Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«По своим снам человек может узнать, действительно ли сердце его со Всевышним»Раби Нахман из Бреслава, Сефер аМидот

Наш мир устроен по раби Меиру

Отложить Отложено

Мы живем в мире, который сами же и создаем (т.е. Тора не на небе). Пример дается в одном изящном комментарии, взятом у раби Яакова Ашера Граевского, из его книги "Шват-Алеви".

Наш праотец Яаков возвращался от Лавана, где он, как известно, соблюдал все доступные ему заповеди Торы. Навстречу ему двигался брат Эсав. Написано (Берешит 32:8): "И испугался очень Яаков, и стало ему тесно".

Раши поясняет: "И испугался – вдруг он (Яаков) будет убит; и стало ему тесно – вдруг он убьет других". ["Других" вместо "другого", т.е. Эсава. "Сифтей-хахамим" замечают, ссылаясь на Мидраш-Танхума: Яаков опасался, что, убив Эсава, он доставит страдания своему отцу Ицхаку, который был привязан к Эсаву. И тогда отец (ндБ) проклянет его.]

Причина его страхов, в общем-то, понятна. Она объясняется самим Яаковом буквально через несколько стихов (там же 32:11): "Катонти миколь ахасадим, я меньше, чем все Твои благодеяния для меня". Т.е. Ты так много мне помог, но я очень сомневаюсь, настолько ли я праведен в Твоих глазах, что Ты поможешь мне в противостоянии с Эсавом".

А можно перевести и по-другому: "Стал я меньше из-за всех благих дел (которые Ты совершил мне)". Откуда такой вариант? Да прямо из Раши, удивительного Раши, который пишет на этот стих: "Уменьшились мои заслуги из-за Твоих благих дел для меня, поэтому боюсь, что, возможно, из-за какого-нибудь своего греха стал я недостоин Твоего обещания, и получится, что буду передан в руки Эсава". (Как видим, выражение катонти михасадим Раши трактует как "стал я меньше из-за Твоих милостей в мой адрес".

Это означает: есть у меня заслуги из-за заповедей, которые я исполнял, живя у Лавана. Но Ты, Всевышний, мне постоянно помогал. И на эту помощь шли мои заслуги. Т.е., с каждым Твоим чудом моего спасения уменьшался мой баланс заслуг. И теперь их у меня совсем мало. Опасаюсь, хватит ли для встречи с Эсавом.

Правда, Раши упоминает еще и грех как причину слабости Яакова перед Всевышним. Сейчас посмотрим, зачем комментатору понадобился этот грех.

** **

Приведенный комментарий Раши назван нами удивительным. И вот почему. Дело в том, что на него найдено одно в высшей степени неожиданное толкование.

Есть в книге Теилим, составленной Давидом, такой стих (27:13): "Лулей ээманти лир'от бетув Ашэм беэрэц хайим,  (Где бы я был), если б не моя вера в то, что увижу добро Ашема в земле живых!" Или: "если бы я не верил, что... и т.д".

В обычных изданиях над словом лулей в этом стихе стоят точки, никуд. Проверьте по книгам в своей библиотеке.

Классическое объяснение стиха таково. Если бы Давид не верил, что удостоится грядущего мира, олам-аба (это и означает увидеть "добро Всевышнего в земле живых", в грядущем мире), то врагам Давида удалось бы склонить его к уменьшению страха перед Творцом (ир'ат Ашэм).

Из этого объяснения следует, что Давид был уверен, что у него есть олам-аба.

Но вот что читаем в трактате Брахот (4а): Тана мишмэй дераби Йосе, Учим со слов раби Йосе: зачем стоят точки над словом "если бы", лулей? Ведь это знак сомнения. Получается, будто Давид сомневался в том, что Всевышний выплачивает награду праведникам в грядущем мире. Чтобы ты так не подумал, сказал Давид: я уверен, что Ты воздаешь награду праведникам в грядущем мире, но не уверен, если ли мне часть среди них: может, мой грех приведет к тому, что у меня не осталось заслуг.

** **

Важный момент! У каждого есть заслуги за исполненные заповеди и груз прегрешений, когда были нарушены запреты. Могут ли заслуги нивелировать прегрешения? И могут ли прегрешения уменьшить число и качество заслуг? Чтобы снять проступок достаточно ли совершить праведный поступок? Чтобы уменьшить награду хватит ли одного-двух грехов?

Мы, вроде бы знаем, что проступки нельзя снять праведностью. Сказано (Берешит 15:16): "До сих пор все еще не полна вина Эморейца". Вину можно снять только тремя путями: (1) не нарушать запрет, (2) страданиями, (3) исправлением, тшувой.

Но чем можно снять заслугу? А еще можно спросить так: если человеку в силу его заслуг полагается будущий мир, то не помешают ли ему совершенные грехи? (На эту тему см. статью "Как народы мира получали Тору".)

Итак, по раби Йосе – человек может не получить награду в виде будущего мира из-за прегрешений, сделанных в этом мире. Т.е. грех уменьшает заслуги. (Грехи и заслуги как бы лежат на одном счету; это одно и то же, просто с разными знаками: награда – плюс, наказание – минус.)

** **

Но в другой Гемаре (Менахот 87б) сказано, что раби Меир не обращает внимание на эти точки. А значит, по раби Меиру, нечего бояться, что грех уменьшает заслуги. (Грехи и заслуги как бы лежат на разных счетах. У них разная природа, они измеряются в разных единицах.)

Повторяем (это очень важно), по раби Йоси (у него есть точки) – грех уменьшает заслуги, а по раби Меиру (у него нет точек) – не уменьшает.

Теперь понятен Раши: испугался – что Эсав убьет его, стало тесно – что он сам убьет других. Здесь "другие" – это раби Меир, потомок Нерона, потомка Эсава.

Бомба, не правда ли? Другие – это раби Меир, Чудотворец, друг раби Йосе и ученик раби Акивы. Его мнение во многих местах Мишны приводят под словами: "Другие говорят…"

** **

Итог. И стало ему тесно – потому что вдруг убьет других и раби Меира в их числе. И тогда надо будет ставить точки в стихе Теилим, и тогда надо бояться – вдруг его какой-то, пусть мелкий грех уменьшит общее число его заслуг.

** **

Теперь и слово "тесно" становится понятным. И в самом деле, самые настоящие тиски: с одной стороны, убьет Эсава – не будет раби Меира; с другой, не убьет Эсава – тот сам убьет Яакова – и снова не будет раби Меира, и следовательно, не будет правила, по которому не надо бояться, что из-за греха праведник не попадет в Высшую ешиву на небе.

Почему испугался? Да потому что стало ему тесно!

Что в результате сделал? Нашел способы примириться с Эсавом.

** **

Финал всей истории. Эсав и Яаков остались в живых. Раби Меир родился в установленный ему срок. Правило, по которому мы существуем: грехи не отнимают у праведных людей грядущий мир. Кто способствовал появлению этого правила? Яаков, наш праотец! – Не на небе так решили, а он так решил. 

Теги: Тора, Мусар