Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тот, кто сострадает другим, сам удостаивается сострадания Небес»Вавилонский Талмуд, Шабат 151

Болеть, чтобы лечить

06 февраля 2014, 16:43

Отложить Отложено

Известно правило, что, если у тебя есть проблема, найди человека с такой же проблемой и молись за него – чтобы она ушла, – и тогда к тебе тоже придет помощь. Больше того: по словам мудрецов, даже раньше, чем придет к нему[1].

О моменте своекорыстия говорить не буду, ибо много на эту тему переговорено. Но есть тут один непростой момент, буквально переворачивающий наши представления с головы на ноги.

Писать длинно сегодня нет времени, поэтому – в ритме конспекта.

1. Молиться за других может только тот, кто любит людей. Поэтому, если человек обладает плохим характером, если он замечает за людьми больше плохого, чем хорошего, – такой мало чем поможет своей молитвой[2].

2. Из истории с Биламом видим, что молитва злодея – это проклятие. Чтобы убрать его злодейство, которое он посылает на мир, небо меняет в его молитве слова проклятия на благословение, и оно проливается сверху на людей.

Почему так устроено? Потому что небо исполняет только ту просьбу, которая идет от сердца[3]. У злодея на сердце злоба. Поэтому недобрых слов от него небо не принимает, даже если он их произнесет от всего сердца[4].

3. А раз (согласно Рамбаму) неизвестно, кто мы – злодеи или праведники (скорее всего, мы ровно посреди), то надо принять, что у нас внутри всего поровну: 50 процентов исключительно кристальной праведности, 50 процентов позорно низкого злодейства. Поэтому есть вероятность, что наша молитва за другого человека будет услышана не вся (ведь молитва злодея не принимается без "поворота"[5]). Чтобы донести до неба полную молитву, надо найти того, у кого такая же беда, что и у нас. Тогда мы прокричим про нее из-за всех сил – вместе с ним[6]. И нас услышат. И тогда нам самим помогут.

4. Итак, парадоксальный вывод. Многие полагают, что если есть проблема, то, чтобы избавиться от нее, надо найти человека с такой же проблемой – и молиться за него.

На самом деле, все наоборот! Чтобы помочь другому человеку – надо понимать всю глубину его проблемы – что достигается, если у нас такая же проблема. И когда мы понимаем его боль (через свою) наша молитва за него обретает чудесную силу. Она исполняется человек получает спасение-излечение-избавление.

5. Вывод: наша цель (т.е. то, ради чего мы появились на свет) – не излечиться самим, а помочь другим. Для этого к нам и пришла наша беда. (А мы-то думали, что она пришла, только чтобы наказать, научить, испытать, поздравить с успехом[7].)

**

Все это – на видео-уроке к недельному разделу Тицавэ.

Там же такая простенькая история – про рава Арье Левина.

Пришла к нему пара, муж и жена. Плачут, говорят, что собрались разводиться. Вся причина в том, что они в браке ровно 10 лет, и у них нет детей. Отсюда нервозность, размолвки, иногда, страшно сказать, ссоры и обиды. (Кстати сказать, закон разрешает в таких случаях развод.)

Итак, они пожаловались, слезы на глазах.

Он посмотрел на них долгим взглядом[8]: "А зачем ко мне пришли? Я не делаю разводы".

Ответили: "Ребе, может, вы за нас помолитесь?"

Сказал: "Ах, так у вас еще есть надежда? Значит, не разводиться вы ко мне пришли, а чтобы я помолился?"

"Ну да, ребе, чтобы вы помолились".

Тогда он им говорит: пусть придут домой, встанут посреди своей спальни, муж положит руку на мезузу – и начнут кричать. Оба. В смысле, пусть молятся и плачут от всего сердца: дай нам детей! дай нам детей!

После того как все сердце выплачете – пойдите и дайте цдаку. И Всевышний вам поможет!

Так и произошло.

Да и сам цадик молился о них. Хотя у него и были дети с внуками. С которыми я прекрасно знаком.

Потому что раби Арье Левину не надо было получать с неба боль, чтобы с ней познакомиться. Он и без того боль любого человека переживал, как свою.

 

 


 

[1] "Молитва за других".

 

[2] Но еще не значит, что ему надо уклоняться от молитвы за других. С молитвой и научиться любить.

 

[3] А Билам умел молиться именно от сердца. Проклинал так проклинал.

 

[4] Но молитву небо принимает – потому что она от сердца. После чего меняет в ней плохое на хорошее – и посылает на землю в виде благословения.

 

[5] А мы не настолько биламы, чтобы нас переворачивать.

 

[6] А он кричит, потому что полон боли.

 

[7] Это не шутка. Любое событие нашей жизни (когда надо сделать выбор) представляет собой комплекс четырех аспектов (по числу наших праматерей): испытание, урок, награда, наказание. См. об этом на видео, хотя бы тут.

 

[8] Я это так понимаю. Он посмотрел на них, чтобы определить – выдержат ли они его совет плакать самим, а не просить праведника.

 

Теги: Хидуш, Мусар, Недельный раздел, Темы Торы