Призывы к 9 ава4 августа 2014 года, 15:16 Помню, в стародавние годы моего детства сов. газеты перед праздниками наполнялись призывами. И всегда они вызывали во мне вопрос: какой в этом смысл? Отец ответил мне однажды: "Ну как же, сынок, люди пойдут на демонстрацию, а что поднимать на транспарантах, не знают. Теперь каждый посмотрит в газету, а тут ему подсказка. Вот он такой транспарант и поднимет в общей колоне своего цеха или там колхоза". Ныне настали дни призывов к Девятому ава. Тут схема не так примитивна: мол, да здравствует мировое еврейство, которое призвано отстроить Храм в Иерусалиме! Нет, надо этот лозунг подробней расписать. И в конце обязательно добавить: "Поскольку Второй храм сгубила наша беспричинная ненависть, то свой Третий храм мы можем отстроить только беспричинной любовью". Читать дальше |
Вот уж не думал, что31 июля 2014 года, 14:29 буду писать на эту тему в своем блоге. Но потом порассуждал и решил, что раз здесь затрагивается такой вопрос, как помощь одних евреев другим, то почему нет? Дело в том, что в течение нескольких дней получил (вы не поверите!) сразу три письма с просьбой помочь найти способ доставить из "стран рассеяния" посылки в адрес израильской армии, воюющей в Азе. Тема настолько не моя, что первой моей реакцией было развести руками, хотя я подумал, кому перенаправить письма из тех, кто сумеет дать совет, как это можно сделать. И только потом обратил внимание на одну деталь. Читать дальше |
Дело в том, что29 июля 2014 года, 16:07 талантливые люди, очень часто, неудобны в общении. Они создают массу бытовых сложностей и хлопот, за которые обществу приходится расплачиваться буквально нервами, но другого выхода нет, поскольку то же самое общество движимо вперед исключительно этими талантливыми, заносчивыми, нетерпимыми и предельно самовлюбленными людьми. Им до всего есть дело, они все видят в искаженном ракурсе, они не боятся шокировать, и им – в конечном счете – решительно плевать на всеобщее о них мнение. У них есть друзья, но и к друзьям они резко ревнивы, так что вся дружба – до первого срыва. Читать дальше |
Подарить без обиды27 июля 2014 года, 15:42 Жена долго ищет книгу в подарок мужу на Сукот или Шавуот. Именно ту, о которой тот давно мечтает, но достать которую никак не удавалось. Тираж в магазинах закончился, допечатку обещали через несколько месяцев, но она-то знает, как супругу хочется приобрести именно это издание. И наконец, сБ., вот она, эта книга, лежит на витрине в магазине отдаленного района, куда жена приехала на такси в последней надежде ее купить. Довольная, она возвращается домой, представляя себе, как обрадуется муж, когда она протянет ему красивый пакет, перевязанный ленточкой, и извлечет оттуда том с комментариями на Тору, который он так хотел получить. И расскажет она ему, каких трудов стоил ей этот подарок. Сколько дней она охотилась за ним. Читать дальше |
"Уж сколько раз24 июля 2014 года, 22:28 твердили миру". В смысле, лесть некрасива, вредна и лаяй. А воз и ныне в том, что в сердце льстец всегда отыщет уголок. То есть, оглянется по сторонам, увидит, что рядом нет друзей и соратников, которым он недавно объявил, что стал соблюдать Тору, заделавшись религиозным евреем, – вздохнет и скажет начальнику: вы самый хороший! Лесть Торой безусловно запрещена. Сказано: "Не льстите в Стране, потому что кровь ее оскверняет" (Бмдбр 35:33). Лесть подобна убийствам, там, где пролита кровь, Всевышнего нет, Он ушел. Будете льстить = Он уйдет. А поскольку Он обещал, что никогда евреев не покинет, – уходя из Страны, Он берет их с собой. Читать дальше |
О поведении в сетях (не про рыб)21 июля 2014 года, 14:52 Известна политика нашего сайта: никаких интернетов! Поэтому у нас нет внешних ссылок. Но не будем обманывать себя: люди ходили в интернет и будут ходить. Просто здесь, на Толдот, чистое место, а там далеко не очень. Тем не менее, как и в любом другом общественном месте, надо уметь себя вести. Потому и возник вопрос – что говорит на эту тему Тора, еврейский мусар? Особенность общения в интернете – почти полная анонимность и связанное с ней чувство некоторой безнаказанности. Понятно, что и в интернете можно оставаться приличным человеком. Но как себя вести с не очень приличными? Читать дальше |
В каком случае от злодея бежим? А в каком догоняем?19 июля 2014 года, 21:18 На днях при обсуждении пройденного отрывка Талмуда (про раби Элазара бен Шимон) возник вопрос. Раби Элазар не ответил на приветствие человека, которого счел неучем. Читать дальше |
Новый трактат Талмуда15 июля 2014 года, 05:42 Слава Б-гу, только что вывешен первый видео-урок нового цикла изучения Талмуда! Начинаем четвертую главу трактата Брахот. Любой может к нам присоединиться. Смотрите сами. Если вы давно мечтали начать знакомиться с Талмудом – самое время. Перед вам экран, урок идет в щадящем режиме, т.е., не сломя голову. Все можно понять и усвоить. К уроку прилагается текст с переводом и всеми главными комментариями, составленными на понятном русском языке (без всякой зауми). Где надо – таблицы, повторение, закрепление и пр. академическое сопровождение. Есть и лист оригинала – прямо из Талмуда. Скачиваете и учите вместе с нами. Читать дальше |
Молитва силы10 июля 2014 года, 13:57 Все говорят – сила молитвы. Но ведь и у сильного человека есть своя молитва, молитва силы. Он потому и праведник – что сильный. "Кто сильный? – Тот, кто справляется с собой". А есть и другое определение: "Кто сильный? Тот, кто помогает людям". Кстати, что нам мешает стать праведниками? Смотрим на него и задаем себе вопрос: можем ли мы так? Смотрим на то, что он сделал. И оказывается, что в большинстве случаев – можем. Тогда почему не делаем, как он? Ответ: потому что забыли, что мы тоже праведники. Читать дальше |
"Отказаться от 4 тысяч рублей в день? Ребе, я на такой подвиг не способен"30 июня 2014 года, 17:36 История про Хафец-Хаима. Даю ее в том виде, как она у меня записана в конспектах к видео-уроку ("Замечание"), не меняю ни слова – потому что некогда, месяц тает на глазах. А сам урок прошел буквально 3-4 часа назад. Рассказ привел в своей книге раби Яаков Нейман. Однажды Хафец-Хаим прибыл в Чернигов. Там, между прочих дел, ему сообщили, что один еврейский предприниматель нарушает субботу. А именно, его фабрика работает по субботам. И так оказалось, что тот фабрикант был верующим человеком. (А что, очень удобно, ты соблюдаешь, а твоя фабрика работает.) Пришел к нему Хафец-Хаим и поговорил, объяснил, что так делать нельзя. Тот посетовал, что не может закрыть фабрику в субботу, ибо фабрика дает доход 4 тысячи рублей каждый день. Каждый день! Ребе, как можно отказаться от 4 тысяч даже всего лишь за один день в неделю?! Читать дальше |