ноет: дай сигаретку; душа поучает: прекрати курить. Тело рвется из груди: побежали в дискотеку; душа снова за свое: пошли на лек­цию по иудаизму. Душа: давай жить настоящей жизнью; тело (устало): оставь меня в покое, лучше пожить всласть пару лет и умереть, чем мучиться на твоих лекциях до ста двадцати.

Вот в какой битве мы участвуем постоянно. Тело уходит от ответственности. Оно хочет убежать от всего, ради чего надо прикладывать усилия (в том числе телесные!), а результаты будут только в далеком будущем. Телу все надо сейчас!

Тело убегает от проблем. Оно стремиться только к удовольствиям. Оно нахо­дится в вечном побеге. Куда оно бежит? От жизни к смерти.

Об этом мы уже говорили. Теперь мы нашли того, кто за этот побег отвечает. Кто его инспирирует. Бегство до самого конца.

Душе нужна жизнь, чтобы выполнить поставленные задачи. Ей нужно будущее. Тело нужно только настоящее. Ради него оно может пожертвовать будущим. А поэтомуникаких долгосрочных программ. В том числе по оздоровлению само­го тела!

Познакомьтесь со своей душой. И познакомьтесь со своим телом. При появле­нии любого желания отмечайте, кто за него отвечает.

Главное свойство вашей души: она хочет жить. Каждой своей клеточкой, или, если хотите, всеми своими фибрами. Т.е. полноценно и без всяких заменителей.

Главное свойство тела: оно хочет покоя. Теперь, сейчас. На месте. Оно мечтает о состоянии полного покоя. Чтобы его не ломали, не насиловали, не звали неизве­стно куда. Тело может испытать радость напряжения, но только для того, чтобы потом погрузиться в отдых. Оно больше всего боится усилий, которые не будут награждены покоем. Произнесем страшные слова: оно хочет смерти. Ибо только тогда тело достигнет полного покоя, которое уже ничем не будет прервано.

Составьте список желаний и предпочтенийотдельно для души и для тела, в каждом конкретном случае. Как только в вас шелохнется нечто, требующее решения, посмотрите, кто является инициатором. Если душа, то попробуйте пре­дугадать, чем ответит тело. Каким побегом, уходом во что? Если инициатор тело, то как поведет себя душа?

Это и есть битва свободной воли. Знайте, что ни одно ваше решение не прини­мается без внутреннего боя двух ваших ипостасей: души и тела.

Научитесь различать их голоса в той симфонии, которую вы исполняете. Если вы не научились их различать, то считайте, что попали в засаду: вы делаете не то, что действительно хотите, а то, о чем вам кажется, будто вы это хотите.

 

Главные пункты Третьего уровня, который называется "Душа и тело":

а) познакомьтесь со своими душой и телом,

б) научитесь различать их роли в вашем принятии любого решения.

 

 

10. Четвертый уровень: отождествляйте себя со своей душой

Как только мы научились во всех проблемах различать желания тела и души, сразу встает вопрос: чью сторону принять? Чьи интересы отстаивать?

Остаться в стороне от битвызначит отстраниться от ответственности за принятие собственных решений.

Такое часто случается. Человек оправдывается в совершении про­ступка такими словами: что я мог поделать, уж очень захотелось, скажем, выпить, что было дальшене помню. Это не оправдание, по крайней мере не слова, которые можно было бы учесть при установлении вины обвиняемого. Они утяжеляют его вину, а не облегчают. Так происходит не только с преступниками, но и с каждым, кто не умеет контролировать свои действия. Мы умеем. Поэтому не стоим по ту сторону кромки поля, на котором происходит матч, а сами ведем игру.

Понятно, что если принимать чью-то сторону, то только не тела. Ведь оно тя­нет нас в болото инертности и успокоения.

Будем отожествлять себя со своей душой!

Я и есть моя душа. По крайней мере, в битве с телом.

Важное замечание: телоотнюдь не обуза или враг, которого во чтобы то ни стало надо разбить и преодолеть. Тело нам дано как вместилище души. В матери­альном мире душа не живет, не будучи облаченной в материальное тело. Телоодежда. Само по себе оно, как и любой элемент материального мира,не плохое и не хорошее. Все зависит от нашего использования тела.

Чтобы душа жила в теле, за последним надо ухаживать. Мыть, кормить, оде­вать,если хотите, беречь, как драгоценный дар, данный нам на время Творцом. Мы должны постараться вернуть его Хозяину таким, каким взяли его у Него. Отсюдазапреты на все, что вредит здоровью человека.

Если тело хочет есть, его надо накормить. Если ему холодно, его надо обо­греть. Заметьте, при всех подобных требованиях, душа не выступает против тела. Все происходит естественно. Человек хочет естьи совершает действия для удовлетворения своего желания.

Но как только тело, насытившись, просит ещеуже не для утоления голода, а извините, для обжорства, тут же выступает наша свободная воля, которая гово­рит: стоп, хватит, лишняя порция пойдет тебе уже не на пользу, я протестую. И попробуйте в таком случае остаться безучастным соучастником их диалога. Ничего не получится,надо или объявить, что аргументы тела более весомы (рефери поднял руку победителяим оказалось тело) или что душа на этот раз права: набивать живот не стоит (я, рефери, поднимаю руку другого борцадуши). Все зависит от того, на чьей мы стоим стороне.

Так вот, принимайте сторону души! Не позволяйте телу приказывать вам. При­казывайте своему телу сами.

Действительно, телоне что иное, как "инструмент" нашей жизни. Оно подобно автомобилю, на котором мы совершаем далекую поездку под названием "Жизнь". Автомобиль требует ухода, иначе мы не приедем в пункт назначения. Его надо изредка чинить, заправлять по пути го­рючим. Наливаем в бак ровно столько бензина, сколько требуется. Огра­ничениевеличина бака и наши денежные ресурсы. Если автомобилю дать волю, он потребует больше бензина, чем в него влезет. Его "автомобильная" розовая мечтазалиться до краев кабины бензином и стоять на обочине, тихо урча от счастья. Он не ехать хочет, а стоять. Не понимая того, что создан совсем для другого. Но если мы умеем управ­лять своей машиной, то она не предъявляет нам никаких претензий, умело справляясь со всеми трудностями долгого пути. Так на чьей мы с вами стороне? Кто мыавтомобиль или тот, кто в нем едет?

Чтобы удовлетворить нужды вашего подлинного "Я", говорите "я хочу", как только услышите, что ваша душа говорит: "я хочу".

Сотрудничество с телом начинается тогда, когда человек умом отделяет себя от того, что хочет тело. Тело говорит: мне голодно; вы тут же говорите: телу голод­но. Не говорите (сами себе): я хочу спать; говорите: мое тело хочет спать. Такой контроль над желаниями тела позволит вам различать разумные его требования от неразумных.

Ранее утро. Звенит будильник. Через полчаса начнется лекция. Ваше тело говорит: я еще хочу спать. Вы настолько научились справляться со своим контролем, что моментально реагируете: мое тело все еще хочет спать. И тут же добавляете: а я не хочу! И встаете с постели.

Различать законные и обоснованные требования тела от надуманных совсем не сложно.

Поздний вечер. Вы засиделись над конспектами к завтрашнему выс­туплению, на котором надо будет доказать, что вы совсем не зря носите звание академика. Тело начинает зевать (оно зевает, а не вы), его клонит ко сну, оно говорит: я хочу спать. Вы быстро решаете, стоит ли вам мучить тело дальше, и взвешиваете, что важнее: поработать еще немного над одним местом доклада, но выглядеть завтра усталым, или лечь спать вместе с телом, рискуя завтра нарваться на неприятный вопрос академика Сидорова, почуявшего, что тема в одном пункте чуть-чуть не доработана.

Знайте, что, если вы отождествляете себя со своим телом, вам никогда не до­стичь цели. Оно всегда будет вам мешать до нее добраться.

 

Главные пункты Четвертого уровня, который называется "Самоотожествление с душой":

а) постоянно отделяйте себя от того, что хочет ваше тело,

б) удовлетворяйте запросы тела, если они не противоречат вашим интересам; в противном случае смело их игнорируйте,

в) отождествляйте себя с вашей душой.

 

 

11. Достижение внутреннего мира

Тора, описывая мысли человека, пользуется двумя выражениями: о праведнике"он говорит своему сердцу"; о злодее"он говорит в своем сердце".

О злодее Эсаве: "И сказал Эсав в своем сердце: ...убью Яакова, своего брата" (Берешит 27:41). Он говорит "в своем сердце", изнутри. Он и есть его сердце. Т.е. злодей отождествляет себя со своим сердцем. Ему важны желания тела. Он и его телозаодно.

О царе Давиде (Первая книга Шмуэля 27:1): "И сказал Давид своему сердцу: ...спасусь-ка я в землю Плиштим". Не тело диктует праведнику, а он телу.

Все мы хотим обрести покой во внутреннем мире. Для этого надо как-то реаги­ровать на запросы, предъявляемые главными участниками этого внутреннего мирателом и душой. Плохой человек (или просто слабый, что, честно говоря, одно и то же) пытается обрести внутренний мир, имея душу, которая слепо идет на поводу у тела. Праведник поднимает свое тело до того уровня, на который подни­мается его душа.

Это очень важно: не игнорировать тело, поставив его куда-то в угол на задвор­ки; но и не делать из него кумира, одно слово которого воспринимается, как царс­кий приказ. Оба путикрайности.

Кстати, так ведут себя христиане, которые объявляют человеческое тело гре­ховным изначально. Идеал их религиичеловек, ушедший в скит, отвернув­шийся от всего земного, истязающий свою плоть. Ему стыдно думать о плотских наслаждениях. Он должен дать обет безбрачия и строгого поста. (Другое дело, что не у всех "мирян" это получается; но идеал тем не менее остается идеалом.)

Иудаизм считает такой подход в корне неправильным. Тело дано человеку для того, чтобы поднять его, освятить, превратить из сосуда желаний и неконтролиру­емых страстей в орган святости и чистоты. Еврей освящает плотское соитие между мужчиной и женщиной, превращая его в духовный союз двух свободных душ. Отказывая себе в таких грехах, как обжорство и пьянство, считая их за проявление пустоты и глупости, еврей освящает еду, которую ест, благословением, как бы принося ее на жертвенник Храма, а над бокалом вина совершает кидуш, освящая субботний день. В функциях плоти нет ничего постыдного, когда человек умеет ими управлять. Тело не тянет человека в глубины ада, а помогает ему подняться до высот рая. Если, конечно, правильно им владеет.

Но чтобы держать свое тело под контролем, надо быть умным. Поэтому надо выбрать верную тактику. Лучше всего подойдет тактика, которую использует само тело. Применяя ее, оно пытается вынудить вас совершить то, что вы (т.е. ваша душа!) совершать не хотите. Что это за тактика?

Предположим, вы решили начать соблюдать диету. Насушили сухарей, разложили на газетке, сидите жуете, радуетесь летнему деньку. Вдруг по­является сосед Степан, искуситель. У него в руках жирный кусок шоко­ладного торта, покрытого густым аппетитным кремом из ванили, орехов и прочей ерунды. Он его протягивает вам. Ваша первая реакция: "Нет! Я соблюдаю диету". Но тут же включается внутренний тонкий голосок, это заговорило ваше тело: "Возьми кусочек, мазохист. Малюсенький. Он тебе не повредит. Потом окончательно завяжешь"... Заметили, тело не режет правду-матку: "Плюнь на диету. Хорошо быть толстым, упитанным и жирным". Оно знает, что такие доводы вы отвергните. Поэтому оно пытается запутать следы, делая вид, будто соглашается с вами, но пред­лагает временную передышку на выбранном вами правильном пути. "Сядь на пенек, съешь пирожок".

Вы должны быть хорошо знакомы со своим телом. Оно вас любит. Но себя лю­бит еще больше. Не дайте увлечь себя этой любовью. Не поддавайтесь на прово­кации. Знайте, что, однажды уступив часть плацдарма, вам придется потратить много сил, чтобы отвоевать проигранное и вернуться на старые позиции.

Тело безжалостно и не знает милосердия. Если вы дадите ему палец, можете читать кадиш по всей руке.

Теперь вы знакомы с его тактикой. Применяйте ее же! Побейте врага его соб­ственным оружием. Вот несколько главных пунктов этой тактики: наступайте на тело терпеливо, но упрямо; будьте безжалостны, не поддавайтесь на его призывы о перемирии; пользуйтесь его терминологией, говорите ему, что все, что вы делае­те, полезно ему и что вас интересуют только его интересы; но и не обижайте свое тело, иначе оно взбунтуется или сломается.

Разговаривайте с ним ласково, но так, чтобы оно понимало, что за вашей мяг­костью стоит непреклонность. Поэтому напрасны все его надежды вас переиграть. Телу останется лишь покорно признать ваше старшинство, надеясь, что и на его долю выпадут какие-то удовольствия.

Мы только что сказали, что тело нас понимает. Если кто-то по старинке считает, будто у тела нет понимания, то ему срочно надо заняться элементарным самообразованием. У вашего тела ровно столько способностей к мыслительной деятельности, сколько у вас самих. Ибо мозги человека на равных предоставлены всем, кто ими хочет пользоватьсятелу и душе. Оникак компьютерный банк данных, свободный доступу абонентов.

Тело наравне с вами пользуется вашим мозгом и всем, что в нем содержится. Если дадите телу командовать вашими мозгамиходить вам в двойном рабстве. Если мозгом будете безраздельно владеть вы (а также мыслями, памятью и пр.), телу будет некуда деться и оно тоже бросится с радостью вам служить. Будьте разумны!

Вы хотите начать делать физические упражнения по утрам. Не говори­те своему телу: "Сегодня 50 отжиманий, и завтра тоже, и послезавтра!" Скажите ему: "Извини, но это в первую очередь надо тебе, сегодня ровно пять минут, а потом сидиотдыхай". И тело, как послушный и люби­мый пес, с удовольствием пойдет за вами.

Ваше тело удобно расположилось напротив телевизора. Не говорите ему: "Встать, срочно выключить ящик! Шагом марш в библиотеку!" Ска­жите мягче: "Пошли, поучимся с часик, а потом досмотрим программу". Бросьте ему кость. Выиграйте раунд.

Понемногу вы обретете власть над своим телом. Оно поймет, что ему выгодно не сопротивляться, а поддерживать все ваши начинания. Оно начнет с уважением относиться ко всему, что просит душа. И скоровот увидитеоно начнет выдавать себя за инициатора того, чему еще вчера отчаянно сопротивлялось.

Спортсмены знают это свойство организма. При увеличении трени­ровочных нагрузок тело поднимает восстание. Но уже через пару месяцев оно первым начнет кричать, как только вы переведете его на старый ре­жим. Оно уже привыкло. Оно начинает считать текущую ситуацию своим нормальным состоянием, принимая в штыки любую попытку это состоя­ние изменить: "Эй, парень, ты лишил меня удовольствия от разминки, что случилось?"

Тело умеет радоваться. Его радость сродни удовлетворению консерватора, ко­торый видит, что изменений в его положении не предвидится. Доставьте ему эту радостьприучив делать то, что нужно вам! И очень скоро вы обнаружите, что никто так не стоит на охране интересов вашей души, как ваше тело.

Как видим, тело умеет радоваться тому, чего еще недавно от него требовала душа. Но душа такой радости не знает. Она никогда не смириться с любой побе­дой тела, совершенной против воли души.

 

Итак, мы можем дописать пункты к тем, что вошли в Четвертый уровень:

а) используйте тактику тела: в битве против него будьте настойчивы и безжалостны,

б) дайте телу понять, что вы с ним заодно; говорите с ним ласковым языком,

в) поступайте вопреки желаниям телаи оно обретет радость; радуйтесь вместе с ним!

 

 

12. Пятый уровень: сделайте волю Всевышнего своей волей

Мы знаем, чью сторону принимать в битве между душой и телом. Но упаси нас Б‑г спрашивать себя: "Чего просит моя душа в противовес тому, чего хочет мое тело?"

Как вы думаете, что плохого в таком вопросе?

Можно сидеть и терпеливо ждать, чего захочет душа, чтобы по первому зову броситься выполнять ее запросы. Но неорганизованная душа подобна маленькому ребенку: она не ведает, чего ей хотеть в нашем материальном мире. Она четко знает, что ей не нравится, и поднимет яростный крик, как только тело предложит ей что-нибудь непотребное на ее духовный взгляд. Но что ей самой хотетьона не всегда знает.

Душе надо помочь. Иначе все наши решения очень скоро превратятся в комен­дантский час для всех поползновений тела. А что есть позитивного "за нашей душой"?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать, откуда душа происходит. А проис­ходит она из самых высоких аристократических семей: она царская дочь в нашем крестьянском мире, который одержим заботой о хлебе насущном и прочих мате­риальных составляющих бытия.

Наша душаот Всевышнего. И она мечтает приблизиться к Нему. Понимая, что она спущена в мир для решения определенных задач, она не улизнет от нас при первой возможности. Но ей надо постоянно поддерживать контакт с Тем, Кто ее сюда послал.

Она спрашивает: "Чего хочет от меня мой Небесный Отец?" Мы, научившиеся отожествлять себя с душой, задаем тот же вопрос: "Каково желание Всевышнего?"

В этом и заключается высшее проявление свободной воли.

Я не теряю собственной индивидуальности, когда полностью подчиняю свои интересы желаниям Всевышнего и когда пытаюсь выяснить, чего Он от меня хочет,чтобы в точности сделать так, как Он хочет. Наоборот, в этом моя индивидуальность проявляется ярче всего.

Человек, достигший такого уровня, поднялся на высшую ступень бытия. Он использует свою свободу полного выбора для того, чтобы слиться с самой разум­ной и мощной силой во вселенной[10]. Он установил контакт с Бесконечным.

На языке мудрецов эта истина звучит так (Авот 2:4): "Исполняй Его волю, как свою,тогда Он исполнит твою волю (твое желание), как Свою. Откажись от своего желания, идущего в разрез с Его желанием,тогда Он отменит желания других людей, идущие в разрез с твоей волей".

Комментарий: узнай Его волю, для этого учи Тору, учись исполнять заповеди, ибо заповеди иудаизмаэто Его желание, адресованное тебе! Исполняй Его волю, как свою,с той же искренностью и сердечностью, с которой человек исполняет свою волю. И тогда Он исполнит твои желания, как Свои,потому что твои желания ни в чем не будут противоречить тому, для чего ты сотворен.

Мы уже говорили, что противоречия между телом и душойэто на самом деле противостояние между жизнью и смертью. Тело хочет покоя, полного покоя; душа жаждет жизни и деятельности. Она пришла в мир не для того, чтобы есть, пить и искать удовольствий в общении тел противоположного пола. Она пришла работать! Для этого ей нужно сильное умелое тело, которое, для того чтобы слу­жить душе, должно и есть, и пить, и уметь воспроизвести себя, не нарушая общих установок на святость. Ибо душа свята. Ей претит все, что не свято. Она алчет вечности, бессмертия.

Стремление к сохранению жизни – зов души. Поиск телесных удовольствийголодный рык тела. Душа знает, что обрести бессмертие можно только путем воссоединения с Бесконечным.

Именно это имел в виду Всевышний, когда призвал нас: "Выбирай жизнь!"[11].

Сделайте Его волю своейи вы обретете весь мир. Станете равными партне­рами в Сотворении нашего мира. Ибо мир все еще творится. Ежедневно, ежесе­кундно. Творится нашими с вами руками. Поэтому встаньте в ряды творителей, покинув тех, кто разрушает.

 

Подведем итоги:

Первый уровень. Займите активную позицию. Мир сделан для васдействуйте!

Второй уровень. Не позволяйте собой манипулировать. Вы достаточны взрослы для того, чтобы иметь и преследовать собственные интересы.

Третий уровень. Отделите интересы души от интересов тела.

Четвертый уровень. Отождествляйте себя со своей душой.

Пятый уровень. Познакомьтесь с волей Всевышнего. Сделайте Его волю своей волей.

 

 

ЗАМЕЧАНИЯ

Вы, конечно, сразу заметили, что все, что в статье называется желаниями, запросами и требованиями тела в его битве против нашей бессмертной души, на самом деле носит название йецер-ара. Под этим термином Тора понимает заложенное в человеке стремление ко всему плохо­му. Оно как бы встроено в него, дано изначально. Ассоциируя его с телом, мы не делаем большой подмены, потому что йецер-ара на самом деле ориентирован главным образом на мир телесного, материального существования.

Для серьезного знакомства с ним очень полезно, хотя бы на начальном уровне, связать его впрямую с телом[12]. Так мы научимся слышать его "голос" в себе, поймем его тактику, обнаружим его сильные и слабые стороны.

Теперь, после статьи понятно, что присущее нашей природе влечение к злу не настолько ужасно и вредно, чтобы стремиться его искоренить. Напротив, оно нам нужно, без него нет союза души и тела. Все, что требуется от разумного человека – научиться использовать свой йецер-ара. Потому что он – часть нас самих.

Философы говорят: то, что мы есть, является результатом поиска того, чем мы можем быть[13].

У нас есть шансы удачно осуществлять этот поиск или неудачно. Но каждый человек внутренним чутьем знает, что он для чего-то создан. (Атеист употребит более стерильную формулировку: каждый человек знает, что он что-то может.) К реализации этой заданной в его природе потенции человек и стремится.

Мы могли бы перефразировать высказывание философов и сказать, что человек есть то, что он делает. Т.е. он – не что иное, как все его дела, поступки, если хотите – слова и мысли. Он сам формирует себя. Человек – как союз души и тела. Потому что оба – и душа, и тело – участвуют в принятии решений. (Дру­гое дело – кто ведет партию первой скрипки?)

Когда в статье предлагается отождествлять себя с душой – это прекрасный совет. Но с одной поправкой. Человек – это не его душа. Вернее, не одна душа. Оба они – и небесная душа, и земное тело – имеют доли в общей архитектуре наших личностей. Действительно, живет же на свете множество людей, которые прекрасно отождествляют себя со своими телами – и только с ними – и от этого не перестают называться людьми. Правда, ведут они при этом, как бы помягче сказать, не самое высокое, в духовном плане, существование. Но все же часто поднимаются над материей, проявляя и величие духа, и высокие запросы, т.е. в каждом человеке, как бы он низко ни пал, иногда победу одерживает дух[14].

Любому человеку можно помочь, спасти его от рабства материи – подобно тому как когда-то Всевышний вывел евреев из египетского рабства. Все, что ему нужно – принять сторону души (для тех египетских евреев – принять сторону Моше, принять Тору).

Это очень тяжело, потому что нас, представляющих собой все наши уже сде­ланные дела, тянет назад тело, оно же йецер-ара. Но усилием воли мы наводим порядок на своем внутреннем корабле, где, как оказывается, давно и как-то неза­метно для нас был совершен бунт: мы возвращаем капитана (душу) на капитанс­кое место, а бунтаря-кока (йецер-ара, большого специалиста по телесным радос­тям) отправляем вниз на камбуз.

Нам, российским евреям, это по силам. Мудрости нам не занимать. А тяги к ду­ховности в нас не меньше, чем в бывших египетских рабах. Выбираем жизнь!



[1] И добавляет: "Назначение этой способностипознание Всевышнего".

[2] Надо добавить – правильный выбор.

[3] Мы не говорим об умении "держать удар" или уклоняться от удара. Оба эти способаметоды ведения борьбы. Мы говорим о побеге от борьбы. Об акте трусости. О том, что ве­дет к смерти.

[4] Любимая израильская поговорка: хаим ло пикник; последнее слово с ударением на первом слоге.

[5] Идти против общественного мнениятоже серьезное решение. Но сначала внимательно посмотрите вокруг, не выполняете ли вы роль, навязанную вам некой, скажем, маргиналь­ной группой. Примеров может быть сколько угодно.

[6] Вопрос об отношении еврея, соблюдающего заповеди Торы, к тому религиозному обществу, внутри которого он живет, отнюдь не прост. Все знают, что община играет огромную роль в жизни каждой еврейской семьи, входящей в нее. Про евреев так и говорят: живут общинной жизнью. Внутренние правила замкнутого "гетто" регламентировали практически все аспекты существования отдельного еврея. И тем не менее община действует на человека совсем не по тем каналам, что используются для нужд современного общества. Жизнь в общине во все века является для еврея сознательным актом. Ибо община не подавляет, а поддерживает. Да и управляется она не тем, что хотят входящие в нее люди, а тем, чего ждет от евреев Тора. Смотреть на еврейскую общину как на некую самоорганизовавшуюся группу людей – и есть стереотип.

[7] Кстати, приведенная фразаэто тест на наличие стереотипов. Если она вас возмущает, то у вас есть над чем работать и что ломать. Если вы только посмеетесь каламбуру, то ищите свои стереотипы в другой области.

[8] Да, есть счастливчики, которые всю жизнь остаются верными одной линии, выбранной раз навсегда. Но поверьте, эти счастливчики постоянно оценивают свою верность избран­ной линии. Держать руки на рулене значит постоянно сворачивать в сторону. (Или, что то же самое: чтобы ехать прямо, надо постоянно держать руки на руле.)

[9] На одном уроке тут кто-то воскликнул: вот я и хочу жить с наркотиками; как раз то, к чему вы призываете! Хороший пример. Слушатель прекрасно понял урок. Но упустил только одно: как бы, приняв решение, он не лишился возможности принимать его завтра!

[10] Тут обычно следует известное возражение: где свобода, если вы от нее отказываетесь, вручая ответственность за самих себя в руки Всевышнего? Повторяем, это и есть абсолютная свобода! Ибо Всевышний хочет самого полного раскрытия всех потенциалов, которые содержатся в человеческой личности. Творец делает человека индивидуальностью. Поэтому к Нему и надо стремиться.

[11] Кстати, вы заметили, Он не сказал во множественном лице: выбирайте жизнь! Тогда бы этот выбор лежал на всем обществе. Но Он обратился к каждому из нас: выбирай жизнь! Ты выбирай, потому что только ты один может одолеть свое тело со всеми его земными запросами. Общество тут тебе не поможет.

[12] Что, конечно же, не всегда одно и то же. Например: телу не нравится объедаться, нет в нем такого органа, который бы просил: засунь в меня еще кусочек пирога, а потом пару котлеток... Однако мы говорим, что страсть к обжорству несет чисто телесный аспект, по­скольку проявляется в эгоизме и заинтересованности в сиюминутном получении удоволь­ствий. В этом отличие йецер-ара от духовной составляющей нашей личности – в эгоис­тичности. Другой пример: вечером человек предпочитает посидеть лишний час за прият­ной книгой, хотя глаза уже закрываются; утром тот же человек пропускает лекцию, потому что не выспался; в обоих случаях его подводит йецер-ара, хотя направления его действий вроде бы прямо противоположны Надо научиться различать в себе этот голос тела. Не­сколько его свойств мы уже привели в тексте статьи: инертность, консерватизм, безответ­ственность, леность, "плохая память", чувственное восприятие "текущего момента" (бурная радость или тяжелая подавленность). Тело ведет себя, как ребенок. В этом, кстати, отличие ребенка от взрослого человека – он почти полностью находится под властью своего йе­цер-ара, от которого начинается освобождаться к 12-13 годам (отсюда бар-мицва – еврей именно в этом возрасте берет на себя обязанность соблюдать заповеди). "Телесность" легче всего обнаруживается в таких трех качествах, как злость, гордыня (часто проявляется в ви­де зависти) и похоть (она же страсть, доведенный до предела эгоизм). Все они проявляются только тогда, когда мы даем свободу своему "телу". И они же проявляются с положитель­ной стороны как только мы научимся обуздывать свои телесные запросы, научимся вла­деть ими и управлять, используя для достижения более высоких целей. Вот их "поло­жительные эквиваленты": упрямство в достижении цели, чувство собственного достоин­ства, умение получать удовольствие от жизни.

[13] Формулировка М.Мамардашвили. См. его книгу "Как я понимаю философию", Москва, 1992, Прогресс, стр. 87.

[14] Строго говоря, дух в нашем контексте – это и есть душа. Все остальное – тело. К нему надо отнести все, что дано человеку вместе с организмом, здоровьем и прочими "инстру­ментами": темперамент, способность чувствовать, прочие способности творческого ряда. Да-да, как это ни парадоксально звучит, наши способности имеют в значительной степени физическую, а не духовную основу: они нам даны, как даны органы тела, – иногда в поте­нции, которую надо раскрыть, иногда в более открытом виде, и тогда мы их называем талантом, гениальностью. (Строго говоря, они управляются самой низшей, "животной", частью наши души, тем ее "отделом", который называется нефеш.) Возьмем, например, музыкальные способности. Человек может иметь прирожденный абсолютный слух, а может развить то, что в нем скрыто. Но стремиться к самовыражению в музыке или к восприятию музыки – это уже работа духа. Музыкальный талант на этом пути – лишь средство. Здесь талант подобен мышцам спортсмена, при помощи которых он поднимается на высокую гору; без мышц он сидел бы дома. Все это – тело. Но поднявшись, он стоит, очарованный прекрасной панорамой земли, представшей перед ним. Как видим, не будь тела, не было бы праздника для души. То же самое с музыкой – не будь музыкального слуха (или математических способностей и т.п.), не было бы наслаждения творчеством.

Теги: Мусар