Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Менахем Ав

Рав Гедалия Спинадель

Как узнать точное время новолуния?

Отвечает Рав Зеев Гершензон

Сегодня читаем главы Матот и Масэй

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Вдоль долины реки Иордан

Авраам Коен

Можно ли жениться по расчету?

Отвечает Рав Яков Шуб

Опять Платон со своей истиной, сколько можно?

21 февраля 2014, 00:08

Отложить Отложено

Боюсь всем надоесть с этой поговоркой, но в ней, как во всем греческом, таится море нюансов, важных не столько для греков, им Эгейское море по колено, сколько для нас с вами.

Посудите сами. "Платон мне друг, но истина дороже"[1]. Имеется в виду – "мне дороже". Т.е. тут явным образом присутствуют трое: (1) Платон, который назван другом, (2) истина и (3) Сократ (допустим, что Сократ, который стоит за этой фразой[2]).

[Важное замечание: в данной статье Сократ – это не Сократ греческой философии, а просто некое лицо, который как бы поучает другого человека по имени Платон. Договорились?]

Итак, Платон высказал нечто, что давайте назовем платоновой истиной (для нужд статьи, не больше), и с ней не согласен Сократ, у которого есть своя истина, отличная от платоновой. Он ее сейчас и выскажет – нравится это Платону или не нравится.

Сократ испытывает к Платону дружеские чувства, о чем заявляет открыто, и это выражается в том, что он не хотел бы его обижать. Но не может не обидеть! Потому что своя истина Сократу дороже, чем самочувствие Платона.

Смеем догадываться, что Платон может несколько расстроиться (т.е. Сократ думает, что тот расстроится, как сделал бы сам на его месте), когда увидит, что его, платонова, истина Сократом отвергнута. Т.е. Платону не столько понравится истина Сократа, сколько он переживает за свою.

И Сократ, зная про обидчивость своего младшего друга, спешит принести ему извинение. Дескать, не обижайся, но я сейчас тебя опровергну. И опровергает – что называется, не взирая на лица, в данном случае на Платона.

Судя по тону, Сократ высказал универсальную истину[3]. Получается, что, говоря о дорогой для себя истине, он имеет в виду именно эту: "Платон мне друг, но истина и т.д.".

Истина важнее самой теплой дружбы – об этом сказал Сократ. И тем более, важнее любого другого человека. Причем это моя истина! По крайней мере, я ее разделяю, даже если ее заявил кто-то другой, допустим, мифический Афинагор из Эдессы. Так что, если я разделяю мнение Афинагора, то оно принадлежит и мне! А тебе, Платон, я свою истину заявляю только для того, чтобы ты ее тоже сделал своей, отказавшись от ложных заблуждений. Т.е. говорю для твоей же пользы. Но, даже если не согласишься, я все равно тебе ее выскажу, прокричу, продекламирую. Потому что истина важнее всего на свете.

Видим, что греки, "по Сократу" в приведенном выражении, живут не в мире людей, а в мире истины. Эта сентенция и есть истина Сократа.

Не знаю, кем был Платон на самом деле (в нашем контексте), но Сократ, если исходить из приведенного выражения, наделил его вполне узнаваемой точкой зрения. Платон (согласно этому выражению) мог сказать: истина мне дорога, но ты, Сократ, много дороже, и я не могу обижать тебя своей истиной.

Итак, Платон боится обидеть Сократа. Сократ не боится обидеть Платона. Платон видит в Сократе друга, и это для него не пустой звук. Сократ тоже считает Платона своим другом, но готов пренебречь своим к нему дружеским отношением, ибо с истиной он, Сократ, дружит еще тесней.

У Сократа есть градация дружбы, степени предпочтения: Платон стоит на более низком уровне, нежели истина. (Недаром в связи с истиной он употребляет термин "дороже".) У Платона такой лестницы нет: он относится к Сократу с не меньшей любовью, чем к своей истине. Он не хочет его обидеть. А еще точнее, он скорее истину обидит, чем друга.

Обидеть истину – означает, быть готовым при некоторых обстоятельствах отказаться от нее, согласиться, что мнение друга не менее значимо, а возможно, и превосходит мое, оно, можно предположить, более верное, правильное, даже если я его не разделяю.

И если таково тотальное правило, которого придерживается Платон, то его единственная истина – никогда не обижать друзей. Даже за счет моей, платоновой истины. А обидеть друзей можно, только отвергнув истину, за которую они трепетно держатся. Следовательно, не будем отвергать, критиковать, показывать несостоятельность чужого мнения, – так считает Платон. (Не настоящий Платон, а Платон из афоризма.)

Для Сократа его собственная истина обладает самой большой ценностью. В то время как для Платона, ничья истина не ценна настолько, чтобы ради нее можно было задеть человека.

**

Практика показывает, что большинство людей – сократы – живут в мире истин. Платоны живут в мире людей. Для сократов важны идеи и истины, для платонов – окружение.

Не хочу сказать, что этим интеллектуально-этическим противостоянием определяется главный ход мировой истории. Но практика показывает, что баланс сил на протяжении веков сдвигается в сторону мира людей, отодвигая мир истины в сторону. Т.е. та истина, которая еще вчера признавалась важнее человека, уходит в тень, становится ложью.

Но почему этот сдвиг так затянулся во времени? Потому что платоны не могут навязать свою очевидную истину сократам. Ибо люди им важнее, чем навязанная платонова истина. Пусть сами к ней придут.



[1] На латыни: "Amicus Plato, sed magis arnica Veritas". В таком виде эта фраза знакома всему миру. Хотя ее записал впервые Сервантес в "Дон-Кихоте". Но если говорить о самом "первом" первоисточнике, то это – Аристотель (в "Никомаховой этике"): "Сократ мне мил, но истина милее всего". А вот Мартин Лютер: "Платон мне друг, Сократ мне друг, но предпочитаю истину". Так что давайте возьмем самый распространенный вариант с Платоном и истиной. И предположим, что реплика сказана Сократом, хотя многие предпочитают Аристотеля.

[2] "Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине". Эти слова произносит якобы Сократ в сочинении Платона "Федон". Т.е., Платон вкладывает в уста своего учителя совет ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя. Но по всему мира фраза разошлась именно в том изводе, который приведен выше: "Платон мне друг, однако истина дороже". В таком виде она призывает уже не к независимости суждения от авторитетов, а к диктату истины над нормами поведения. Правда важнее этики.

[3] А значит, она рекурсивно верна по отношению к самой себе (ибо содержит в себе термин "истина").

Теги: Хидуш, Мусар, Личное, Беллетриза

Оставить комментарий

19 комментариев

Shlomo, 21-02-2014 09:09:21

Здравствуйте, занимательная (правокационная) статья, но, чтобы полностью ей проникнуться, хочу уточнить правильно ли я ее понял.
Из последних строк:
"Но почему этот сдвиг так затянулся во времени? Потому что платоны не могут навязать свою очевидную истину сократам. Ибо люди им важнее, чем навязанная платонова истина. Пусть сами к ней придут"
Им это кому?
Если платонам, то по контексту фраза "Платонова истина" запутала в данном случае меня, проще сказать "навязанная им платонова истина" или "навязываемая ими, сократам их платонова истина".
Внесите пожалуйста ясность!
Спасибо.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 21-02-2014 09:17:43

Некоторым люди важнее правды, другие правда важнее людей. Вторые всегда могут объяснить - почему, зачем и для чего. Но первые не могут объяснить вторым правоту своей позиции - потому что те могут обидеться.
На слово навязанная не обращайте внимания. Просто так платоны рассуждают: наша истина нам дорога (истина о том, что люди важнее всего на свете), но если мы навяжем ее сократам, она станет навязанной, а нам это не надо.

ответить         Ссылка на комментарий
aaaa, 21-02-2014 09:19:06

Если выбирать между Миром Правды и Миром Политкорректности, я выбираю Правду.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 21-02-2014 09:21:01

Я тоже. Но я не писал про политкорректность.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 21-02-2014 09:20:13

Всем, всем. Мы с женой уезжаем на субботу в Цфат. Поэтому ваши комментарии - если таковые будут - пролежат тут нераскрытыми до после-субботы.
Гут-шабес!!

ответить         Ссылка на комментарий
tamir, 21-02-2014 10:27:43

Здорово!
Практическая рекомендация для тех, кому тяжело всё время выбирать между истиной и Платоном: живите среди единомышленников.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 21-02-2014 15:09:43

"Между истиной и любовью".
Не знаю, заметили ли вы, что вами затронута важная тема: надо ли стараться также не обижать и неевреев? Думаю, что надо. Просто с евреями у нас заповедь, с неевреями - дружба и мир.

ответить         Ссылка на комментарий
tamir, 22-02-2014 19:40:16

Я, получается, сказал больше, чем имел ввиду :-)

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 22-02-2014 23:50:08

Такое бывает.))

ответить         Ссылка на комментарий
neyana, 23-02-2014 06:28:15

Шавуа тов! Когда нерелигиозный говорит с некоторой обидой, что чему, дескать, вас ваши книги учат, с кого нам брать пример, то за этими словами часто стоит другое: мы будем жить так, как хотим, а вы живите с нами мирно, терпите, а иначе (шантаж!) -вы никакие нерелигиозные. И ведь меняться часто не хотят, но тыкают в больное место. )) И этот мой взгляд считают перевёрнутым. Поэтому я склоняюсь к словам уважаемого Тамира:живите среди единомышленников Только, к сожалению, не у всех есть такая возможность.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 23-02-2014 07:58:22

Наверное, вы правы. Да я и не спорю с уваж. tamirом.
Вот только я не понял, что это за больное место, в которое нас тычут.
Да и почему "нерелигиозные меняться не хотят"? С кем и на что? Или они не хотят ничего менять в себе? Но разве их заставляют?

ответить         Ссылка на комментарий
neyana, 23-02-2014 14:58:18

улыбка Больное-это когда ты ведёшь себя немножко не так, как надо бы. Не так мирно, как и им, и мне бы самой хотелось. Это не Вас, а меня тычут. улыбка Да справедливо, скорее всего, но подход какой-то другой. Вот как им чего-то от меня хочется другого, так и мне от них. ))

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 23-02-2014 15:10:00

Наверное, не стоит "вести себя немножко не так, как надо бы". А тем более, "не мирно".
И что это означает: "хочется от других"? - Должно хотеться от себя, а не от других, разве не так?

ответить         Ссылка на комментарий
neyana, 23-02-2014 18:30:16

Всё очень правильно. Спасибо. Я работаю над собой. )

ответить         Ссылка на комментарий
Elimelech, 21-02-2014 10:54:45

Цитирую комментарий на эту статью человека под ником Hana Hen: "Отлично! хидуш на заезженную фразу в который раз вынуждает воспринимать смысл по еврейски, освобождая от шелухи стереотипов гоев. Жаль, что "платонова" этика приходит к нам ( ко мне лефахот ) только с возрастом..."

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 21-02-2014 15:10:17

Передайте ей наилучшие пожелания от меня. - Никогда не поздно!

ответить         Ссылка на комментарий
Elimelech, 21-02-2014 16:15:41

передал.

ответить         Ссылка на комментарий
Zeev, 25-02-2014 16:10:12

Спасибо от постоянного читателя. Эстетическое наслаждение доставляют Ваши логические построения, подкрепленные, особенно в этой статье, неочевидным оптимизмом : «практика показывает, что баланс сил на протяжении веков сдвигается в сторону мира людей, отодвигая мир истины в сторону». К сожалению, не всегда в этом уверен.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 25-02-2014 16:22:30

Люди вокруг меня принадлежат "миру людей", а не "миру истины". Может быть, здесь корень моего оптимизма.))

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий