Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Рекомендуем:

Менахем Ав

Рав Гедалия Спинадель

Как узнать точное время новолуния?

Отвечает Рав Зеев Гершензон

Сегодня читаем главы Матот и Масэй

Проверено равом Бен-Ционом Зильбером

Вдоль долины реки Иордан

Авраам Коен

Можно ли жениться по расчету?

Отвечает Рав Яков Шуб

Как из Торы сделать идола

11 сентября 2013, 13:45

Отложить Отложено

Есть два способа. Один простой, второй чуть сложней. Простой способ: поставить в углу и бить ей поклоны. Второй требует больше усилий, но эффективен в той же степени, что первый.

Сегодня рассмотрим второй способ, он более креативный и возбуждает. Вы записываете?

Работаем по следующей схеме. Смотрим, что нам больше всего хочется, к чему у нас лежит сердце (глаз, живот и пр.), – и находим поддержку в Торе. Стихи там разные, истории, которые можно, не особенно напрягаясь, чуть-чуть изогнуть, повернуть, вывернуть.

Аналогично: смотрим, чего нам очень и очень не хочется, – и тоже находим поддержку в тексте Торы или в словах мудрецов, которые, оказывается, тоже поддаются пластической обработке.

Пример: любо мне дома устроить палочную муштру в стиле генерала от артиллерии, достославного графа Алексея Андреевича Аракчеева – объявляю, что, кроме хеседа (Авраам), Тора приветствует и гвуру (Ицхак). Цитирую направо и налево: кто жалеет розог для сына, тот его не любит. Заявляю, что во всем должен быть порядок, а дети должны знать границу. И действую![1]

Нравится мне участвовать в дискуссиях – беру на вооружение лозунг "Правда превыше всего!" И бью этим лозунгом оппонента по голове.

Тора говорит: не проходи мимо нарушений, сделай нарушителю внушение. И я не прохожу, делаю внушение ногой наотмашь.

Нравится мне быть училкой – и буду! Всем назло буду. Они у меня допрыгаются. Мне сама Тора поручила!

Пришла женщина, плачет, что муж обижает. Кричу: разведись!

Пришла мама, жалуется, что дети не слушаются, дома никакой дисциплины. Воплю: выпори! (Тора на моей стороне. Стоит рядом и вопит в унисон.)

Пришел знакомый, тихо горюет, сетует, что брат под влиянием жены стал заглядывать в церковь цирк. Начинаю махать руками от ужаса и взываю: спали их дотла, разрушь и уничтожь вместе с клоунами!

Главное, найти в себе силы – а поддержку в святом тексте найти несложно. Рецепт проверенный.

Сказано, что до Йом-Кипура надо извиниться перед теми, кого обидел. Я согласен, но они тоже хороши – пусть извинятся первыми – так в Торе написано!

Да и что извиняться-то, когда они первыми начали!

Да и не пойду я с извинениями, это признак слабости и унижения. А то они совсем распустятся, на шею сядут, решат, что можно злодействовать безнаказанно. Вот я и спасу мир от их злодейства. Мне сама Тора на это дает разрешение: мимо лжи, пороков и непорядка не проходи. Врежь по ним, на тебе вся надежда.

Что вы говорите? "Не делай другому того, что тебе ненавистно"? – Подписываюсь обеими руками! Полностью согласен. Так и поступаю. С малолетства. Помню, мне что-то ненавистно, дай, думаю, сделаю это своим ближним, а потом решаю, нет, не буду им так делать, пусть живут пока.

Что вы говорите? Я сам только что сделал тому и этому то, что мне ненавистно? Ну, и что! Как, как? Вы считаете, что я сам нарушаю указанный принцип? Чего вдруг! С чего это вы так решили? Ничего я не нарушаю. Они сами ведут себя так, что с ними иначе нельзя. Что? Да, я согласен, что себе не пожелаю того, что только что с ними сотворил. С чего бы мне такую гадость себе желать! Что вы спрашиваете? Почему тогда я им так сделал? Как почему! Они же этого заслуживают! Я не заслуживаю – поэтому мне не полагается. А они заслуживают, вот и получили по заслугам.

**

Короче говоря, из Торы ничего не стоит сделать идола. Одной левой. Стоит захотеть и постараться.

Кстати, у меня есть еще несколько методических пособий на эту тему. Как-нибудь обнародую, б/н.

**

А теперь серьезно. Желаю вам провести Йом-Кипур как следует. И получить обнадеживающее решение Небесного суда – чтобы и запись приговора была удачная для вас и печать под этой записью.

Да, только не забудьте трижды попросить прощения у обиженных вами. И без всяких "он первый начал", пожалуйста. Подробная инструкция здесь.



 

[1] Потом потомки скажут: папа/дедушка был строг, но справедлив. Это высшая похвала для садиста.

Теги: Мусар, Праздники

Оставить комментарий

40 комментариев

Cura, 11-09-2013 17:15:18

Большое спасибо Вам за этот пост! (За все предыдущие, понятно, тоже, там о том же, но этот для меня - самый-самый). Вот так некоторые и свихиваются, "вернувшись к тшуве". Тора обслуживает их желание быть учителями жизни. Слава Б-гу, что толковать Закон и учить позволено только мудрецам. (Тут недавно читала в одном переводе, что "физическое наказание - неотъемлемая часть еврейского воспитания" и о благотворном воздействии "папиного ремня". И о том, что сейчас, "к сожалению", для физического наказания нет места...)

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-09-2013 17:59:14

Собственно, я не о рьяных идоло-толковниках. Их пошли молиться - они другим лоб разобьют. - Но я про нас самих! Чтоб поумерили свой пыл учительства.
Каждому из нас дана только одна арена для битвы, которую мы ведем всю жизнь. Это не арена боев с другими людьми - а наша собственная душа.

ответить         Ссылка на комментарий
Cura, 11-09-2013 18:06:20

Поняла. И об этом Вы тоже всегда пишете. Но мне кажется, что человек, который, выучив что-то вчера, начинает рьяно учить других... Он за гранью, его уже проймет не рав, а психиатр (и это еще будет удача). И не станет такой человек пост читать, потому что уже давно "не читатель, а писатель". Другое дело, что, глядя на них, прочие начинают еще больше остерегаться и, если их о чем-то спрашивают, отвечают только: "Я не раввин, задайте вопрос на Толдоте".

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-09-2013 18:20:06

Обращаемся лишь к тем, кто слышит, читает и смотрит, а не только вещает, пишет и указывает.))

ответить         Ссылка на комментарий
rukhiich, 11-09-2013 17:22:46

Рав Реувен, спасибо за статью и за пожелания.
Если чем обидел Вас в прошлом, прошу прощения прошу прощения прошу прощения (3 раза).
Свитку Торы бью челом кланяюсь только когда её поднимают после прочтения, указывая мизинцем: "Ве-зот а-Тора..."
Гмар Хатима Това Вам и Вашим!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-09-2013 17:56:07

Спасибо за спасибо.
מחול לך, מחול לך,מחול לך
А у нас далеко не все показывают мизинцем. Как не все целуют свои пальцы, которые прикоснулись к покрывалу свитка или к мезузе.
ג'ח'ט

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 11-09-2013 20:38:48

"Пришел знакомый, тихо горюет, сетует, что брат под влиянием жены стал заглядывать в церковь цирк. Начинаю махать руками от ужаса и взываю: спали их дотла, разрушь и уничтожь вместе с клоунами!"
Реб Рувен, ...! Давно так не смеялся )) Вы умеете сказать!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-09-2013 22:43:40

Отредактировал. При копировании такие тонкости, как перечеркнутый текст, теряются.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 12-09-2013 00:22:36

В том примере еще можно посоветовать жену прогнать, раз она к цирку приобщает. Ссылаться на трудную судьбу Агари )

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-09-2013 00:29:07

А город сжечь - как ир-нидахат.

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 11-09-2013 20:44:28

"Потом потомки скажут: папа/дедушка был строг, но справедлив. Это высшая похвала для садиста."
Папа был строг, но справедлив - то есть бил, но хоть говорил за что. Мама была просто строгая - просто била. А дедушка был добрый - не бил, только ругался. Шутка, но правда.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 11-09-2013 22:42:32

Вам шутка, но если бы вы знали, сколько раз я слышал эти слова от людей, которые возмущались на моих уроках, посвященных теме "Не смейте обижать детей!" В таком примерно контексте: за детьми надо строго смотреть, вот наш папа-дедушка бил нас нещадно, и что? теперь мы ему благодарны за воспитание, он был строг, но справедлив".

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 12-09-2013 00:00:54

Я знаю грустную историю на эту тему - все были как в шутке, ребенок вырос и... ушел от них. Порвал с семьей - сменил фамилию, имя, переехал - чтоб ничего общего. И это еще не худший вариант. Таки ж строгость ни с кем не приносит ничего хорошего - ни с людьми, ни с животными. То ли дело - доброта. Но - это вот должен быть кто-то, кто это сможет объяснить. Мне - вот вы объяснили, а иначе бы и не знал... Наверное, это как устная традиция - должно передаваться от человека к человеку.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-09-2013 00:20:35

Есть моменты, когда надо проявить требовательность. Но ни за счет обиды!
Так бывает на работе, в коллективе. Однако такая начальственная требовательность, призывающая к выполнению заданий, должна идти именно в сфере производственных отношений - но ни личных.
Но требовательности в семье - не вижу оправданий.
В школе - опасаюсь больше всего.
С соседями - на это есть раввинский суд.
В армии - избавь и сбереги!

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 12-09-2013 00:29:13

Да вот с требовательностью по работе сталкиваюсь постоянно - не хочешь, но надо. И надо суметь никого не обидеть - вот как раз сейчас был вопрос когда проявлять требовательность до Йом Кипура или после. Решил - после.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-09-2013 00:30:59

Верно. И заранее, еще до ЙК, извинитесь за те слова, которые будут сказаны после.))

ответить         Ссылка на комментарий
r872, 12-09-2013 00:41:37

Да, это важный момент, спасибо!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-09-2013 00:46:49

Вообще-то это была шутка.
Но ваше спасибо заставило меня думать.

ответить         Ссылка на комментарий
Yara, 12-09-2013 10:49:24

Иной раз говорят, что доброта хуже воровства. На мой взгляд, это тот случай, когда доброе отношение может привести к тотальному паразитированию человека на человеке. И не известно что лучше, один раз окрикнуть или спровоцировать человека своим "добрым" отношением на закрепление состояния зависимости. И кому это больше нужно, вот вопрос!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-09-2013 10:51:53

Тора запрещает обижать людей - криком, словом, ударом, иронией, чем угодно.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-09-2013 11:33:45

И еще. Вы написали: "не известно что лучше, один раз окрикнуть или спровоцировать человека своим "добрым" отношением на закрепление состояния зависимости".
Торе известно, что лучше. Будь добрым до конца - только это. Ничего, кроме добрых отношений!

ответить         Ссылка на комментарий
Yara, 12-09-2013 20:10:34

Во-первых, хотелось бы увидеть как это звучит в Торе и конечно знать контекст.
Во-вторых, люди обижаются даже на хорошее отношение, поэтому брать обиду своим ориентиром, вряд ли целесообразно.
В-третьих, Торе конечно известно как лучше, Торе а не нам, и если быть уже до конца откровенным, то Торе известно как хорошо, а не как лучше, согласитесь, существенная разница?!

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-09-2013 21:31:20

Интересный у вас подход. И правильный.
1. В Торе это звучит множественно, т.е. многократно, настойчиво и неустанно. На эту тему у меня есть почти 200 видео-уроков. Там по любому закону на любую подобную тему есть указания на все источники (Тора, Нах, Талмуд и пр.) Пройдитесь по оглавлению - выбирайте, что надо.
"Еврейское поведение"
2. Речь не о целесообразности - а об исполнении заповеди "не обижай". Не сказано: "не обижай - но только тех, кто не обижается по пустякам (или на шутки и пр.), а остальных можно". Нет, сказано обо всех - никого не обижай!
На эту тему см. "Обидная практика".
3. "Хорошо и лучше". - А вы как думаете, что человеку подходит больше?))

ответить         Ссылка на комментарий
Yara, 13-09-2013 05:09:04

1. Общение с живым человеком не заменит и сотни лекций )
2. Целью соОбразности и есть исполнение заповеди, на мой взгляд.
3. Хорошо или не хорошо, про лучше в Торе совершенно конкретные ассоциации и они не связаны с еврейским народом, не должны быть связаны., так я это понимаю.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 13-09-2013 09:36:54

1. Вы спросили, как звучит в Торе. Я ответил. Вам не нравятся видео-лекции? Там тоже живой человек на экране.
2. Осталось узнать, кто определяет сообразность. Практика показывает, что если обижающий - то обид не оберешься.
3. Почему ассоциации в Торе не связаны с евреями? А с кем они связаны?

ответить         Ссылка на комментарий
Yara, 14-09-2013 20:14:11

Да, я не люблю видеолекции, потому что человека тем лучше слышно чем он ближе. Но иногда, соглашусь, и они как бальзам на душу. За что Вам отдельное спасибо!
Повторюсь, со-Образность. Образ определен Творцом изначально, а мы можем лишь ему со-ответствовать... или нет.
С потомками Хама, они всегда стремились к лучшему, в то время как евреям заповедано быть "Хорошо" (кэ-тов)

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 14-09-2013 21:37:34

Надеюсь, вы не обидитесь, если признаю, что мало что понял по всем пунктам. Печально, конечно, сам переживаю.

ответить         Ссылка на комментарий
ZAMIR, 12-09-2013 22:25:16

Извините, что вмешиваюсь. Не так давно была в ситуации, котрую Вы обсуждаете.
Может быть доброе отношение, приводящее к паразитированию, как раз и не является настоящим добром, а просто тешит наше самолюбие. Может быть добром в этом случае было бы научить человека не быть зависимым. Как с детьми - можно кормить их с ложки до 20 лет и это приятно родителям/бабушкам/дедушкам, но настоящим добром будет научить их быть самостоятельными.

ответить         Ссылка на комментарий
Yara, 13-09-2013 05:11:01

Самое страшное что такие взрослые крадут у своих детей жизнь

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 13-09-2013 22:03:50

Они и себя крадут поскольку когда так делают они не исполняют мицвос хеседа к другим людям и членам семьи которым им наказано это делать. Ведь поддавшись ецеру там где не надо, им надо с собой бороться там где надо. Бабушка кормящая с ложечки взрослого внука, часто может быть очень холодна или даже враждебно настроена к своему мужу, зятю, и другой половине семьи.

ответить         Ссылка на комментарий
ZAMIR, 12-09-2013 20:40:33

Уважаемый рав Пятигорский. Спасибо Вам большое за Ваши статьи и за Ваши ответы нам и за Ваше терпение при общении с нами. Позвольте пожелать Вам успешного, плодотворного года, многих учеников в новом году и גמר חתימה טובה .
Хочу попросить прощения, что иногда отнимала Ваше время и внимание на пустяковые комментарии. А также прошу простить, что иногда не оставляла Вам в комментариях спасибо за Ваши всегда поучительные и понятные статьи, хотя может быть Вам было бы приятно прочитать дополнительную благодарность.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-09-2013 21:32:38

Вам от меня тройственное прощение!
И я у вас прошу извинений - за все резкости, которые я себе - ужас! - позволяю.
גמר חתימה טובה

ответить         Ссылка на комментарий
ZAMIR, 12-09-2013 22:12:22

Есть среди нас максимально чуткие, отзывчивые и добрые люди. Им можно к своему отношению к людям присовокупить чуточку требовательности. Были стопроцентно добрыми, стали стопроцентно добрыми плюс двадцать процентов требовательности и настойчивости к ученикам и своим детям. из Вашей ссылки.
Мне кажется, что Вы уже перешли стопроцентную отметку и теперь можете на 20% быть требовательным и настойчивым по отношению к нам (Вашим ученикам)улыбка
Из того, что мне помнится - если что-то и было, я воспринимала это не как резкости, а как недопонимания, котрые Вы сразу же необидно разъясняли. Было очень приятно учиться у Вас. Спасибо. Надеюсь продолжить.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-09-2013 22:17:26

Всегда вам рад.

ответить         Ссылка на комментарий
ZAMIR, 12-09-2013 22:16:42

Мне, к своему стыду, даже иногда хотелось резко ответить Вашим оппонентам, вместо Вас. Т. к. мне казалось, что иногда Вы очень мягки с людьми оскорбляющими Вас в комментариях.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 12-09-2013 22:18:30

И очень хорошо, что сдержались. Мне вот не всегда удается.
А насчет оскорблений от читателей - по-моему, ни разу такого не было.

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 13-09-2013 22:53:20

Вам это наверное 100 раз задавали. Как понимать Кицур Шульхан Арух 122:2?

И все же я бы не был столь критичен к людям у которых зажглась искра Торы. Все это просто надо направлять куда надо. (Эх если бы были равы которые всех этих людей толкали куда надо!) Например: Есть энергия учить других? Потерпи, и вместо учебы других - учи сам повторяя что выучил много раз. Когда учишь с искрой в душе - даже самые сложные и детальные раскладки хахамим кажутся как теилим. И особенно самые первые диврей Тора - они как свадебный альбом! Описанные перекосы происходят потому что люди увидели большую мудрость и хотят ею поделиться. Оно к сожалению выходит криво поскольку люди просто пытаются повторить словами лекторов дававших урок, а не словами как разговаривают друзья или дети с родителями. И потом, научиться хорошо преподносить Тору очень трудно.

И еще один момент, к сожалению у окружающих со стажем бывает иногда желание умалить старания начинающего и выдать как намерение показать себя. И потом следует двар Тора типа приведенной. Начинающий человек может ничего не говорить и никого не учить при этом.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 14-09-2013 21:35:56

Мне кажется, что, есть у еврея "со стажем бывает иногда желание умалить старания начинающего", то не такой уж он "со стажем". Умалить старания другого - несоблюдение заповеди "люби ближнего".

ответить         Ссылка на комментарий
Yehuda69, 15-09-2013 05:11:01

Кстати насчет чужих ошибок и спотыканий нашел противоядие: когда человек неуверенно что-то делает хорошо от всей души желать ему успеха и даже молиться про себя чтоб все у него хорошо получилось. Как будто самому надо то что он/а делает.

ответить         Ссылка на комментарий
pyatigorsky, 15-09-2013 11:10:36

Абсолютно верно.
Есть у меня пара уроков на эту тему. Ну да вы не любите "слушать".))

ответить         Ссылка на комментарий
Оставить комментарий