Раби из Ляд, или Круги Эйлера3 апреля 2013 года, 15:23 В городе (не Ляды), где жил раби Шнеур Залман из Ляд, автор Таньи, проживал один известный в ту пору даршан, который умел наставлять народ. И так у него здорово получалось, что на его беседы собирались толпы. Слушали его затаив дыхание, он всех поучал, многие плакали, обещали исправиться, соглашались с ним – а он ходил из синагоги в синагогу и продолжал в том же духе. Можно сказали, его любили слушать. Народный учитель. И вот однажды раби из Ляд обратился к нему: - Ты всех поучаешь, и у тебя хорошо получается. Сделай замечание и мне, чтобы я тоже исправил свои пути. Задумался учитель: как он может сделать замечание великому учителю и мудрецу? Ведь тот по уровню знаний и святости много выше его! С другой стороны – и в просьбе нельзя ему отказать. У хасидов принято беспрекословно выполнять распоряжения своих адморов. Задумался даршан – и сказал буквально следующее [перевожу слово в слово, оригинал лежит передо мной]: Читать дальше |
Третья порция22 марта 2013 года, 07:58 Продолжаю острый эксперимент по отпугиванию посетителей своего блога. Пересказы коротких топиков на темы еврейского мусара (этики), составленных равом Зелигом Плискиным по мотивам книги раби Элияу Элиэзера Деслера "Михтав ме-Элияу". Я в этой цепочке – третий, т.е. крайний. Если получились лозунги – виноват один я, человек воспитанный на культуре соц-кича. Читать дальше |
Рав Йеуда на суде у рава Нахмана21 марта 2013 года, 05:52 У всех Песах на дворе, а у меня Гемара на столе. Конкретно, перед вами свободный пересказ листа из трактата Вавилонского Талмуда "Кидушин". Пересказ составлен летом 2002 года для сайта моего друга Сола Гольдшмидта. По-моему, он все еще не устарел, я про пересказ. Читать дальше |
Набор сентенций ном. 215 марта 2013 года, 07:46 В детстве, помню, я был очарован гипотезой (называется "Теория одноэлектронной вселенной"), согласно которой в мире присутствует только один электрон. Единственный! |
Сентенция ном. 115 марта 2013 года, 07:24 В годы своей пионерской юности я работал в центре "Эш-Атора". Писал лекции для лекторов (интересная работа, не правда ли?), сам читал лекции (без конспектов!), участвовал в семинарах. Читать дальше |
Единение8 марта 2013 года, 07:37 Часто слышу, что вот, Тора призывает нас к добру и хорошим делам, и все евреи с этим согласны, но толку почти никакого. Мне все же кажется, что иногда толк бывает. Однако с фразой: Тора призывает нас к объединению, но, тем не менее, мало кто спешит объединиться, – с этим положением я процентов на 80 соглашусь. Ибо, похоже, не с кем объединяться. С кем и на каких принципах? Я не то что не могу отказаться от своих устоев, мне чужие лозунги слышать противно, не то что обсуждать. (Это не я говорю, это, как бы, герой моего эссе говорит.) Читать дальше |
Отелилась корова7 марта 2013 года, 14:42 Тут сразу два жанра. Первый, мной давно задуманный и несколько раз опробованный, но все еще ждущий настоящей работы: берем литературных героев какого-либо известного романа-эпоса ("Война и мир", "Слон и Моська", "Ари Потер") и рассматриваем их поведение с точки зрения Торы. Ну, словно они евреи, и нам интересно – брать с них пример или не торопиться. Читать дальше |
Царь Шломо и толерантность28 февраля 2013 года, 11:26 Теги можно было бы ввести такие: воспитание, мусар, Талмуд, еврейская история, мы с вами. Стиль исполнения: как бы под науку. Эпоха: эссе времен царя Гороха. Вопрос: где проходит предел терпимости иудаизма к поклонению идолам? И, в частности, чему учит опыт царя Шломо, который вроде бы (так считается) терпимо относился к культам, открыто справляемым его многочисленными женами? Читать дальше |
Приблизительные ответы23 февраля 2013 года, 15:18 Ни на что не претендую. На самом деле начисто забыл все ответы, которые предполагались на Четыре вопроса к празднику Пурим, предложенные на днях. Чеслово, вопросы к той Викторине под эти самые ответы и писались, но за 10-13 лет последние куда-то пропали. Читать дальше |
Четыре вопроса на Пурим22 февраля 2013 года, 04:13 Помню, в далеком детстве мы с Фимой Свирским сочиняли вопросы к пуримской викторине. Теперь вдруг обнаружились в моих архивах 4 вопроса, которые были сочинены мной (по числу пуримских заповедей). А ответов нет! И вот, каюсь, не смог я устоять, чтобы эти вопросы без ответов не запостить здесь. Может, кто ответит что-нибудь правильное? 1. Зэреш дала совет Аману приготовить для Мордехая виселицу высотой в 50 амот. Почему именно 50? Обратите внимание, Аман не задавал ей вопросов по поводу этого странного размера. Значит, он понял, почему надо 50 амот, ни больше ни меньше. Что он понял? Читать дальше |