Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«В чём состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не принимать более греха, как сказано: “Да оставит грешник путь свой и преступный человек — замыслы свои” (Йешаягу 55, 7)»Рамбам, Мишнэ Тора, Законы об основных принципах Торы 2, 2

Две эпохи – Пурим и Ханука. В какую из них мы живем?

29 декабря 2011, 09:25

Отложить Отложено

(Ханука закончилась, теперь о ней можно сказать всю правду. В кратком виде даю свою старую, заново вычитанную заметку.)
Каждое из событий отличается характерным только для него чудом. В Хануку – победа "немногих над многими" (что не совсем чудо, ибо бывает и такое), затем чудо с маслом в Храме. В Пурим – чудо по имени Эстер, ибо ни в одну эпоху так высоко и на удивление неожиданно ни один еврей/еврейка не поднимались. Вернее, поднимались, но не в такую критическую минуту, когда смертельная угроза нависла над всем народом, а не над одной его частью.
Смотрите, что произошло в Пурим – восстановим простую схему событий.
(1) Евреи участвуют в царском пире-празднике, распивая некашерное вино из святых сосудов собственного Храма. (2) Эстер становится царицей. (3) Появляется Аман и издается указ об уничтожении евреев. (3) Евреи делают тшуву (постятся и молятся). (4) Эстер спасает еврейский народ. Теперь мы сами убиваем своих врагов. Последний пункт и есть чудо: Ахашверош отдал царское кольцо Мордехаю.
Краткая запись Пурима: проступок – чудо подготовлено – беда – тшува – чудо срабатывает – бой. [С алгоритмом "проступок – беда – тшува – чудо" мы уже знакомы. См. статью "Как бороться с бедой, или Сынок, я жива!"]
А теперь Ханука.
(1) Евреи забросили свой Храм, небрежно ведя в нем все службы. (2) Приходят греки и оскверняют Храм. (3) Евреи совершают тшуву, (4) берутся за оружие и освобождают Храм, после чего Менора горит 8 дней.
Краткая запись Хануки: проступок – беда – бой – чудо победы и чудо масла. Нет приготовления к чуду – и как следствие, сначала бой, потом чудо, а не наоборот – сначала чудо, а потом бой, как в Пурим.
Перед евреями исторической Хануки стоял пример Пурима. Узрев неизбежность национальной катастрофы, они по привычке ожидали чуда. Но оно не приходило, как пришло в дни Мордехая. Никаких наших соплеменников не было при дворе троновластителей Сирии, пославших войска в нашу Страну, чтобы грабили и убивали.
Не за чем было поститься, некому было молиться. Вернее, молиться полезно всегда, но то был явно не случай, когда: "не бойтесь, стойте и увидите спасение от Всевышнего; Он будет воевать за вас, а вы молчите", т.е. не молитесь, не кричите к Нему (Шмот 14:14). Нет, не тот был случай.
Поэтому евреи взяли в руки оружие и стали воевать. И лишь затем случились два чуда – победы и масла. Вернее, все-таки одно чудо, ибо явление масла выглядит лишь подтверждением с неба, что победа была чудесной и далась заслуженно. Т.е. народ проявил свою праведность (сказано: "отдал нечистых в руки чистых"), откуда следует, что евреи сделали тшуву, исправились.
Итак, в Пурим: тшува – чудо – бой. В Хануку: тшува – бой – чудо.
В чем причина различия схем и событий?
Пурим – перед Храмом. Ханука – в эпоху Храма. Вот в чем!
Когда евреи поднимаются к Храму и намеренны его отстроить, когда они ясно видят перед собой цель в Торе и соблюдают ее из любви к Творцу – в такие периоды Всевышний несет Свой народ "на крыльях орла", как перед Дарованием Торы на Синае. И стояли, как один человек, и приняли на себя обязательство, как один человек.
Но не так в Хануку, когда одни взялись за оружие, чтобы отстоять свое еврейство, а другие – из того же народа! – униженно служили греческим богам.
В таком случае чудо будет только post-factum, после неимоверных усилий, консолидации последних сил, энтузиазма и самопожертвования. Чудо придет, если его начнут делать.
Посмотрели вокруг себя Матитьяу и его сыновья – а чудо освобождения народа и Храма не готово, ему не от куда взяться, евреям не на что надеяться, кроме как на Ашема и на собственную веру в Него.
Не то, что в Пурим: Мордехай говорит Эстер: может, именно для этого спасения ты взошла на трон? Т.е. не воевать надо, а молиться, поститься, исправляться.
** **
Мы живем в эпоху Второго храма, когда еще не изжиты причины его уничтожения, не исправлены ошибки, совершенные нашими отцами. Мы такие же, как отцы позднего периода Второго храма и Хануки – и вокруг нас те же греки из еврейской среды. Сегодня они митингуют в Бейт-Шемеше, завтра грозят броситься наводить свои правила в наших автобусах. Потом попытаются отменить (ндБ) наши школы и нашу субботу (законодательно, с них станется). – Нам не впервые. Эпоха Хануки, ничего не попишешь
Но вот-вот наступит эпоха Пурима. Чудо уже подготовлено. Имя ему Машиах.

Теги: Хидуш, Праздники, Темы Торы