Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch
«Ни у кого нет права говорить о евреях что-либо дурное, следует лишь подчёркивать их заслуги»Раби Леви-Ицхак из Бердичева, Кдушат Леви, Пинхас

Рекомендуем:

Кому вы пожелали «доброе утро»?

Рав Арье (Лев) Кацин

На джипах с ешивой Толдот

Авраам Коен

Дублированная реальность

Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»

Трудится ли Б-г? И если да, то в чем Его труд?

Отвечает Рав Натан Агрес

Сегодня читаем главу Толдот

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Перышко как взятка

26 августа 2014, 17:19

Отложить Отложено

Подошел один еврей к раввину и снял в его сюртука перышко. Раввин сказал "спасибо" и добавил: "Но знай, отныне я не могу быть судьей в любом твоем иске".

Он был даян, судья рабанута, раввинского суда. Снятие пера со своего костюма он расценил как взятку, а взятки судьям строжайше запрещены.

Ни слова я не сочинил. Так написано в Талмуде (Ктубот 105). Любое деяние (а тем более денежный подарок), совершенное с целью воздействовать на резолюцию суда в свою сторону – в обход постановления Торы – это взятка.

Мой пример. Человек говорит плохие вещи о другом еврее. Подходит друг и хвалит его за такую смелость, открытость и правду. Оратору лестно (он получил словесную взятку). Результат: вещун будет продолжать поносить свою жертву, что является жутким нарушением запрета.

Ну и чем отличается взятка от подарка? Ничем, если подарок дается с той же целью – извратить правильное решение, превратив его в анти-Тору.

В нашей жизни таких примеров – миллиард и еще 100500. Так что нечего мне рассказывать сказки о том, что да, взятки запрещены, но нас это не касается.

Но подарок всегда можно сделать, если это не приведет к нарушению Торы. Поэтому смело даем ребенку конфету, чтобы он занялся делом и не кричал так громко, голова болит, сколько можно?

Еще два примера.

Моше Рабену отказался решать дело дочерей Цлофхада по поводу наследства участка земли в Стране и передал его на рассмотрение Всевышнего. Почему? Потому что дочери сказали ему: (Дварим 27): "Нашего отца не было среди тех, кто в компании Кораха выступил против Всевышнего ". Тем самым они польстили Моше, сообщив, что их отец против Моше не бунтовал, а был вместе с ним. Мол, Моше, настолько хорош, что наша семья никогда не дружила с восстающими против тебя.

А вот еще. Как всегда, даю в лютом конспекте (ночь на дворе).

Раби Шломо Клюгер. Про него рассказывают такую историю.

Однажды он получил на Пурим подарок (мишлоах-манот) от одного члена общины. Подарок в виде денег. Но на это раз денег было в несколько раз больше обычного. Это было странно. И рав отослал ему ту часть суммы, которая была излишней.

Через несколько дней тот член общины – а был он торговцем, поставляющим в Страну напитки из-за границы, – обратился к раву Клюгеру, который занимался вопросами кашрута с запросом. Дело в том, что он получил из-за границы большую партию напитков и хочет поставить на товаре знак кашрута.

Рав тут же заподозрил – уже не взяткой ли были те пуримские деньги. И послал служителя раввинского суда проверить, нет ли чего подозрительного в тех напитках. Служитель проверил, вернулся и сказал, что весь товар подозрителен. Надо проверить не поставщика, а винную фабрику.

Тут же рав Клюгер послал телеграмму в ту страну и город, откуда прибыл товар. Попросил проверить производство.

Раввин того места проверил и нашел, что напиток некашерен. О чем и сообщил раву Клюгеру. А заодно спросил, откуда у него появилось подозрение. Дело в том, что он еще до отправки сделал проверку партии указанного товара – и ему все показалось обычным, как всегда. Но теперь он по просьбе рава все перепроверил более строго – и нашел нарушения кашрута. Как рав Клюгер догадался?

Рав ответил в письме, что он не пророк и не сын пророка. Но сказано, что ученый Торы предпочтительней пророка. Просто, ему показалось подозрительным, что тот переслал ему большую сумму. На что торговец надеялся? На то, что рав их примет, а потом ему будет трудно отказаться от денег? Скорее всего так. Так или иначе, как только торговец попросил рава утвердить кашрут на новый товар – подозрение пало на товар. Поэтому и послал запрос в место отправки.

(Это рассказ раби Пинхаса Эпштейна из книги рава Швадрона)

**

Кстати, почему взятка так страшна?

Потому что (написано) "она слепит глаза мудреца" (Дварим 16:19). Даже если ты мудрец из мудрецов – все равно будешь испытывать благодарность тому, кто сделал тебе хорошее дело. Например, снял перышко с фрака.

ПС. Если вы похвалите эту мою статью – я вам не судья!

(С видеоурока "Ни дать ни взять")

Теги: Мусар, Недельный раздел, Видеоурок

Оставить комментарий

7 комментариев

Yanes, 27-08-2014 11:30:39

Здравствуйте Уважаемый рав Реувен Вы сегодня подняли тему о взятках...Позволю себе некоторую вольность-Вот к примеру-сказать комплимент женщине-это-взятка? Ведь последствия этих слов могут быть разными А может и не быть последствий...

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 27-08-2014 11:40:43

Ну, если эта женщина - главный прокурор Крыма, то советую, осторожней.

ответить         Ссылка на комментарий
Yanes, 27-08-2014 12:31:35

Это было бы излишне смело...

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 27-08-2014 14:47:24

Вы показали, чем чреват подарок даяну. Но мне кажется, что подарок любому человеку тоже не такое простое дело. Например, вдруг впоследствии окажется, что от этого человека будет зависеть важное решение, а он вам благодарен за подарок. Есть ли какие-нибудь постановления или рекомендации по поводу подарков?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 27-08-2014 14:54:04

Есть такая формула иудаизма: "кто ненавидит (брать) подарки - только тот будет жить".
Но это непростая тема, ее надо развить. У меня много уроков на эту тему.
В частности, об этом немного речь и на видео-уроке "Ни дать ни взять". К субботы должны вывесить.

ответить         Ссылка на комментарий
Yanes, 27-08-2014 21:31:33

А если такой вариант-(не берётся в пример раввинские или иные суды) Вот хочет человек сделать другому-подарок (Как вариант-деньги) А человек которому предназначается это-Соблюдает предписания и описанное выше-также.И не желает принимать даримое ссылаясь на вышеперечисленное А даритель-в итоге-обижается за то что не принят его дар считаемый им-от чистого сердца...Как же быть в этом случае? (ведь много неплохих людей которые не сильно знакомы с Талмудом ...) Ведь обычная ситуация?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 27-08-2014 21:43:56

Зачем он дарит? Если от чистого сердца - без всякой уловки выиграть - то возьмите, чтобы не обидеть. Например, это ваш друг или родственник. Вы берете и даете ему в ответ свою любовь. Раз обе стороны дают, а не только берут - это не подарок, можно брать.
Но если вам что-то дают с целью что-то получить взамен - попытайтесь подумать, почему так - и что вам надо изменить в себе самом.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий