«Доктор, дайте мне таблетки от ребенка»23 февраля 2014 года, 14:30 На днях пришел по электронной почте вопрос (или позвонили, точно не помню). Спрашивают, что делать с ребенком (11 лет), который перестал слушать родителей, хамит, дерзит на ровном месте и даже кричит на маму ("орет, как подорванный"). Ответил, что я не специалист по семейным отношениям. На сайте Толдот есть дипломированные профессионалы, которые знают все положения Торы на тему, как воспитать и образумить. Детское воспитание – это целый факультет в университете иудаизма. Но настаивали именно на моем совете. Вздохнул и пояснил Читать дальше |
Опять Платон со своей истиной, сколько можно?21 февраля 2014 года, 00:08 Боюсь всем надоесть с этой поговоркой, но в ней, как во всем греческом, таится море нюансов, важных не столько для греков, им Эгейское море по колено, сколько для нас с вами. Читать дальше |
Смолчать, когда смолчать невозможно16 февраля 2014 года, 01:30 לעילוי נשמת אבי מורי ר' ישעיהו ישראל בר' יעקוב ז''ל Представьте себе, что вы директор крупной фирмы. И выступаете с годовым отсчетом на объединенном совещании самых крутых руководителей в своей отрасли. Или вы домашняя хозяйка, активная участница Общества Анонимных домохозяек. И вам дали слово на одном из еженедельных собраний. Или вы художник, причем довольно известная личность в мире книжной иллюстрации. И вас пригласили на офлайновую конференцию, где вот-вот начнется ваше пятиминутное выступление. Начали. Ваша речь льется непринужденно, вы уверены в себе. Вас внимательно слушают. До момента, когда вы делаете заготовленную паузу. Чтобы публика прониклась, осознала и оценила. Итак, вы делаете паузу – и в этот момент раздается голос с заднего ряда Читать дальше |
"Проси больше"14 февраля 2014 года, 16:00 Вывешен новый видео-урок, называется "Свадьба". Как раз на раздел "Ки-тиса", поскольку участие в свадьбах – одна из самых больших заповедей цдаки, помощи другим евреям. Как всегда, урок состоит из "теоретической части" и историй про наших мудрецов. А среди прочего идет просто разговор, своего рода инструкция: что такое свадьба в мире людей Торы, как на ней себя ведут, в каком порядке что за чем следует, что кричат вместо "горько" и прочие мудрости. Читать дальше |
Ребе и часы14 февраля 2014 года, 11:46 Две истории про то, что не надо спешить обвинять людей. Даже когда не обвинить трудно, очень трудно. Потому что нарушение очевидно – вот оно, перед глазами. Оба эти сюжета я услышал в машине из Реховота, я туда езжу давать уроки для взрослых и русскоговорящих. А рассказал мне их рав Кемпе, он меламед в хейдере, где учатся местные люди, мальчики самого юного возраста. Мы разговаривали на тему: когда нервничать, а когда не? И вот что мне поведал рав. Один ребе (думаю, это он о себе самом) опоздал в хейдер на урок буквально на четверть часа. Только вошел в класс, как ребенок на первой парте, сияя улыбкой, показал ему часы. Вытянул руку вперед – часами кверху – и указал пальцами другой руки на циферблат. Мол, опаздываем, ребе, опаздываем. И это было, конечно, вызывающим хамством (хуцпа). Читать дальше |
Болеть, чтобы лечить6 февраля 2014 года, 16:43 Известно правило, что, если у тебя есть проблема, найди человека с такой же проблемой и молись за него – чтобы она ушла, – и тогда к тебе тоже придет помощь. Больше того: по словам мудрецов, даже раньше, чем придет к нему[1]. О моменте своекорыстия говорить не буду, ибо много на эту тему переговорено. Но есть тут один непростой момент, буквально переворачивающий наши представления с головы на ноги. Читать дальше |
Анонимная праведность30 января 2014 года, 14:42 Речь не о 36 скрытых праведниках, на которых стоит мир. А об обычных добрых делах, когда тот, кто их творит, не хочет, чтобы его хвалили. Нормальный такой, скромный еврей. Записал я однажды урок на недельный раздел Трума под названием "Скрытая цдака", а там – истории про то, как праведники отказывали людям, которые пришли к ним за помощью, а потом – скрытно – эту помощь оказывали. И получатели не всегда знали, кто им помог. Возник вопрос: но в момент-то просьбы – разве не больно было просителям услышать, что им отказывают? Неужели так можно поступать? Не мы ли учим постоянно, что запрещено обижать людей! Короче, как праведные раввины и талмудисты могли пойти на такое? Объясните! |
Держись подальше26 января 2014 года, 21:38 Любая история – своего рода послание, которое надо расшифровать. Для чего хорошо бы знать алгоритм расшифровки. Т.е., главный код. Истории про наших мудрецов и праведников – не исключение. Даю пример. Уже будучи пожилым человеком, раби Яаков Абухацира однажды жарким летом зашел в магазин тканей в своем городе. Попросил владельца продать ему отрез определенного сорта, но самого высокого качества – чтобы пошить из него субботний халат. У продавца была ткань такого сорта – но за ней надо было идти на склад. А ему было лень. Читать дальше |
Вернулись или пришли впервые?23 января 2014 года, 22:18 Принято считать, что евреи, которые Тору не соблюдали – но которые к Торе "возвращаются", – почему-то по их поводу, повторяю, принято считать, будто они именно возвращаются к ней, а не знакомятся с ней заново и впервые. Но ведь, если я к чему-то возвращаюсь – значит, когда-то ранее я здесь был, не так ли? А если не был – то при чем тут возвращаюсь? Еврей возвращается к Торе – так принято говорить. А гер к Торе приходит. Как бы на новеньких. Тем не менее, кто укажет границу между евреем, пришедшим к Торе из еврейской семьи, которая уже 5 поколений ни о какой Торе не слыхала, и человеком, который пришел к Торе из нееврейского мира и у которого в жилах, что называется, ни капли еврейской крови? Вам известна принципиальная разница между евреем-новичком и гером-прозелитом? Читать дальше |
Еврейская семья: кооперация в усилиях19 января 2014 года, 10:48 Когда перед человеком возникает проблема, скажите – на что в первую очередь ему надо обратить внимание? Правильно – на поиск ее решения. Т.е., объектом рассмотрения становится не сама проблема ("ой, я страдаю! мне больно! нас обижают!"), а именно поиск – как эту проблему можно решить. Читать дальше |