Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что сильнее – запрет или разрешение?

30 сентября 2009, 07:12

Отложить Отложено

Иногда в Гемаре (это Талмуд) встречаешь места, которые удивляют свой силой и неожиданностью. Ученики проходят их как должное, то, что обычно и заурядно. А я каждый раз останавливаюсь, как будто все вижу впервые. Примерно так оно и есть – впервые.

Пример. В самом начале второй страницы пятого листа трактата "Кидушин" приводится некий логический вывод на тему – каким способом обычная женщина становится женой. Как известно, есть несколько способов, два из них: (1) дать ей некий обладающий ценностью предмет - кольцо, деньги и т.п. (если женщина принимает его из рук мужчины с желанием стать женой – она с этого момента жена); (2) другой способ – дать ей документ (называется ктуба). Для каждого из способов есть свой особый стих в Торе.

И вот Гемара занимается таким вопросом. Кроме женитьбы есть и развод. Он тоже делается неким образом. Обычно это выдача документа, который называется гет. Для этого случая тоже есть стих. И здесь Гемара спрашивает: если есть стих для женитьбы при помощи денег и известно, что деньгами развестись нельзя, а только гетом, то нельзя ли отсюда выучить (получить логическим путем) закон, согласно которому можно жениться при помощи документа? Т.е. зачем нам нужен в Торе стих о женитьбе при помощи ктубы?

Вывод такой: если деньги не выводят женщину из замужества, но могут ввести ее в замужество, то документ, который выводит женщину из замужества, – тем более может ее ввести в замужество!

Уверен, что в такой форме трудно понять, в чем дело, верно? А вот сейчас объясню – и все станет на свои места. После чего последует бомба!!

Свободная женщина (до замужества или после) разрешена всему миру. За кого хочет, за того и выходит замуж. В то время как замужняя женщина запрещена всему миру, кроме своего мужа.

Т.е., выходя замуж, женщина переходит из состояния разрешения в состояние запрета. А когда разводится, наоборот: из состояния запрета переходит в состояние разрешения.

Так вот, деньги могут перевести женщину из разрешения в запрет (при их помощи она выходит замуж), а вывести из запрета в разрешение деньги не могут. Т.е. порог разрешения как бы выше порога запрета. Смотрим на документ. Гет легко преодолевает порог разрешения (с его помощью разводятся). А раз так, то более низкий порог документ (ктуба) тем более преодолевает.

Вывод: для Гемары очевидно правило: порог запрета ниже порога разрешения. Чтобы разрешить, надо обладать большей силой, чем в случае запрета.

Силен тот, кто разрешает другим, а не запрещает. Человек, боящийся нарушить запрет (скажем, нравственный), на всякий случай запрещает себе многое, если не все. Так поступают те, кто не учится. Человек, изучающий законы, не спешит запретить (это легко), но ищет способ, не нарушив, разрешить (такова сила изучения).

Не говори другим "нельзя", это легко - не в этом сила. Ищи возможности разрешить. И если нашел, смело разрешай!

Теги: Талмуд