Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Стыдить кого-то публично — настолько серьёзное преступление, что совершивший его лишается доли в грядущем мире»Рав Зелиг Плискин, из книги “Береги свою речь”

Маарша vs Мессинг

Отложить Отложено

Понятно, что чем меньше в мире неправды, тем приятней в нем жить. Допустим.

Ну, и как нам достичь уровня, когда неправды в мире будет совсем мало? Если я правильно понимаю, теоретически есть всего лишь два способа. (Практически – так и вовсе один.) Первый: когда люди видят неправду в речи и мыслях других. Второй: когда никто неправды не произносит и не думает.

Первый способ назову "способом Вольфа Мессинга". Второй – "способом" Маарша. Был такой великий ученый, чуть ниже я о его способе (он же способ Торы) расскажу. А пока Мессинг!

О нем все знают. Сознаюсь, в свое время я даже написал про него киносценарий.

Дело было так. После ВГИКа (сценарный факультет) возникали у меня различные планы, один круче другого. Среди прочих – сериал про этого "ясновидца". Ничего мистического или даже обманного я в Мессинге никогда не видел, несмотря на свой прирожденный скепсис ко всему нечеткому, не формализуемому, таинственному и мистическому.

Да, человек читает чужие мысли. Имеет право! Тяжело, с большим напряжением, далеко не всегда и не в любой обстановке – но читает. Такой прирожденный талант, без всякого мошенничества. Причем мне показалась интересной не его даже биография, а сам феномен. Некий человек видит (или слышит) то, что окружающие думают внутри, никак не высказывая свои мысль вслух или мимикой, или другим способом. От такого ничего толком не утаишь.

Сколько тут таится великолепных коллизий для сюжета! Мне хотелось рассказать – не о самом Мессинге, а о человеке, который делает это легко. Оттолкнуться от Мессинга – и дать фантазии лететь. В серию должны были войти боевик и триллер, детектив и бытовая драма, комедия положений и трагическое полотно. Почему трагическое? Да потому что это же мучение высочайшего уровня – жить в мире людей, большинство которых кричат о своем, не догадываясь, что их кто-то слышит. Жить в мире окружающей тебя боли и трагедии. Ибо у каждого есть своя боль, ну, или просто проблемы, о которых он думает и размышляет, не подозревая, что его кто-то слышит.

Так или иначе, написал я первую часть, отдал в одну кинофирму, там взяли – я и забыл об этом давно, занялся Торой, поменял жизнь, страну, одежду, мысли (смайлик) – а там все это моя кинопоэма лежала не малое время – и уже люди было взяли ее в запуск – да тут разразился, как всегда, кризис – и все испарилось, как легкий дым зимой. (Вышел фильм Володарского – но это уже был просто прилежный пересказ биографии, без всяких изысков и прорывов. Так мне рассказали.)

Ох, разрешалось бы здесь, на сайте Толдот, давать внешние ссылки – дал бы. Ибо некий текст лежит в некоем месте – и ни от кого не прячется.

Так вот! Представьте себе, что вы живете в мире, где все Мессинги. Неправде нет в нем места. В нашем мире неправда скрывается в головах людей, а в мире Мессинга ей негде скрыться, она лежит снаружи, у всех на виду – и тает, как снег на жарком солнце.

И что, скажите-ка мне, неужели в таком мире стало бы легче жить? Только представьте себе, что все ваши мысли – как на раскрытой ладони – видны окружающим. Папе, маме, жене, директору школы, коллегам, детям, соседям, ученикам, которые ловят каждое ваше слово, а на самом деле внимательно рассматривают мысли своего педагога, его планы, мыслишки и задумки. Вас видят, как голого: журналист, который берет у вас интервью, чиновник на таможенном досмотре, избиратель, пришедший на встречу с депутатом (с вами!) – чтобы проверить, как сей депутат (вы!) собирается выполнить свои обещания.

В таком мире можно вообще в слух ни о чем не говорить.

Кончилось кино и кончились романы. Нет тайны, нечего обнаруживать, сюжетная часть искусства тихо скончалась. Дипломатия умерла. Воровства нет. Как и семейных измен вместе с государственными.

Вам развить эту тему дальше? Или сами справитесь?

Короче, об этом не стоит даже говорить. Потому что Всевышний наш мир сделал совсем по-другому. Оставив нам, его обитателям, уловку скрывать все, что мы пожелаем. Дав нам возможность обманывать, лукавить, врать, сочинять, "лить пули", "заливать" и пр.

** **

Есть вторая возможность жить в честном мире. Собраться всем людям и договориться, что отныне они будут – добровольно и по своему желанию – говорить всю правду, только правду и ничего кроме. Трудно? Еще как. Но именно такую возможность и рассматривает Тора.

Вот тут и приходит Маарша.

Я об этом рассказывал вчера вечером на уроке "От неправды держись подальше". Теперь фиксирую в виде словесного ряда.

Трактат Вавилонского Талмуда "Санедрин". Если в досягаемых от вас пределах можно обнаружить собрание в стандартном здании ("Вильна"), то это 15 том. Открываем лист 92, его первую страницу.

Девятая примерно строчка снизу: "Каждый, кто меняет свою речь – как будто поклоняется идолам". Раши поясняет: слово меняет означает, что делает так, чтобы его не узнали. Другой комментатор, Меири, пишет: меняет означает, что пообещал что-то и не выполняет.

Одним словом, обманывает. Маараль объясняет нам, при чем тут поклонение идолам: сущность Всевышнего – это всегда правда, поэтому тот, кто правду меняет на неправду, удаляется от Всевышнего, а это и есть идолопоклонство. Согласны?

Теперь открываем пояснения к Талмуду, что идут после корпуса самого Талмуда в той же книге, которую держим в руках. Почти в самом начале – Маарша. Открываем 25 лист его комментария. Левая колонка, восемнадцатая строка сверху. Нашли?

Написано: "Правда (האמת) – великое правило в реализации Торы (בקיום התורה), а его отрицание – ложь (השקר)"

И сразу за этим, со слов автора сборника "Йикарим", приводится рассказ-притча.

Один человек, склонный к нарушениям и воровству, пошел к мудрецу, чтобы помог ему исправиться. Но добавил при этом, что все заповеди Торы ему не под силу. Мудрец спросил: согласен ли принять на себя и соблюдать в полной мере хотя бы одну заповедь? Тот сказал, что согласен. Мудрец сказал: прими на себя обязательство всегда говорить только правду. Тот обещал так поступать. Пошел на воровство, встретил человека, тот спросил его: куда идешь? Вспомнил, что принял на себя обязательство говорить только правду, сказал: иду воровать. Потом встретил второго человека – и произошло то же самое. Подумал вор: если уже двое знают, то они будут свидетельствовать против меня. В результате он отказался от своих дурных поступков.

Вывод: стремление жить только по правде спасает нас от множества нарушений. Если не от всех.

** **

Смотрите. Если мы станем слышать чужие мысли, нам это мало что даст. Люди или научаться врать в мыслях (как это?), или превратятся в ангелов (зачем это?). Но если мы изгоним из мира ложь тем, что сами откажемся от нее (не в мыслях, а хотя бы в словах! этого вполне достаточно, поверьте) – то и мы останемся людьми, и мир выйдет на новый уровень, где жить станет интересней, хотя, возможно, намного труднее. Ибо выбор все еще остается за нами!

** **

Маарша победил Вольфа Мессинга!

** **

На десерт история со вчерашнего урока. Не совсем в унисон с данной статьей, но почти на ту же тему. Как всегда, в жанре конспекта. Про раби Яакова Абухациру.

Однажды он пришел в магазин тканей. Попросил владельца продать ему отрез самого высокого качества – чтобы пошить из него одежду. У продавца имелась ткань такого сорта – но за ней надо было идти на склад – а ему было лень. И он достал другой отрез – с качеством чуть худшего сорта.

Раби посмотрел на него внимательно и сказал, что у него есть ткань лучше. Продавец стал отпираться.

Раввин выдержал паузу и сказал – что теперь действительно у него нет ткани, которая лучше этой.

Продавец испугался: что означает слово теперь?

Побелел и выбежал на улицу. Рав тем временем ушел. А продавец вернулся расстроенный и сказал своим людям, что только что у него сгорел склад со всем товаром, что был в нем.

Мораль: не обманывай. Лучше честно сказать, что лень ходить, но не говори, что нету – ибо не станет.

Теги: Талмуд, Видео-урок, Недельный раздел