Замечания. Плюс «парадокс еврейских близнецов»Вчера, 20:24 Нашел у себя россыпь |
Пара слов о законе по поводу пьянства в Пурим19 марта, 20:53 Давно хотелось написать не занудно нравоучительное, а что-нибудь серьезное, актуальное и злободневное, например о том, как пить вино в Пурим, – причем с точки зрения закона. и поскольку тема не из самых мной любимых, коснемся только одного аспекта: вино и молитва. Можно ли выпить в Пурим, а потом молиться, произносить благословения, говорить Шма? |
Потому что бык, а не теленок12 марта, 20:35 Случаются моменты, когда ты не обязан сделать что-либо другим, но чувствуешь, что обязан, – и делаешь. Как назвать такое дело – добровольное или обязательное? Участвовать в строительстве синагоги своей общины: с одной стороны, можешь в нее ходить после строительства, не потратив ни шекеля на ее возведение, – никто тебя не прогонит, с другой стороны – как бы обязан внести свой вклад, нет? |
Почему теленок, а не бык?6 марта, 19:30 В заголовок вынесен вопрос. Но прежде чем его задать развернуто, вспомним о вопросах, заданных на прошлой неделе. [Теперь так модно задавать вопросы, предлагать шарады и ребусы, что без них даже стыдно писать текст на публику, никто не поймет. Вот и я проявил слабость, каюсь.] Ответы на три задачи. Первая: приведите пример работы, которая в субботу разрешена, а вот в йом-тов (праздник) человек, ее совершивший, будет наказан страшным наказанием – ударами ремнем (מלקות). |
Кражи и насилие – это не о нас28 февраля, 10:46 Сначала несколько задач, а потом сам текст заметки, не связанный с задачами. Поэтому, если кто-то не любит лишних вопросов, может сразу пропустить вопросник и перейти к тексту, он сегодня снова немного на тему войны в Газе. |
Вот не мастер я писать аннотации21 февраля, 19:38 Отправил в издательство первый том перевода трактата Бава-Кама. Теперь надо сочинить предисловие и аннотацию. Аннотация как бы есть: "Трактат Бава-Кама из Вавилонского Талмуда представляет собой свод тщательно сформулированных принципов того, что называется справедливостью и ответственностью во всем, что касается частной собственности. Древний текст обсуждает фундамент права на собственность, а также законы компенсации за ущерб, включая вопросы морали, оставаясь актуальным и сегодня. Его изучение помогает лучше понять основы права и морали, что ценно в современном обществе". Нормальная аннотация? Видно, что корявая, но дело в том, что я ее получил пять минут назад от Искусственного Интеллекта, обратиться к которому может любой. Читать дальше |
Гет со свининой14 февраля, 17:28 Приходят американцы и говорят: "Мы поставим вам самолеты F‑100500, то есть лучшие в мире, а вы дадите обещание, что никогда, ни при каких условиях не будете их использовать против мирного населения, даже если террористы сделают его, это мирное население, живым щитом". Можно подписывать такой договор? |
Советы рава для нас, сегодняшних7 февраля, 20:46 Отмечался йорцайт (годовщина смерти) великого раввина нашего времени, рава Яакова Эдельштейна, зацаль (благословенной памяти). Сразу несколько ресурсов выпустили воспоминания о нем и повторили его советы, которые он давал людям в то время, когда был главным раввином всего Центрального Израиля. А был он им в течение 70 лет! Отрывки из советов проникли и в русскоязычную печать. Мне показалось, что самое время посмотреть на них сквозь призму наших сегодняшних проблем. |
Война и жестокость31 января, 15:39 Война ожесточает сердце. Особенно у тех, кто вынужден воевать, – даже если война оправдана, справедлива и обоснована. Убивший человека уже не станет тем, кем он был до убийства, – независимо от того, убил нечаянно или убил намеренно, когда нельзя было не убить, поскольку на него и его страну напал враг. Война, которую мы ведем в Газе, – праведная, но она не может не повлиять на еврейское сердце. Пророк Шмуэль передал царю Шаулю приказ Всевышнего пойти войной на Амалека и все у него истребить. Читать дальше |
С кого будет спрошено, если не с меня?22 января, 19:13 Доводится слышать, что нынешние беды на наш народ обрушились из-за того, что евреи забыли о своем еврействе. Иногда следует уточнение, какие евреи и о каком еврействе. Но в целом бытует самая общая форма. Слыша такое, прихожу к выводу, к которому меня такое сообщение как бы подталкивает: а если бы евреи не забыли о том, что они евреи, то было бы всем нам сейчас намного лучше. Что, правда, несколько утешает: не знаю, как вы, но лично я, Реувен Пятигорский, о том, что я еврей, не забыл, а значит, беды, которые постигли народ – если по большому счету, не из-за меня! А из-за других. Нравится вам такая позиция? |