Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры

Призыв в армию харедим

Отложить Отложено

Почему вы, харедим, не идете в армию, а идете все в ешиву?

Это, как известно, один из главных больных вопросов во взаимоотношениях между харедим и остальными израильтянами.

Вопрос, почему харедим не идут в армию, часто звучит в связке с другим: почему всех детей харедим посылают учиться в ешиву, где они изучают только Тору? 

Перед тем, как ответить, приведем еще один вопрос от критиков обычая посылать всех детей харедим в ешиву. Они отмечают: хотя харедим заявляют, что во всем придерживаются традиции, на самом деле всеобщее обучение в ешиве - это новый феномен, никогда такого не было! Ведь не так давно - до войны - ситуация в религиозном мире была другой. Тогда большинство людей работало, и только горстка гениев шла в ешиву.

И это правда. Тогда еврейский мир действительно был другим. Простое доказательство: еврейской армии тогда тоже не было.

Кому-то хочется вернуться в тот мир? Как-то не думается, что именно этого добиваются сегодняшние критики харедим. (Кстати, а я думал, что харедим обвиняют в жизни «по-старому». Или все-таки «по-новому»?) Значит, мы согласны, что мир может меняться, и, соответственно, может, а то и должен меняться наш подход к выживанию в этом мире.

История революционных перемен

Что именно это означает на данном этапе, скоро рассмотрим, но для начала, немного истории. Изменение подхода к выживанию в этом мире вообще, и к сохранению Торы в частности было проделано уже далеко не в первый раз.

Так, Нецив описывает значительную перемену, произошедшую уже более двух тысяч лет назад. Изначально все колена Израиля занимались земледелием, и только одно - левиты - посвящали себя служению Б-гу. Причем основным способом служения в те дни было приношение жертв в Храме, а также самосовершенствование до уровня пророчества.

Но потом был разрушен Первый Храм, евреи впервые были изгнаны со своей земли, восстановленный Второй Храм уступал по святости Первому, а также завершилась эпоха пророчеств. И тогдашние духовные лидеры народа - Мужи великого собрания - осознали: грядет другое время. Настанет долгая эпоха, когда Храма не будет вообще, а с ним и возможности служить Б-гу жертвоприношениями. А пророки исчезают уже сейчас. Значит, основной способ служить Б-гу станет иным.

Каким же? Изучением Торы, а также молитвами. Только так можно будет поддерживать особые отношения с Б-гом и обеспечивать выживание маленького и беспомощного народа, изгнанного в джунгли сильных мира сего. Поэтому те лидеры упорядочили молитву, составив Сидур. А в плане изучения Торы провозгласили (Авот 1:1): «Воспитайте много учеников». Чтобы не только колено левитов, немногочисленная элита обретала глубокие познания в ней, а широкие слои народа.

После того как Второй Храм действительно был разрушен, и усилилось рассеяние и преследования народа, раби Йеуда а-Наси почувствовал, что необходимы дальнейшие перемены. До сих пор была Письменная Тора (Танах), и Устная - комментарии к Письменной и практические законы, которые передавались из уст в уста и не должны были записываться. А то, если их запишут, человеку в принципе необязательно будет идти к наставнику, чтобы перенять у него, он и сам сможет читать. А Тору важно перенимать у наставника - чтобы перенять и школу, иначе неизбежны неправильные трактовки, да и в целом получать воспитание, чтобы была крепкой цепочка традиции.

Но раби Йеуда а-Наси решил: все-таки надо записать и Устную Тору, иначе, в условиях изгнания, она на практике забудется. А этого допустить точно нельзя, уж лучше нарушить один из ее же принципов. Как написано (Теилим 119:126): «Время действовать ради Г-спода - нарушили Твою Тору». Поэтому он записал Мишну - основные утверждения и законы Устной Торы, а следующее поколение мудрецов записали и Гемару - анализ Мишны. Так появился Талмуд.

Затем - уже в средние века - были записаны разные комментарии к Талмуду, начиная с Раши. Хотя теперь вышеупомянутый соблазн увеличился еще больше: сам Талмуд еще был записал так, что все-таки для полноценного понимания был необходим наставник, но теперь его отчасти заменяли эти комментарии.

Также на протяжении последнего тысячелетия были записаны разные своды практических законов, начиная с Рамбама в средние века, далее Шульхан Арух в Новое время, и вплоть до современных авторитетов. Каждый раз возникала оппозиция: изучая Талмуд, даже самостоятельно, надо корпеть над его словами, чтобы вывести окончательный закон, а теперь он подается «на тарелочке», и не надо будет даже Талмуд изучать. Хотя это все равно продолжали делать.

В 17-м веке потребовались дальнейшие перемены. С одной стороны, после погромов казаков Хмельницкого и фиаско с лжемессией Шабтаем Цви, восточноевропейское еврейство находилось в подавленном состоянии, многие евреи чувствовали себя затерянными на широких пространствах бедных земель с антисемитским окружением. С другой - на Западе наступала эпоха Просвещения, с ее брожением умов и новой жаждой открытий и познаний. Еврейский мир отреагировал соответствующе. В Галиции и смежных регионах центральной Европы зародился хасидизм. Его центры во главе с Ребе стали маяками и центрами притяжения для затерянных евреев, и воодушевили их новым акцентом на радость в служении Б-гу.

А в еврейской Литве были основаны ешивы. Доселе, хотя любой мог изучать Тору, в основном это делалось в каждой общине по отдельности, раввины воспитали учеников и преемников. Теперь же ешивы, тоже как маяки, привлекали живые умы и таланты отовсюду, и становились центрами еврейского просвещения, каждый со своей школой.

Итак, налицо тенденция, целый исторический процесс: Тора делается все более доступной, и расширяется мир тех, кто ее изучает. Потому что она - единственный способ сохранения идентичности народа и его связи с Б-гом. И по мере усиления давления на народ в изгнании - и «кнутом», физическими угрозами, и «пряником», соблазнами ассимиляции - и ослабления силы народа, становится необходимой мобилизация все большего количества людей на эту духовную войну.

Тотальная мобилизация после Холокоста

Наконец, наше время. Не просто изменения, а великие потрясения. Революция, мировые войны и Холокост. Уничтожение большей части европейского еврейства и ассимиляция огромной части советского и американского. А затем - образование Израиля - и сразу новая смертельная угроза последнему со стороны окружающих арабов.

В свете этого основатели Израиля заключили: Израилю необходима сильная армия. В которую должны быть мобилизованы все. Что поделать, необходимость, иначе не выживем.

Но Холокост не просто высек огромную долю еврейского народа - он уничтожил основные центры Торы, целый ее европейский мир. От него остались лишь осколки, включая ряд великих раввинов, которым удалось добраться до берегов Америки и Израиля. И им, в свете тех же катастроф, было так же ясно: не только еврейский народ, но и Тора на грани уничтожения. Поэтому необходима тотальная мобилизация, для восстановления потерянных кадров.

И принялись они строить новые еврейские религиозные миры, в Америке и Израиле. Основывать ешивы и посылать в них не самых гениальных детей, а всех. Настало время воистину всеобщего доступа к Торе и воспитания максимально возможного количества учеников, даже если качество не всегда высшее - уж какое есть. Как при тотальной мобилизации в армию берут всех, какие есть, не умеешь - научим, хоть чему-то.

Таким образом, харедим вовсе не уклоняются от призыва в армию и от разделения бремени сохранения народа. От тотальной мобилизации.

Они - тотально мобилизованы и призваны.

В армию учащихся ешив и коллелей, которая обеспечивает сохранение Торы, духовной основы еврейского народа, его изначальной и, в конечном счете, единственной базой идентификации.

И эта армия, как и всякая другая, требует финансовых вложений. Правда, гораздо меньшего объема. Да и мы не столь прихотливы.

Призывники ешив не подвергаются смертельной опасности? Да. Хотя и в армии большинство солдат не подвергается, а только те, кто в боевых частях. И генералы не подвергаются. Но на них бо́льшая ответственность. Сделал неправильное решение генерал или даже кто-то попроще, сидящий за пультом - множество солдат заплатили жизнью. И на тех, кто обеспечивает духовную базу народа, тоже бо́льшая ответственность. Не доучил кто-то из них свою часть Торы, не помолился, как следует - тоже множество солдат заплатили жизнью. В этом мире с него, может быть, не спросят, но на том свете… А ведь там все строже.

Кто не идет в армию, тот презренный уклонист, не желающий разделять бремя обороны народа от смертельной опасности?

Да, мы понимаем это чувство.

Мы согласны!

Только мы - совсем не такие уклонисты. Мы благодарны израильским солдатам за обеспечение физической обороны народа, а сами вносим такой же важный вклад - обеспечиваем духовную оборону. И каждый наш мальчик с раннего возраста воспитан в этом духе - защитить свой народ от опасности, продолжить цепочку его многотысячелетней истории.

И когда кто-то заявляет, что необходимо отменить весь этот призыв в ешивы и вместо этого призвать религиозных парней в армию, для нас это звучит примерно так же, как прозвучали бы для генералов призывы отменить призыв в армию и вместо этого призвать всех солдат в ешивы.

Уж, если о чем говорить, может быть, лучше о какой-то координации между разными «родами войск»? Когда армия должна выполнить какую-то операцию, мы будем усиливать изучение Торы и молитвы. А когда ситуация обостряется до такой степени, что армия мобилизует резервистов, может, и нам мобилизовать в ешивы их выпускников, которые сегодня уже не так много учатся: пусть пойдут и снова поучаствуют в «войне Торы» (мильхамта шель Тора), используют полученные в свое время навыки. Здесь есть о чем поговорить, было бы понимание и желание.

Кухня общества

Задаются, однако, дальнейшие вопросы.

Допустим, после Холокоста действительно наступила необходимость тотальной мобилизации в ешивы для восстановления кадров. Но ведь с тех пор уже тоже прошло время, и к сегодняшнему дню общество харедим разрослось - и кадры во многом восстановились, не так ли? Значит, снова поднимается вопрос: нужно ли «призывать» в ешиву всех без исключения?

На что представители харедим отвечают: но ведь и израильская армия, и ее задачи уже не совсем те. Время идет для всех, и ситуация меняется по всем фронтам. Так, раньше угроза была от армий окружающих стран, стремящихся завоевать страну. Теперь - больше от террористических группировок или далекого Ирана, стремящихся завалить ракетами. В результате этих и других изменений, сегодня воюют уже не числом солдат, не «пушечным мясом», а умением - и технологиями.

Поэтому и армии больше нет смысла призывать всех без исключения. Без харедим она точно обойдется (и это давно было ясно: их призыв обошелся бы только дороже и больше создал бы проблем для армии, чем помог), да и без других призывников тоже. Пора делать ее профессиональной, как в других развитых странах Запада: пусть туда идут добровольно те, кто обладает необходимыми данными, как на работу, и получает за это зарплату. Как те же полицейские или пожарные.

Но нет, отказаться от всеобщего призыва израильское общество совсем не спешит. Почему?

Потому что с самого начала израильская армия была больше, чем практическим средством обороны от врагов. Она также была тем, что сегодня называется «скрепой», сплачивающим фактором израильского общества. И - его «кухней». Армия - это общество и среда с определенным менталитетом и идеалами, духом и атмосферой, и песнями, которая воспитывает израильтянина

Отчасти именно поэтому тот, кто не идет в армию, воспринимается светскими израильтянами так негативно: это не просто человек, который «не вносит вклад в оборону страны». Это «неполноценный израильтянин» и потому, в их представлении, «неправильный еврей». Презренный и жалкий человек, не понимающий, как важно и почетно принадлежать к этому особому обществу, не прошедший его «школу», не впитавший его дух. Во многом не «один из нас», собрат по оружию, единомышленник, а «чужой»!

И это чувство тоже знакомо харедим. По их собственной ешивной армии. Она тоже - не только средство обеспечения кадров изучающих Тору, раввинов. Она тоже - «скрепа» и «кухня» общества харедим. Тоже среда с определенным менталитетом и идеалами, духом и атмосферой, и песнями, которая воспитывает ортодоксального еврея, хареди.

И тот, кто не идет в ешиву, воспринимается харедим не просто как человек, не изучивший достаточно Торы, а как «неполноценный хареди», не прошедший «школу» этого общества, не впитавший его дух.

Посылать детей харедим в израильскую армию? Обороноспособности государства, как сказано, это не поможет, зато обществу харедим нанесет катастрофический ущерб. Ибо молодой человек, прошедший не свою ешивную армию, а израильскую, впитает иную атмосферу и станет другим. Уже не тем типом хареди, который в этом обществе считается жизненно важным воспитать.

А то, может быть, зеркально призвать также светских израильтян в ешивную армию, чтобы и они вносили в поддержание духовной базы народа? На это, конечно, никто не пойдет: не хотим превратить наших детей в харедим, людей совсем иного склада, духа и менталитета. Хотим, чтобы они были по духу израильтянами.

Но тогда и нас не надо заставлять. Можно говорить о единстве народа, в этом мы тоже согласны, но при этом принять как факт, что в этом народе есть не только разные люди, но и разные общества, и у каждого из них своя роль. И кто хочет сохранить израильскую армию и как средство обороны, и как «скрепу» и «кухню» общества, пусть не сердится, что и харедим испытывают подобные чувства в отношении своей ешивной армии.

Хотят ли политики призыва?

Ну и не станем даже упоминать тот факт, что процент харедим, идущих в армию, в последнее время только растет.

Но - когда в правительство вошла партия Лапида и настояла на принятии закона об ускорении этого процесса - он замедлился. Потому что одно дело - когда изменения происходят естественным образом. Другое - когда извне пытаются надавить и заставить что-то сделать. Это обычно вызывает чувство, что «они нам навязывают», что «пытаются разрушить наш мир» - и нежелание подчиняться, сопротивление. Что и произошло: тогда в обществе харедим отношение к призыву только резко ухудшилось, что совсем не воодушевило солдат-харедим.

Поэтому если и добиваться призыва харедим, то лучший способ - оставить их общество в покое, и тогда будет шанс, что это произойдет само по себе. Или еще лучше - запретить им идти в армию! Как известная притча о внедрении картофеля в России.

Если же звучат обещания политиков «решить проблему» давлением и принуждением, то возникает вопрос того же типа, какой уже задавали: кому-то нужен реальный призыв харедим и их интеграция в армию? Или имидж «борца за равноправие» и голоса на выборах? Это не одно и то же!

Теги: Талмуд, Тора, Ешива, изучение Торы, Холокост, Политика, Хасиды, Ортодоксальные евреи, Актуалия, изгнание, Арабо-израильский конфликт, История еврейского народа, государство Израиль, Армия, Арабы, Харедим, Призыв в армию