Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Смолчать, когда смолчать невозможно

Отложить Отложено

לעילוי נשמת אבי מורי ר' ישעיהו ישראל בר' יעקוב ז''ל

Представьте себе, что вы директор крупной фирмы. И выступаете с годовым отсчетом на объединенном совещании самых крутых руководителей в своей отрасли.

Или вы домашняя хозяйка, активная участница Общества Анонимных домохозяек. И вам дали слово на одном из еженедельных собраний.

Или вы художник, причем довольно известная личность в мире книжной иллюстрации. И вас пригласили на офлайновую конференцию, где вот-вот начнется ваше пятиминутное выступление.

Начали. Ваша речь льется непринужденно, вы уверены в себе. Вас внимательно слушают. До момента, когда вы делаете заготовленную паузу. Чтобы публика прониклась, осознала и оценила.

Итак, вы делаете паузу – и в этот момент раздается голос с заднего ряда, где сидят стажеры-новички, или с периферийных адресов скайпа, но тоже очень громко:

"Глупость вы говорите, молодой человек (госпожа домохозяйка, мистер президент, милостивый государь-художник)".

Вы немного шокированы. А голос продолжает:

"На самом деле все по-другому. Читайте там-то и там-то. Или смотрите книгу такого-то. Или откройте сборник рецептов онлайновых борщей, страница такая-то".

Вы опешили. Потому что оказались не готовы к такому выпаду.

Люди видят, что вы опешили, и ждут вашего ответа. Ждут с любопытством.

Поскольку вы правы, а незваный оппонент явно ошибается – есть два варианта. Первый: вы спокойно указываете ему на ошибку – и продолжаете свой доклад. Если он будет продолжать атаку – это уже дело устроителей совещания (собрания, конференции) остановить хулигана.

Второй вариант: смолчать и, как ни в чем ни бывало, продолжить выступление.

Есть, конечно, дополнительный ряд неправильных действий: например, заплакать. Или прокричать самозванцу все, что вы думаете о нем самом и его бабушке, проведать которую вы его незамедлительно посылаете. Есть и такой ложный ход: иронично поблагодарить за веское замечание – и двинуться дальше, оставив публику в полном недоумении по поводу вашей воспитанности. Вариантов много – но настоящих только два: сказать, что он ошибся, или смолчать, будто никто ничего вам не возразил.

Не буду говорить, что еврейская этика предлагает вариант "смолчать", это всем известно. Но предлагаю подумать – насколько это возможно в вашей ситуации. Напоминаю: вы президент фирмы, анонимная домохозяйка, книжный дизайнер.

А если серьезно: всегда ли вы умеете смолчать в подобные моменты жизни?

Нетрудно сказать: да. Что означает: да, нам Тора предлагает нелегкий, но правильный путь человеческих отношений, и я с таким поведением согласен.  Никого не обижай, всех люби, думай о других, помогай нуждающимся.

Это сказать нетрудно. Трудней сказать о себе: да, я так себя и веду. Всегда молчу, когда меня незаслуженно обижают при всех, срамят, голословно пытаются опустить[1].

**

В одном курортном городе на Востоке Германии однажды летом собралось несколько крупных раввинов. Среди них был адмор из Стропкова (город в Словакии).

И вот, на встрече раввинов появился один человек с серьезным вопросом по еврейскому Закону. Опросил нескольких раввинов, каждый ответил по-своему. Обратился и к адмору из Стропкова. Тот ответил коротко: "Это Маген-Авраам[2], глава такая-то, параграф такой-то".

И тут же его кто-то перебил, сказав, что в "Маген-Аврааме" написано совсем по-другому. Адмор даже лицом не повел. Как стоял – так и продолжал стоять – будто никто ничего не сказал!

Все продолжили обсуждение. Но каждый вернулся домой и первым делом посмотрел в книге. Оказалось, как сказал адмор из Стропкова.

Что им руководило? – Ответ понятен: выдержка и нежелание позорить другого.

Мы так умеем? Насколько часто? А среди своих домашних?

(Эпизод с видео-урока "Работа над своими качествами".)

 


 

[1] Понятно, что наиболее приемлемый ответ: пытаюсь себя так вести.

Но если человек на самом деле уверен, что ведет себя хорошо, то моментально ему задается контрольный вопрос: а другие люди? Как они, по вашему мнению, ведут себя? Так же, как вы – праведно и правильно? Или хуже вас?

Если человек отвечает: к сожалению, чаще хуже, чем лучше, – сразу его заявка на звание цадика полностью аннулируется.

А если говорит: с другими все в порядке, у меня нет к ним претензий и пр., – его заявка будет изучаться высшими инстанциями дальше. И тогда пусть ждет полевых исследований. Практический экзамен придет, никуда не денется. А ведь все началось с невинной реплики: я веду себя хорошо.

Самоуспокоение враг покоя.

 

[2] Автор – раби Авраам-Авли Алеви Гомбинер (ок. 1637—1683 гг., сирота после погромов Хмельницкого, да сотрет Всевышний память об этом злодея – вместе с Амалеком). Получил имя по своей книге Маген-Авраам, которая представляет собой обстоятельный комментарий к одному из разделов кодекса Шульхан-Арух — Орах-Хаим (Образ жизни).

Теги: Мусар, Видео-урок, Недельный раздел