Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Малый Котель

Авраам Коен

Существуют ли пророки сегодня?

Отвечает Рав Меир Мучник

Менахем Ав

Рав Гедалия Спинадель

Как узнать точное время новолуния?

Отвечает Рав Зеев Гершензон

Сегодня читаем главы Матот и Масэй

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Оправдать неоправданное

28 августа 2014, 15:45

Отложить Отложено

Сначала анекдот-притча, только сегодня услышал, честно. Занятия в колеле начинаются в девять. Сидит человек и учит Гемару. Вдруг звонок. Звонит его товарищ: "Хаим, я опаздываю минут на семь с половиной. Можешь на моем столе Гемару открыть? Ну, мол, я пришел вовремя и вышел на секунду?" – Хаим отвечает: "Могу, но сегодня йом шлиши (вторник), а во вторник (йом-шлиши) наш рош-колель (раввин) не приходит (библиотечный день?). Забыл, что ли?" – Тот говорит: "Ничего не забыл. Я не для раввина (рош-колель) прошу. А для Ашема (Всевышний), Он-то всегда с нами!"

Если кому не смешно, то и не надо. Просто вопрос: кого он хотел обмануть?

Да и обман ли это? Т.е., понятно, что обман, но дело в том, что мы обязаны каждого еврея в любом его действии, даже не самом красивом и праведном, стараться оправдать, найдя для него скрытый механизм оправдания, если понятно о чем я пишу. Называется ладун-лехав-зхут. Кто не знаком с ивритом, тоже неважно. Но правило такое есть!

А раз так, то как этого смешного обманщика можно оправдать? Задача не из самых сложных. Надеюсь, сами справитесь.

**

История про раби Ицхака, адмора из Ворки. Славился тем, что видел в каждом человеке только положительную сторону. Плохих евреев он вообще не встречал. (Не то, чтобы они его стороной обходили, а просто их в его время не было.))

(Отступление 1. Это трудное искусство – видеть в людях хорошее и не видеть плохое. Но ведь если многие из нас видят в себе хорошее, то оно есть и в других людях, логично? Нет человека без положительных сторон, за которые его следует любить. Трудно разглядеть – да, иногда трудно. Ну так, по крайней мере, не будем отказывать другим в том, что они тоже имеют хорошие качества – не мы одни! И если их трудно рассмотреть – то хотя бы удалимся, не зацикливаясь на плохих сторонах оппонента, которых, вполне возможно, нет в данном человеке. Скорее всего нет. Просто нам показалось, что есть, но мы ошиблись!)

Так вот, адмор из Ворки говорил, что нет плохих людей, а есть такие, которые плохими выглядят. На самом деле они несчастны, им трудно держаться наплаву, они удручены, на всех обижены – но они не виноваты (ибо и для нас бывают в жизни трудные моменты).

(Отступление 2.  Есть люди несчастные, которые считают себя обойденными счастьем. Про них говорят, обиженные судьбой – не те, кого судьба обидела, а те, кто думают, что их судьба обидела.

Это как билет на экзамене. Один достал – и решил, что ему не повезло, после чего плохо ответил, не сдал экзамен, вылетел из института, пополз вниз по наклонной. Говорит – началось с того билета.

Другой вытащил тот же билет – посидел, подумал, ответил – сдал зачет-экзамен, стал хорошо учиться, получил специальность – жизнь удалась. Говорит – началось с того билета. То же самого билета!)

Так вот, адмор из Варки всегда радовался каждому еврею, который соблюдал заповеди. Даже если он соблюдал их ради денег (ужас, не правда ли?).

Однажды он оказался на постоялом дворе. Увидел, как хозяин заботится о клиентах – похвалил его за прекрасное соблюдение заповеди гостеприимства.

Кто-то скептически заметил: ребе, он не заповедь соблюдает, он деньги зарабатывает. Дескать, он потому и соблюдает – чтобы заработать.

Ответил: наоборот! Он потому и получает эти деньги – чтобы у него была возможность соблюдать эту заповедь!

**

О необходимости хорошо судить о евреях сказано в стихе про молитву Авраама перед Всевышним по поводу Сдома (Берешит 18:23): "И резко подошел Авраам (вайигаш Авраам) – и сказал: неужели Ты погубишь праведника вместе с нечестивым?"

В Мидраш-Танхума сказано (на Вайера): сказал раби Пинхас Акоэн бар Хама: Всевышний не хочет приговаривать смертных. Как сказано у Йехезкеля (18:32): "Потому что Всевышний не хочет смерти умирающего – исправьтесь и живите!"

Вопрос: и как поступает Всевышний, чтобы спасти евреев? Ответ: ищет причину для такого спасения. А именно – ищет того еврея, который оправдает свой народ перед Ним – и тем спасает евреев. Тот еврей спасает – один – весь народ!

Другими словами, от нашей способности оправдывать других зависит жизнь всего народа!

**

Написано для судей (раздел Шофтим в книге Дварим 16:18): "Судите народ справедливым судом".

Это не только судьям, но и нам.

Мудрецы (в Мидрашах) учат: оправдывайте поступки других евреев перед Всевышним. Так написано про Гидеона бен Йоаш (Ш. 6). Евреев поработил Мидьян. Всевышний сказал, что евреев спасет только тот, кто оправдает их перед Ним (ведь они низко пали – за что и пришли враги). Таким оказался Гидеон. К нему пришел ангел и сказал от имени Творца – иди с этой силой (стих 14) и спаси Израиль. Т.е. оправдать евреев – это великая сила!

Так и надо понимать наш стих Торы – Танхума.

(С видео-урока "Найти и т.д.")

Теги: Мусар, Недельный раздел, Видеоурок

Оставить комментарий

53 комментария

Yehuda69, 29-08-2014 04:20:15

Просьба книгу для Ашема открыть, было не в смысле показать как будто он присутствует, но вышел за кофе; а сделать маленькое усилие на счет опаздывающего.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 10:22:52

Ну, что-то в этом есть. Вроде как послание на небо: "Видите, я не просто опаздываю. Душой я уже на месте. Очень хочу учиться. Бегу".

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 29-08-2014 11:05:53

А отвлекать товарища от изучения Торы из-за такой глупости - даже на несколько минут - ИМХО, ещё хуже. Сам не учишься - дай учиться другим, по крайней мере.
Шабат Шалом!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 11:37:23

Я просил его оправдать, а вы отругали. Ругать просто - у нас задача важнее!

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 29-08-2014 12:34:45

Ну, хорошо. Оправдание 1 - это то, что, хотя он знает, что опаздывать в колель нехорошо - битуль Тора, как-никак - он всё-таки терзается угрызениями совести, а не того, "что скажут другие". Доказательство - когда выяснилось, что рош-колеля нет, он не отменил свою просьбу. Мог ведь просто заявиться на полчаса позже ("если спросят - у меня и так оправдательная причина - жену / детей в поликлинику отводил / старушку через дорогу переводил / пробка была неожиданно больше"), без всяких сантиментов. Оправдание 2 - что упомянул Всевышнего в своем диалоге, что показывает его крепкую веру в то, что "Он всегда с нами". Нам бы всем такое упование. :-)
Так лучше?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 12:40:19

Так превосходно! Правда, остаются вопросы.
(1) Зачем, терзаясь совестью, не отменил просьбу. Т.е. ваше "доказательство" на самом деле возражение.))
(2) Мог бы упомянуть Ашема без просьбы открыть "для Него" книгу.
Вопрос ставим по-другому: для кого послание с открытой книгой?

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 29-08-2014 12:54:28

Ну, если идти в духе оправданий, то:

1) Не отменил просьбу, чтобы показать, какой он последовательный (а не конформист, меняющий свое поведение как хамелеон - цвет шкуры);

2) Мог бы, но когда упоминают имя Всевышнего - это уже звучит убедительнее, особенно для верующих евреев. Что свидетельствует о мудрости опаздывающего. Скажем, если один подрядчик говорит "завтра всё будет готово", а другой "если будет на то Воля, то закончим, с Б-жьей помощью, до субботы" - какого Вы предпочтёте?

Послание с книгой: 1) для себя (самоуспокоение, чтобы совесть не грызла); 2) для рош-колеля (перестраховка - вдруг поменял планы и вернулся в колель); 3) для товарища (чтобы не думал, что такой-сякой прогульщик - а всё время об учебе думает!)

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 13:06:48

1) Последовательность или упрямство? ))
2) Упомянул Имя? - Для чего? Для обмана?
Послания:
1) Для себя? - По телефону товарищу?
2) Для рош-колеля - это хорошо, но всегда в другой ешиве по вторникам, всегда.
3) Для товарища? Хороший ответ. Только если он специально говорил по телефону - чтобы потом эту беседу пересказывали как анекдот. Так, кстати, и получилось. Но это уже не оправдание. А мы ищем оправдание!

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 29-08-2014 13:35:24

1) Последовательность, ведь требовалось оправдание.
2) Для обмана - не дай Б-г! (по той же причине). Вроде мыслей вслух, молитвы, случайным слушателем которых стал товарищ. "Всевышний, Ты всегда с нами, и Ты заповедовал нам изучать Твою Святую Тору. Не ангелам дал Ты её, а смертным из плоти и крови, которые не всегда могут прийти вовремя в колель и учить её как полагается. Да будут угрызения совести и стыд, который я сейчас испытываю, разговаривая с хаврусой, прося его о глупом и бессмысленном одолжении, малой толикой искупления за битуль-Тора семи с половиной минут. Вайи ноам..."

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 17:31:10

1) Упрямство - упрек, а не оправдание.
2) Сам свой поступок назвал глупым?

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 29-08-2014 17:43:10

Противоречит мишне в Пиркей Авос о четырех приходящих в бейс мидраш. Если есть награда за приход без учебы то есть награда за открытие книги.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 29-08-2014 12:44:40

Кстати, Бах пишет, что нельзя учащемуся уходить и оставлять книгу, по которой он учился, открытой. Шах пишет: известно мудрецам истины, что есть ангел по имени "шин-далет" - шомер дапим (хранитель листов), который ответственный за провалы в памяти для тех, кто оставляет эти листы открытыми и уходит.
Получается, что прилежный товарищ, если он хотел позаботиться о том, чтобы его опаздывающий друг не забыл свое учение, просто бы проигнорировал просьбу открыть книгу...
Это вроде как оправдание товарища.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 13:07:48

Это как раз легко. Ему не надо было говорить, на какой странице открыть книгу. Дети знают.

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 29-08-2014 13:38:11

Это типа как открывают молитвенники в синагоге на первой страницы, чтобы показать, что место занято, и выходят? Или, не уточнив на какой странице, можно понять, что можно не открывать вообще?

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 29-08-2014 13:41:26

Они же вместе учатся - значит, предположительно один и тот же лист. Если это не колель, где учат семь-листов-в-день...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 17:32:19

На титульном листе. Чтобы было видно, что пришел, поучился, теперь отлучился на минутку - оставив книгу открытой на титуле.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 29-08-2014 16:21:55

Вы правы, но с другой стороны ответ зависит от отношений между партнерами по изучению Торы. Вспомните что случилось с р. Иохананом когда не стало Рейш Лакиша. Тора, выученная в одиночку, записана в сефер зихронос одиночки, а если вдвоем, то в два сефер зихронос и потому устойчивее. Если у них близкие отношения, и они учатся и за себя и за другого, и подобные опоздания исключение, то нет проблем.
Я слышал что в израильской армии тренируют спецназ подобным образом: важно не первым прибежать, а еще поднять и помочь другим.

ответить         Ссылка на комментарий
Tvingo, 29-08-2014 12:18:02

Он (друг Хаима) пришел-бы вовремя(а то и раньше), если бы не заповедь, на исполнение которой потребовалось 7,5 минут. Ашем об этом знает, но другие ученики - нет. Вот и попросил у своего друга Хаима открыть книгу,

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 12:34:57

Отлично. Правда, тогда не совсем понятно, зачем он попросил это сделать "для Ашема".

ответить         Ссылка на комментарий
Tvingo, 29-08-2014 12:54:19

Любой ученик, посмотревший на закрытую книгу мог плохо (незаслуженно) подумать о своем товарище. Ашему это неприятно...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 13:02:38

Отличный ответ. Вот только заповедь любви пришли через обман, что немного запрещено, нет?

ответить         Ссылка на комментарий
Tvingo, 29-08-2014 13:10:15

Я в Ваших блогах как-то читал про Платона с истинной...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 13:17:14

Про Платона: нельзя говорить правду, если она обидна.
Наш случай: нельзя говорить ложь (открывать книгу), даже если она никого не обижает.

ответить         Ссылка на комментарий
Tvingo, 29-08-2014 13:38:23

Закрытая книга - это правда о том, что человека не было в установленное время на месте (человеку будет обидно, что о нем незаслуженно плохо подумают). А открытая книга это не ложь. В сердце человека она была открыта еще до звонка своему другу.

ответить         Ссылка на комментарий
Genwug, 29-08-2014 14:36:18

Может парень, что бы побудить себя к интенсивной учебе, когда-то раньше пообещал Всевышнему:
-я буду учится прилежно! Моя гмара в колелле будет отрываться с самого утра....

ну что бы его совсем оправдать, добавим, что он еще сказал "бли недер", но все равно твердо решил следовать своим словам -)

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 17:39:12

Есть у меня видео урок про обещания. Бли-недер - мало когда помогает.
Моя Гемара в колеле будет всегда открыта - такое обещание понимается без уловок. Мы же не древние греки, верно? И Всевышнего не обманешь.

ответить         Ссылка на комментарий
Gidon, 30-08-2014 22:24:13

Ну он дал обещание в такой форме, имея ввиду, что будет учится с утра, как можно понять по содержанию.
Увидел что не успевает и решил исправить ситуацию хотя бы по форме обещания, раз уж по содержанию не выходит.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 30-08-2014 22:32:18

"По форме" не считается, если не сдержал слово "по содержанию". Таковы правила. Тема - "держать слово", "обещание".

ответить         Ссылка на комментарий
Gidon, 31-08-2014 13:53:14

а по содержанию он тоже сдержал, пока добирался до ешивы повторял вслух пройденное.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 31-08-2014 15:45:30

О, это уже лучше. Осталось понять, зачем просил открыть.

ответить         Ссылка на комментарий
Gidon, 31-08-2014 18:32:40

он попросил напомнить ему то-то?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 31-08-2014 20:21:54

Не понял.
То есть, вы хотите сказать, что он сказал ему по телефону: друг, посмотри на такой-то странице и напомни мне что атм написано. Так?
Если так, что что означает весь диалог про раввина и про небеса?

ответить         Ссылка на комментарий
Gidon, 31-08-2014 21:57:33

можно интерпретировать так: (с бооольшой натяжкой правда)

Хаим, я опаздываю минут на семь с половиной. (тут логическая точка, типа поставил в известность
Можешь на моем столе Гемару открыть? это просьба начать учебу по телефону
Ну, мол, я пришел вовремя и вышел на секунду?" тут беспокоится что бы плохо не подумали
– Хаим отвечает: "Могу, но сегодня йом шлиши (вторник), а во вторник (йом-шлиши) наш рош-колель (раввин) не приходит (библиотечный день?). Забыл, что ли?" – хеврута ниче не понял поначалу
Тот говорит: "Ничего не забыл. Я не для раввина (рош-колель) прошу. А для Ашема (Всевышний), Он-то всегда с нами!" и тут продолжение Поэтому я и обдумывал наш вопрос по дороге... напомни что там Рава ответил Аббае, кажется я придумал в чем там дело...
и обмана здесь нет вроде как... все думают что он учится, а он и учится
а если скажите, что это все равно обман, тогда можно ответить, слова "Ну, мол, я пришел вовремя и вышел на секунду?" сказаны не с целью кого-то обмануть, а настроить хевруту на рабочий лад.. типа: представь, что я вовремя пришол, вышел на секунду, и вот счас будем учится

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 31-08-2014 23:02:39

Для пробы годится. Но знайте, в турнире мастеров вы из групповой стадии в плей-оф вы не очень-то вышли. מצטער
Ибо чего он вдруг за Ашема заговорил?

ответить         Ссылка на комментарий
Genwug, 01-09-2014 12:25:07

эйн бэая. я и на лавочке запасных могу посидеть Ж)
Думаю, на вопрос:
чего вдруг релегиозный еврей, ученик ешивы, заговорил про А-шема?
найти ответ не составит труда Ж)
осознание того, что "А-шем всегда с нами" мотивирует его учить гмару по дороге в коллель, звонить другу и обсуждать тему по телефону, эту же мотивацию он хочет передать товарищу, вот и говорит...

Еще можно предположить, что вездесущность А-шема обсуждается в том куске гмары, что они учят... и тогда слова "мол я вышел на минутку" слова "А-шем всегда с нами" вообще относятся к обсуждению Гмары, например какя-то ситуация, которую они обсуждали для примера что бы лучше понять... а хеврута просто сразу не так понял Ж-)
не думаю, что кто-то будет заявлять, что такого места в талмуде нет Ж)

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 01-09-2014 12:54:44

Судя по вашему желанию разрулить ситуацию, созданную вашим же предположением - вы обладаете въедливым, пытливым умом, поздравляю. Вам один путь - учить Гемару. Что, скорее всего, вы и делаете, верно? Бросьте на нее еще больше сил и времени - у вас получится!

ответить         Ссылка на комментарий
Elimelech, 29-08-2014 16:21:51

Karina Belevich: "От нашей способности оправдывать других зависит жизнь всего народа! Наверное, чтобы оправдать, нужно научится ставить себя на место этого человека - иной раз вот так влезешь в его шкуру и вместо того, чтобы осуждать, не только оправдаешь но и поплачешь горько над его судьбой - но для этого в первую очередь нужно задушить свой эгоизм - только тогда можно понять и оправдать мотивы другого человека".

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 29-08-2014 17:37:14

Влезайте "в шкуру" осторожней, без горького плача. Оправдать нужно, а плакать не обязательно.))

ответить         Ссылка на комментарий
Airin, 30-08-2014 20:04:30

Историю эту нашла очень трогательной, потому, что поняла действия этого ученика, как желание хоть как-то исправить ситуацию. И даже когда ты безнадежно опоздал и причина может быть не совсем уважительная, однако, само желание сделать все возможное, как то постараться все исправить, хоть даже постфактумом, уже (думаю) дорогого стоит в глазах Всевышнего.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 30-08-2014 21:03:04

Близко к тому, что думаю я. Спасибо.

ответить         Ссылка на комментарий
Airin, 31-08-2014 05:11:46

Вам спасибо за всегда актуальные статьи.

ответить         Ссылка на комментарий
Gidon, 30-08-2014 23:26:56

Ну тогда можно предположить, что он позвонил своему хевруте, сказал, что задерживается, и что бы тот начинал без него...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 31-08-2014 00:11:42

Это вы кому пишете?
Судя по первому слову, вы с кем-то ведете переписку.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 31-08-2014 01:52:06

Так и было. "Позвонил своему хевруте, сказал, что задерживается, и что бы тот начинал без него". А потом добавил, чтобы тот открыл его книгу. И см. с начала рассказа. Вот мы и ищем его оправдание.

ответить         Ссылка на комментарий
Yanes, 31-08-2014 01:01:54

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 31-08-2014 01:07:55

Действительно, неожиданно. Просто я резкий неспециалист по этой теме. Даже в Пурим! ))

ответить         Ссылка на комментарий
Yanes, 31-08-2014 01:16:59

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
Yanes, 31-08-2014 01:10:37

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 31-08-2014 01:50:09

Понял. Но не моя тема.

ответить         Ссылка на комментарий
Yanes, 31-08-2014 01:56:40

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
Yanes, 31-08-2014 02:15:36

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
dima373, 31-08-2014 09:27:40

Комментарий на стадии модерирования

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 31-08-2014 09:30:07

Спасибо. Исправил.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий