Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Менахем Ав

Рав Гедалия Спинадель

Как узнать точное время новолуния?

Отвечает Рав Зеев Гершензон

Сегодня читаем главы Матот и Масэй

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Вдоль долины реки Иордан

Авраам Коен

Можно ли жениться по расчету?

Отвечает Рав Яков Шуб

Болеть, чтобы лечить

06 февраля 2014, 16:43

Отложить Отложено

Известно правило, что, если у тебя есть проблема, найди человека с такой же проблемой и молись за него – чтобы она ушла, – и тогда к тебе тоже придет помощь. Больше того: по словам мудрецов, даже раньше, чем придет к нему[1].

О моменте своекорыстия говорить не буду, ибо много на эту тему переговорено. Но есть тут один непростой момент, буквально переворачивающий наши представления с головы на ноги.

Писать длинно сегодня нет времени, поэтому – в ритме конспекта.

1. Молиться за других может только тот, кто любит людей. Поэтому, если человек обладает плохим характером, если он замечает за людьми больше плохого, чем хорошего, – такой мало чем поможет своей молитвой[2].

2. Из истории с Биламом видим, что молитва злодея – это проклятие. Чтобы убрать его злодейство, которое он посылает на мир, небо меняет в его молитве слова проклятия на благословение, и оно проливается сверху на людей.

Почему так устроено? Потому что небо исполняет только ту просьбу, которая идет от сердца[3]. У злодея на сердце злоба. Поэтому недобрых слов от него небо не принимает, даже если он их произнесет от всего сердца[4].

3. А раз (согласно Рамбаму) неизвестно, кто мы – злодеи или праведники (скорее всего, мы ровно посреди), то надо принять, что у нас внутри всего поровну: 50 процентов исключительно кристальной праведности, 50 процентов позорно низкого злодейства. Поэтому есть вероятность, что наша молитва за другого человека будет услышана не вся (ведь молитва злодея не принимается без "поворота"[5]). Чтобы донести до неба полную молитву, надо найти того, у кого такая же беда, что и у нас. Тогда мы прокричим про нее из-за всех сил – вместе с ним[6]. И нас услышат. И тогда нам самим помогут.

4. Итак, парадоксальный вывод. Многие полагают, что если есть проблема, то, чтобы избавиться от нее, надо найти человека с такой же проблемой – и молиться за него.

На самом деле, все наоборот! Чтобы помочь другому человеку – надо понимать всю глубину его проблемы – что достигается, если у нас такая же проблема. И когда мы понимаем его боль (через свою) наша молитва за него обретает чудесную силу. Она исполняется человек получает спасение-излечение-избавление.

5. Вывод: наша цель (т.е. то, ради чего мы появились на свет) – не излечиться самим, а помочь другим. Для этого к нам и пришла наша беда. (А мы-то думали, что она пришла, только чтобы наказать, научить, испытать, поздравить с успехом[7].)

**

Все это – на видео-уроке к недельному разделу Тицавэ.

Там же такая простенькая история – про рава Арье Левина.

Пришла к нему пара, муж и жена. Плачут, говорят, что собрались разводиться. Вся причина в том, что они в браке ровно 10 лет, и у них нет детей. Отсюда нервозность, размолвки, иногда, страшно сказать, ссоры и обиды. (Кстати сказать, закон разрешает в таких случаях развод.)

Итак, они пожаловались, слезы на глазах.

Он посмотрел на них долгим взглядом[8]: "А зачем ко мне пришли? Я не делаю разводы".

Ответили: "Ребе, может, вы за нас помолитесь?"

Сказал: "Ах, так у вас еще есть надежда? Значит, не разводиться вы ко мне пришли, а чтобы я помолился?"

"Ну да, ребе, чтобы вы помолились".

Тогда он им говорит: пусть придут домой, встанут посреди своей спальни, муж положит руку на мезузу – и начнут кричать. Оба. В смысле, пусть молятся и плачут от всего сердца: дай нам детей! дай нам детей!

После того как все сердце выплачете – пойдите и дайте цдаку. И Всевышний вам поможет!

Так и произошло.

Да и сам цадик молился о них. Хотя у него и были дети с внуками. С которыми я прекрасно знаком.

Потому что раби Арье Левину не надо было получать с неба боль, чтобы с ней познакомиться. Он и без того боль любого человека переживал, как свою.

 

 


 

[1] "Молитва за других".

 

[2] Но еще не значит, что ему надо уклоняться от молитвы за других. С молитвой и научиться любить.

 

[3] А Билам умел молиться именно от сердца. Проклинал так проклинал.

 

[4] Но молитву небо принимает – потому что она от сердца. После чего меняет в ней плохое на хорошее – и посылает на землю в виде благословения.

 

[5] А мы не настолько биламы, чтобы нас переворачивать.

 

[6] А он кричит, потому что полон боли.

 

[7] Это не шутка. Любое событие нашей жизни (когда надо сделать выбор) представляет собой комплекс четырех аспектов (по числу наших праматерей): испытание, урок, награда, наказание. См. об этом на видео, хотя бы тут.

 

[8] Я это так понимаю. Он посмотрел на них, чтобы определить – выдержат ли они его совет плакать самим, а не просить праведника.

 

Теги: Хидуш, Мусар, Недельный раздел, Темы Торы

Оставить комментарий

42 комментария

Airin, 06-02-2014 17:38:17

Спасибо, очень понравилось!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 06-02-2014 19:48:07

Рад вашему отзыву.

ответить         Ссылка на комментарий
mtalis, 07-02-2014 00:26:07

Вот это здорово! Все математически четко и красиво. Сразу беру на вооружение. Огромное спасибо!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-02-2014 09:37:25

Раз "берете на вооружение", значит будете молиться о здоровье других. Поэтому - не болейте!

ответить         Ссылка на комментарий
mtalis, 07-02-2014 11:33:20

Спасибо! Актуально для меня, т.к. недавно вернулся из больницы после операции.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-02-2014 11:42:19

О, полного вам выздоровления!

ответить         Ссылка на комментарий
mtalis, 07-02-2014 12:05:44

Еще раз большое спасибо и Шабат шалом!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-02-2014 12:09:07

И вам доброй субботы!

ответить         Ссылка на комментарий
JosefDovid, 07-02-2014 00:41:24

Шалом Алэйхем Рав Реувен! Йашер Коах и Гут Шаббос! Скажите молиться за другого человека можно своими словами и на том языке, который молящийся понимает? Или использовать молитвы из (на пример) книги "Взываю к Тебе" с кавоной об этом человеке?
с уважением, ЙоД

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-02-2014 09:38:24

И то, и другое. Все годится. Но лучше всего - на иврите, внутри молитвы Шмоне-Эсре. Проверенный еврейский способ.))

ответить         Ссылка на комментарий
mtalis, 07-02-2014 11:41:33

А я подумал за hарени мохель, т.к. если кто-то будет прощен за обиду, нанесенную мне, то и у меня есть шанс быть прощенным за такой же проступок.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-02-2014 11:45:23

Если я простил другого за проступок в мой адрес (даже если он у меня не просил прощения), то у меня есть шанс быть прощенным небом за такой же проступок в адрес другого человека, если он меня за него простит (для чего я попрошу у него прощение).

ответить         Ссылка на комментарий
JosefDovid, 07-02-2014 15:03:54

1. Где можно найти нужные молитвы на лошон акойдеш?
2. Нужно ли чтобы "тот парень" знал об усилиях предпринимаемых в его адрес?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 08-02-2014 20:09:58

1. Разве не в любом сидуре?
2. Необязательно. Но можно и сообщить ему - для поддержания сил. Это делается во время бикур-холим.

ответить         Ссылка на комментарий
JosefDovid, 07-02-2014 15:04:35

ГУТ ШААБОС! Йашер Коах!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 08-02-2014 20:10:31

Шавуа-тов. Приходите еще.

ответить         Ссылка на комментарий
JosefDovid, 09-02-2014 16:18:55

Я с Вашего разрешения воспльзуюсь приглашением и таки зайду в гости...
Так вот...
"Разве не в любом сидуре?" - ответ конечно очень полный.
Можно ли воспользоваться Вашей добротой и при случаи обратиться за, т.к. текстом по конкретному случаю?
Гут Вох! с уважением, ЙоД

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 09-02-2014 17:13:43

В любом сидуре без исключений есть вставка за больного в Шмонэ-Эсре и есть Ми-шэбэрах. Там только имена надо вставить.

ответить         Ссылка на комментарий
JosefDovid, 09-02-2014 17:23:43

Молитва за больного, это понятно.
Ми-Шэбэрах, читается только в миньяне? читается Ми-Шэбэрах внутри Шмоне Эсре?
Является ли Ми-Шэбэрах универсальной молитвой на все случаи жизни /за исключением просьбы о здоровье/
или она требует какие-то перефразирования в соответствии с ситуацией?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 09-02-2014 18:00:42

Ми-шэбэрах отдельно, ШЭ отдельно. В первой ничего не надо - кроме как подойти в нужный момент (когда Тору прочитали и еще не убрали) и сказать еврейское имя больного (назвав имя его еврейской мамы).
В ШЭ вставка тоже содержит имя - можно без миньяна.

ответить         Ссылка на комментарий
JosefDovid, 09-02-2014 19:08:28

Мы говорим о здоровье. С этим в этом объёме как-то понятно, а как с другими сложностями нашей жизни в этом мире?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 09-02-2014 19:27:37

А это уже ваша личная молитва.

ответить         Ссылка на комментарий
JosefDovid, 09-02-2014 19:42:14

Я конечно очень извиняюсь, я с этого вопрося и начал. Личная молитва на каком языке? Читать её в ШЭ?
Если лучше на Лошон Акойдеш, то можно ли использовать молитвы из сборника "Взываю к тебе"?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 09-02-2014 19:45:56

Не знаком с таким сборником.
Насколько мне известно, не в ШЭ.

ответить         Ссылка на комментарий
JosefDovid, 09-02-2014 19:51:22

OK! Спасибо!

ответить         Ссылка на комментарий
shay, 07-02-2014 09:51:54

а молиться надо просто чтоб еврей физически выздоровел?
или с каваной чтоб Всевышний показал больному направление мыслей что нужно смотреть в себе и больной взял себе это на интерес?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-02-2014 09:56:56

Ой, у вас высокие запросы. Если уже просто за здоровье - великое дело, а вы взялись за душевное исцеление? Это какого же уровня праведности надо требовать от самого молящегося - трудно себе представить.
Да и правило есть такое: с неба не показывают человеку, по какому пути надо идти. Он его сам ищет и выбирает.
А вы хотите, чтобы ему была дана подсказка?
Но вот что стоит делать (тут нет сомнений): просить небеса, чтобы они самому молящемуся открыли глаза и подсказали верные мысли.

ответить         Ссылка на комментарий
shay, 07-02-2014 11:10:18

просить небеса, чтобы они самому молящемуся открыли глаза и подсказали верные мысли.

нет, я не писал о подсказках и по какому пути идти )
направление мыслей больному и что ему нужно смотреть в себе - это всё что написал.
а про какие уровни праведности вы пишете?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-02-2014 11:39:03

Да нет, у вас очень хорошо все написано, мне понравилось. Просто это программа-максимум. О таком только мечтать.
Про уровень праведности? - Я имею в виду - когда молящийся просит в молитве, чтобы небо "показало ему самому направление мыслей и что нужно смотреть в себе".

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 07-02-2014 11:31:52

Очень красиво и, главное, нужно мне и многим. Но вот "кричать к Вс-вышнему" - а как закричать человеку, совершенно не способному к крику?
Гут шабес!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 07-02-2014 11:41:31

Да уж, этому надо учиться. Я вот тоже не умею.
Но в книгах написано, что, когда больно, человек кричит - и лишь тогда его молитва принимается сразу.

ответить         Ссылка на комментарий
mtalis, 07-02-2014 12:01:20

Проверено, работает. Знаю не по наслышке, хотя и являюсь обладателем тихого, а с точки зрения жены, слишком тихого голоса. Бывали, однако, ситуации, когда уже не можешь не кричать, и кричишь, и помощь приходит вне очереди.

ответить         Ссылка на комментарий
yaelismay, 07-02-2014 13:12:06

Мда-а. На ком бы потренироваться? Шабат шалом!

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 07-02-2014 15:16:51

Спасибо, рав Реувен!
Как-то слышал рекомендацию врача-кардиолога не держать эмоции при себе, выплескивать их наружу.
- Каким образом? Проклинать обидчика?
- Нет, кричать ему: чтоб ты был здоров!
(Молящемуся за другого, с идентичной проблемой, отвечают первому!)
Гут шабес!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 08-02-2014 20:13:14

Рригинально.
По поводу совета не сдерживать эмоции. Это общее место многих практик Запада. Думаю, это верно, что держать в себе негативную эмоцию - вредно для здоровья. Но как от нее избавиться? Они говорят: выливайте ее на других. Мы говорим: тушите ее в зародыше, это не сложно.
Агуте-вох.

ответить         Ссылка на комментарий
ZAMIR, 08-02-2014 22:41:49

А как бы сделать чтобы за кого молишься первому помогли. улыбка Ведь если тому кто молится первому помогут, то он уже не так будет чувствовать боль ближнего?

Спасибо большое рав Пятигорский. Прошу уже больше 2 лет за одного человека и ничего не получаетсягрустный Иногда уже сил не хватает.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 08-02-2014 23:04:03

1. А если ему помогут вторым - неужели будете против? улыбка
2. Сколько лет молились Ицхак и Ривка, чтобы у них появились дети, - помните?

ответить         Ссылка на комментарий
ZAMIR, 09-02-2014 16:16:10

1.Лучше если одновременно улыбка
2. я думаю просто что моих заслуг не хватает

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 09-02-2014 17:11:57

1. Не привередничайте.
2. Нельзя отчаиваться, отказываясь от молитвы.

ответить         Ссылка на комментарий
ZAMIR, 09-02-2014 18:23:04

2. Спасибо Вам за поддержку.

ответить         Ссылка на комментарий
Sofiay, 11-02-2014 12:51:24

Здравствуйте,Рав Реувен! Я тут не совсем по теме, извиняюсь, но мне нужна ваша помощь а чтобы ее получить хотела уточнить удалось ли мне отправить вам свое письмо и емайл в разделе "написать на прямую"?

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-02-2014 13:35:28

Попытайтесь еще раз.

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий